54
55
56
ТЕХНИКА /НОВИНКИМАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВмериканская фирма «Джентекс» известна фотохромными зеркалами заднего вида. Бросив взгляд вперед, инженеры предложили автоматическую систему управления головными фарами «Смарт-Бим». Представьте: темная ночь, пустынное шоссе... сверхминиатюрная видеокамера сканирует пространство на расстояние до 600 м. Если соединенный с ней компьютер не распознал огней встречного или попутного автомобиля, автоматически включается дальний свет. Но вот в поле зрения появились фары или габаритные огни другой машины. Свет тут же переключится на ближний, не допуская ослепления водителя через ветровое стекло или зеркало. Правда, неожиданная смена освещения может вас напугать, поэтому лампы дальнего света автоматика гасит постепенно, как люстру в театре. Скорость «затемнения» регулируется в зависимости от быстроты сближения. А если встречный автомобиль вынырнул из-за пригорка, дальний свет вашей машины выключится моментально.АУМНЫЙ ЛУЧся, дальний свет включается ленивыми водителями лишь в четверти тех случаев, когда он действительно необходим!НЕ ОСЛЕПИТ ВСТРЕЧНОГО ВОДИТЕЛЯНовинкой «Джентекса» более всего заинтересовался «Форд», который намерен оснащать ею «линкольны» образца 2004 года.Насколько благотворно скажется применение «умной» фары на безопасности ночной езды, можно судить по статистическим данным департамента транспорта США: оказывает-ВПЕРЕД-НАЗАД,На Женевском салоне «Бош» продемонстрировал стеклоочиститель с компьютерным управлением для модели «Рено-Вель Сатис». Отказ от кривошипного механизма в пользу реверсивного электродвигателя - лишь одна из сторон новой конструкции. Механизм уменьшился в размерах, стало проще при выключении стеклоочистителя прятать щетки. Само собой, компьютер может плавно регулировать скорость движения щеток по сигналам датчика дождя и даже... менять площадь зоны очистки, если обнаружит на стекле ледяной нарост, грозящий остановить процесс. сты «Даймлер-Крайслера» решили зайти с другой стороны и занялись непосредственно вентилируемым тормозным диском. Он состоит из двух шайб, разделенных 35 ребрами вентиляторных лопаток. Осветив лучом лаСКРИП ТОРМОЗОВ ВСКОРЕ УЙДЕТ В ПРОШЛОЕ зера его вибрирующую со звуковой чаочему скрипят тормоза? А потому под смычком, чем заглушить голос стотой поверхность, ученым удалось же, почему играет скрипка или тормозного диска. Какие только добавснять графики этих колебаний. Выяспищит нож по стеклу. Физики ки в материал фрикционных накладок нилось, что уже через пол-оборота подавно уже описали процесс возбуждене вводили - все без толку. Замолчав на сле прижима колодок возбуждается ния автоколебаний под воздействием одном из режимов, диск заводил свою резонансная форма частотой около двух килогерц. Она-то и оскорбляет сухого трения. Оказалось, правда, что песню на другом. наш музыкальный слух. А что, если негораздо легче заставить пилу «петь» И вот - новое решение. Специалимного укоротить ребра-лопатки? Визг остался, но его тон понизился на 100 Гц. Тогда решили действовать избирательно: срезали верхушки лишь у шести ребер через каждые 60°. Результат превзошел все ожидания - диск замолк! Нет, он по-прежнему хотел бы показать свой дискант, но... «запутался» в частотах: только начнет раскачиваться на двух килогерцах, как под колодку попадает участок, настроенный на 1900 Гц. Попытается взять эту низкую ноту, как снова заставляют повышать частоту. Так и остановилось колесо, не издав ни звука. Исследователи довольны: есть рецепт бесшумных тормозов и, между прочим, не только автомобильных. Уже опробованы - и с успехом - железнодорожные варианты, значит, тише станет на вокзалах ив метро. Лазерная терапия позволила вылечить застарелую болезнь тормозов.