КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ /ОПЫТ ЭКСПЛУАТАЦИИА У НАС В «САМАРЕ» ГАЗЗАКОНЧИЛИСЬ РЕДАКЦИОННЫЕ ИСПЫТАНИЯ «ГАЗОВОЙ» «ДЕВЯТКИ»Т КТ / АНАТОЛИИ КАРПЕНКОВ ЕСЗаметки о многотрудной жизни синей «девятки», похоже, близятся к эпилогу. Автомобиль действительно начал уставать и стал требовать более серьезного ремонта. При пробеге 82 000 км, наконец, удалось выяснить причину «одышки» мотора. Ревизия датчика-распределителя, коммутатора, свечей зажигания, промывка и чистка карбюратора не давали ответа. Дефект окаОднозначно связать разрушение клапана с газозался довольно необычным. Из праквым топливом эксперты не решились. тики известно, что катушка зажигания либо работает, либо нет. «Сухая му - из-за лепестков центральной катушка» ведет себя хитрее. Межвит- диафрагменной пружины. На 93-й ковое замыкание в ней практически тысяче в очередной раз обновили не отразилось на пуске, да и двигатьшаровые опоры. Износились резинося автомобиль мог, но как! Заметно вые подушки и сайлент-блоки рычаухудшалась тяга под нагрузкой, что гов передней подвески. Пришлось породило мрачные мысли о состояменять и подшипник заднего правонии двигателя. К счастью, замена го колеса из-за повышенного люфта. штатной катушки сразу оживила моЧерез 30 тыс. км после замены реечтор. ного рулевого механизма на новый в За отчетный период автомобиль нем вновь появились стуки. Причина прошел два ТО. Кроме регламенточевидна - износ опорной втулки ных работ, на нем заменили изнорейки. шенные тормозные диски в комплекОбычно с приходом зимы после те с колодками и две опоры силового слякотной осени ориентироваться на агрегата. Резиновые подушки опор шоссе в темное время суток станопросели настолько, что позволяли вится легче даже на автомобиле со шкиву привода генератора контактистаренькими фарами. Однако зима ровать с брызговиком моторного от2001 года оказалась весьма «грязной». Затертое и отпескоструенное сека. На 86-й тысяче неожиданно сломаветровое стекло бликовало настольлась по сварке вилка выключения ко сильно, что разъезд со встречнысцепления. Когда ее меняли, выясними в ночное время стал небезопасен. лось, что подошел срок и сцеплению Мы вынуждены были заменить стекв сборе: ведомому диску - по износу ло, а заодно износившийся уплотнифрикционных накладок, нажимно- тель пятой двери.Хотелось бы поделиться опытом эксплуатации ВАЗ-21093 зимой (эти советы справедливы для всех моделей «восьмого» семейства). Чтобы на автоматической мойке вам не отломили наружные зеркала, не поленитесь дважды в год (весной и осенью) снять их и смазать привод регулировки, механизм фиксации и сферическое углубление крепления зеркального элемента к корпусу «Литолом» или другой подобной смазкой. В периодическом уходе нуждаются замки передних дверей. Вся работа отвернуть гайку на торцевой поверхности двери и, аккуратно отведя заднюю часть ручки от дверной панели, обильно смазать механизм привода запора консистентной смазкой. Перед началом зимы ив конце ее желательно снять, разобрать и смазать консистентной смазкой оси привода стеклоочистителей, предохранив их от попадания влаги и, главное, солевого раствора. Смазанные оси не заклинят при внезапно ударившем морозе. На наш взгляд, неудачей закончилете... Поэтому настройки не могут ся эксперимент с «намордником» быть в равной мере оптимальными (чехлом на переднюю часть капота), как для бензиновой смеси, так и для хотя результат нетрудно было предгазовой. Из-за этого, якобы, в конечвидеть. Мало того, что грязи и насеном счете перегреваются и выходят комых на ветровом стекле не стало из строя выпускные клапаны и седла. Теперь от теории к практике. Посменьше, так еще после мойки автомобиля или поездки под дождем ле пробега 108 тыс. км (из них 78 тыс. процедура поднятия капота сопровона пропан-бутане) прогорел выпускждалась обильным излиянием в моной клапан третьего цилиндра. Разторный отсек воды, скопившейся в личные специалисты (в том числе и «наморднике», словно в губке. А из НАМИ) оценили состояние депуск «залитого» мотора не всегда лефектной головки... и ни один не гок. Но самое неприятное не в этом. взялся утверждать однозначно, что Чехол, конечно, защищает капот от причиной разрушения клапана стал прямой «пескоструйки». Однако при сжиженный газ. Грешили на уменьдвижении автомобиля он «дышит», шенный зазор в приводе, хотя теплоколеблемый потоком встречного возвые зазоры систематически регулидуха, и абразив