124
IМЫ И АВТОМОБИЛЬ |/стоп-ляп/ПРАВОЗАЩИТА «ЗА РУЛЕМ»РУБРИКУ ВЕДЕТ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ЮРИДИЧЕСКОЙ ФИРМЫ «ПРАВОЗАЩИТА «ЗА РУЛЕМ» СЕРГЕЙ ВОЛГИН«ЗНАК0ТВ0РЧЕСТВ0»Р БИУ ВЕДЕТ / АЛЕКСАНДР ЖИХАРЕВ УР К ФОТО / О. СУХАНОВА (ХИМКИ), С. ОСЬКИН (МОСКВА), В ЕГОРОВ (САНКТ-ПЕТЕРБУРГ), А. ТЫЛИКОВ (HA3APOBO КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ)Как часто мы сетуем на то, что не установлены самые необходимые знаки (нет денег - объясняют нам). А если знаков ну очень много? В центре Пензы, на пересечении улиц Суворова и Урицкого помещена композиция (фото 1), которую можно назвать «Очень главная дорога». Настолько главная, что на нее и сворачивать-то нельзя. Как в сказке: «Налево пойдешь...» Похоже, руководители пензенских дорожных служб недолюбливают тех, кто «ходит налево», но каково остальным? В Москве другая жизнь, чем-то смахивающая на нравы Дикого Запада. Там прав был тот, у кого пистолет круче, туг - у кого побогаче «тачка». Именно так можно трактовать установку знаков на выезде с улицы Зорге на ул. Алабяна (фото 2). Для законопослушных: «Ты на главной, но, может, лучше уступить?». Для «хозяев жизни»: «Ты на второстепенной, но ты же - главный!». Местные сотрудники ГИБДД горды тем, как «тонко» они достигают психологического контакта с водителями, и ни за что не хотят установить знаки в соответствии со здравым смыслом. Шутка ли, каких потерь в личном бюджете можно ожидать. Во всяком случае, на просьбу сообщить в дорожную службу, чтобы «исправили знаки», ответили без затей: «Тебе надо - ты и сообщай». От хамства в Москве перейдем к предупредительности в поселке Большая Ижора Ленинградской области (фото 3). Причем не просто, а чрезвычайной предупредительности. Во всяком случае, табличка 7.1.1 «Расстояние до объекта» сообщает, что через пять километров (!) нужно снизить скорость до 60 км/ч. Для полноты картины не хватает только продублировать знаки через каждые 100 метров. Не хватит знаков? Подскажем: обращайтесь в г. Назарово Красноярского края (фото 4). Там их столько - бери не хочу! (Это к вопросу о нехватке средств.) Во всяком случае, во время ремонта дорог водителям рекомендуют придерживаться скорости до 60 км/ч, но не выше 30 км/ч. Словом, сколько в России городов, столько и вариаций на тему знаков. А есть еще и места, где вообще собственные придумали. Но об этом - в другой раз. 1»1В«Правозащиту «За рулем» часто обращаются за помощью для возмещения вреда, причиненного при дорожно-транспортном происшествии. Сами по себе такие дела не представляют особой сложности - можно опереться на большую судебную практику. В самом деле, чего проще: есть справка из ГИБДД с указанием виновного, составлена калькуляция (или автомобиль отремонтирован), значит, вина доказана и размер вреда определен. Осталось только получить решение суда - и к судебному приставу-исполнителю. Но тут-то и начинается самое сложное. И называется это исполнением решения суда. Если у должника нет денежных средств, то взыскание должно обращаться на имущество, причем имущество именно виновника аварии, принадлежащего ему на правах собственности! Как правило, в лучшем случае таковым оказывается лишь автомобиль, на котором он ехал (к тому же еще и битый!). А все остальное принадлежит не ему лично, а семье - жене, детям, теще, брату или же соседу и т. д. В этом случае исполнительный лист (документ, на основании которого судебный пристав пытается исполнить решение суда) снова возвращается к взыскателю - пострадавшему. Конечно, он может его вновь предъявить приставу, но обычно это мало помогает. Замкнутый круг? До 1998 года было другое положение. Если в дорожнотранспортном происшествии причинен материальный ущерб в крупном размере (500 и более МРОТ), виновный подлежал уголовной ответственности по ст. 264 УК РФ. Под страхом этой ответственности он пытался возместить причиненный им вред как можно быстрее, изыскивая доступные ему возможности - продажу имущества, заем и т. д. Но законом от 25.06.1998 г. № 92-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» ответственность за причинение крупного материального ущерба была исключена. Так что теперь реально компенсировать расходы на ремонт автомобиля пострадавшим стало намного сложнее. И все же это не тупик. В подобных случаях налицо причинение материального ущерба, а значит, есть состав преступления, предусмотренный ст. 168 УК РФ «Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности». Причем часть вторая указанной статьи предусматривает причинение вреда путем неосторожного обращения с источником повышенной опасности. Управление автомобилем есть не что иное, как деятельность, связанная с повышенной опасностью для окружающих! Следовательно, пострадавший может настаивать на возбуждении уголовного дела по признакам статьи 168 УК РФ (сделать это можно, если размер вреда превышает 500 МРОТ). Это, в свою очередь, будет стимулировать виновника как можно быстрее возместить причиненный им вред. К сожалению, в судебной практике подобных дел очень мало. А жаль. Для восстановления своих нарушенных прав надо пользоваться всеми законными способами, в том числе и возбуждением уголовного дела. 1»1