ТИШЬ ДА ГЛАДЬПТУДА И ОБРАТНОСами «дворники» тоже претерпели изменения: исчезла металлическая конструкция, напоминающая мостовые пролеты. Отныне резинку прижимает к стеклу интегрированная с ней плоская пружина. В результате не только улучшилось качество очистки, но и снизилась высота щеток. А это - плюс к аэродинамике всего автомобиля на больших скоростях. Кстати, такими «дворниками» уже обзаводятся серийные автомобили - первооткрывателем стало новое купе CL от «МерседесБенц».Q - точки реверса Q - место укладки «дворниковТАК ХОДЯТ ПО СТЕКЛУ «ДВОРНИКИ», н оих МОТОР КРУТИЛСЯ ВСЕГДА В ОДНУ СТОРОНУ *©5/200155 I ТЕХНИКА |/НОВИНКИДОРОГА ПОДСКАЖЕТВщее. Казалось бы - дорого, но не надо забывать, что в этом случае размер и возможности обрабатывающего информацию компьютера практически не лимиШОССЕ ОБРЕТАЮТ ГЛАЗА И ГОЛОС тированы, как и захватывающие дух перспективы. Вот только три из продемонстрированных журналистам сценариев. На одном из участков полигона искусственно создан непроницаемый туман, а через 200 метров на дорогу «от урагана» упало дерево. Ни видеокамеры, ни радар его не видят. Но... препятствие замечают датчики, скрытые в дорожном полотне, и сообщают о нем экспериментальному автомобилю, вовремя побуждая водителя притормозить. Второй пример: выскочив из тумана, автомобиль на хорошей скорости приближается к здоровенной луже, спрятавшейся за подъемом. Влети он в нее аквапланирования не избежать. Но лужу заметили камеры, установленные вдоль трассы, и также выдали предупреВпереди автомобиль, оборудованный автономной системой, за ним - AHSI. ждение. Наконец, «городской» перекресток. японском «наукограде» Цукуба рожньгми знаками и светофорами, с попод Токио на презентации «Смарт мощью процессоров отдавая команды Из-за неправильно припаркованного Круиз 21» («Умное путешествие двигателю и тормозам, а скоро, вероятгрузовика водитель не видит помехи XXI века») прессе были продемонстрино, и баранке. Но вот чего они не могут справа. Но о ней сообщают уличные карованы итоги четырехлетних исследова- так это заглянуть за поворот, предвимеры слежения - столкновения не будет. В ходе заездов соревновались в безоний, проведенных ассоциацией AHSRA деть поведение автомобиля, приближа(Advanced Cruise Assist Highway System ющегося по пересекающей улице. Ликпасности две машины - две концепResearch Association) в сотрудничестве с видировать это белое пятно и призвана ции: одна, вооруженная до зубов собсистема AHSI (Advanced Highway ственными видеокамерами и радаравездесущим «Даймлер-Крайслером». Мы неоднократно рассказывали о хиSystem Information - передовая система ми, и другая, снабженная «лишь» средтроумных компьютерных системах расдорожной информации), работающая, ствами приема внешней дорожной инпознавания образов, способных почти правда, пока лишь на специальном поформации от системы AHSI. В аварию избавить водителя от обязанности упралигоне в Японии. Идея проста: датчики, не попала ни одна из них, а ученые влять автомобилем. Электронные глаза радары и видеокамеры расположились пришли к выводу: будущее за автомовидеокамер и радаров сами следят за пене в автомобиле, а вдоль дороги и постобилем, объединяющим достоинства шеходами, другими автомобилями, до- янно сканируют все на ней происходя- обоих подходов! личие от бумажной версии, цифры бегут, как на таксометре. Но вот, наконец, вы завершили все свои дела и вновь трогаетесь в путь. Квитанция на дисплее гаснет, а с вашего банковского счета... автоматически списывается набежавшая сумма. Новая система избавит от необходимости содержать штат контролеров и, кстати, лишит казну всяких шансов собрать... штрафы за просроченное время. Остается лишь задаться вопросом: а что будет, если на стоянку зарулить на машине, не оборудованной новой системой? И куда денется благонадежный водитель БМВ, зарезервировавший данное место?БМВ ИЩЕТ ПАРКОВКУ...С ПОМОЩЬЮ БОРТОВОГО НАВИГАТОРАБМВ в сотрудничестве с информационной службой Кёльна провела интересный эксперимент, который в самом ближайшем будущем может стать повседневной реальностью. Цель - быстро и удобно припарковать машину в центре мегаполиса. Вам, как водителю, надо только задать бортовому навигатору конечную точку поездки. Он самостоятельно связывается с близлежащими парков-ками, выясняет, где есть свободные места, и выводит соответствующую информацию на дисплей. Выбрали? Смело нажимайте нужную «кнопку», и компьютер немедленно зарезервирует место вашему автомобилю, предварительно рассчитав ориентировочное время прибытия. На экране появляются стрелки-указатели, ведущие к цели. На стоянке же дисплей приобретает вид квитанции на оплату парковки. Только в от-