из песка и грязи, неровались. С другой стороны, никто избежно собирающийся под чехлом, из экспертов не исключил негативноделает свое черное дело. Лакокраго влияния газового топлива. Так височное покрытие страдает гораздо новен ли пропан-бутан? серьезнее, чем от мелких камешков. Возможно, вкупе с другими пробНапомним, что одной из задач релемами свою лепту он все же внес. сурсных испытаний ВАЗ-21093 было Разобрав двигатель, убедились, что оценить все плюсы и минусы эксплуцилиндро-поршневая группа в отатации на сжиженном нефтяном газе личном состоянии. Кроме прогорев(пропан-бутане или СНГ). Что касашего клапана в третьем цилиндре, ется топливной аппаратуры (САГА- отметили сильный износ седел ос6), то она не приносила особых пробтальных клапанов. Не лучшим обралем. Заменили только изношенный зом сказались на долговечности мошланг подвода газа от редуктора к тора и особенности эксплуатации смесителю и лопнувший кронштейн конкретного автомобиля. Эта «93-я» крепления газового редуктора к кубольшую часть жизни носилась по зову. А вот опытный электромагниттрассам с высокими скоростями. Неный запорный клапан газа прорабоЗАТРАТЫ НА ПРОБЕГ 85-108 тыс. км* тал всего 28 тыс. км. Если учесть, что Наименование Стоимость, руб. все остальные детали и узлы в строю, Бензин АИ-93 (92) 549,5 л 4005 можно сказать, что САГА-6 достаточСжиженный нефтяной газ (СНГ) 1941 л 6689 но надежна в эксплуатации. Масло моторное, фильтры масляные, Вторая задача теста состояла в том, воздушные, топливные (по 2 комплекта) 1274 чтобы определить, наносит ли вред «Тосол» (5 л) 180 двигателю газовое топливо по сравДиски тормозные (2 шт.) 730 300 Колодки тормозные передние (4 шт.) нению с бензином или, наоборот, Свечи зажигания (4 шт.) 54 продлевает его жизнь. Напомним, Прерыватель-распределитель 316 что износ цилиндро-поршневой Рычаги передней подвески (2 шт.) 170 группы при работе на газовом топли440 Опоры силового агрегата (2 шт.) ве теоретически должен быть меньСцепление в сборе 1200 ше, так как газ не смывает масляную Вилка сцепления 85 пленку при пуске холодного двигате200 Ремень ГРМ ля. С другой стороны, относительно Уплотнитель задней (пятой) двери 86 низкая скорость горения газовой тоУплотнитель ветрового стекла 85 пливной смеси и большее октановое Стекло ветровое 518 число по сравнению с бензином треКлей для внутреннего зеркала 40 Натяжной ролик ремня ГРМ 201 бует более высокой степени сжатия и Прокладка головки блока 120 другого алгоритма опережения за167 Катушка зажигания жигания. На автомобилях с карбюраГоловка блока цилиндров в сборе 4300 торными двигателями управление 21160 Итого изменением этого угла механиче'Обслуживание в ТЦ «За рулем* ское. Степень сжатия - сами понима«Газовый» (со смесителем в карбюраторе) автомобиль требователен к регулировке топливной системы и не любит продолжительных форсированных режимов движения». редко переходили с бензина на газ и обратно (иногда без корректировки угла опережения зажигания). Кстати, у нас есть информация, что в Европе с ее «автобанными» режимами движения у «самар» на газе приходилось ремонтировать головку цилиндров после 80 тыс. км. Наша прошла на пропан-бутане практически столько же. И все-таки - стоит ли игра свеч? Давайте подсчитаем: новая головка обошлась в 4300 руб. Еще полторы тысячи - замена плюс прокладки, «Тосол», масло, ремни. Итого 7500 руб. Ровно столько мы сэкономили, используя газ в качестве топлива (и то не всегда) только за последние 30 тыс. км. Так что ремонт давно окупился. А при спокойном, «дачном» стиле езды вероятность поломки наверняка будет ниже. Напоследок информация к размышлению: у другой редакционной «93-й», которая газа «не пробовала», головку ремонтировали примерно при том же пробеге - износ распредвала, видите ли. И никакой экономии на топливе... «Газовая» «Самара» дешевле в эксплуатации, чем ее стандартный, бензиновый аналог. Окупились и аппаратура, и ремонт мотора. Окончательный разрыв в затратах не слишком велик. Однако примем во внимание, что газовая машина примерно 1/3 пробега все же потребляла бензин, и служба ее закончилась годом позже. А топливо за последний год заметно подорожало. 1»1ЗАТРАТЫ НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ за 100 тыс. км. руб.ВАЗ-21093 Общие В том числе: топливо запчасти, ТО, ремонт Стоимость 1 км пробега на газе* 55200 30800 24400 0,55 на бензине 74300 51700 22600 0,74* С учетом установки газовой аппаратуры.