68
69
70
КОМПАНИИ И РЫНКИ В ПЕКИН, В ПЕКИН, В ПЕКИН! Фирмы задумываются сегодня о производстве в КНР специально ориМИЛЛИОН БОГАТЫХ СРЕДИ ентированных на массового китайскоМИЛЛИАРДА БЕДНЫХ Что-то не слышно об очередях из го покупателя моделей. У «Фольксваагентов мирового автобизнеса, желагена» это проект А000 с объявленной ющих строить свои машины в России. демпинговой ценой 5-7 тысяч доллаИностранные компании лишь слегка ров. Впрочем, несмотря на дешевый обозначают присутствие на нашем двухцилиндровый двигатель в 35 сил и рынке, не более. Совсем иная картина ничтожную, по европейским меркам, перед Великой китайской стеной: часовую ставку сборщиков 2,5 доллапроизводители из Старого и Нового ра, пока опустить ценовую планку ниСвета наперебой уговаривают правиже девяти с половиной тысяч не удаеттельство КНР разрешить им выпусся. Но труды инвесторов не проходят кать свои модели на территории Поддаром: в 2000 году «Фольксваген» сонебесной. Чиновники выбирают лучбрал и продал в Китае 95 тысяч шее и самое современное - еще ни ра«джетт» и 17 тыс. «А6», на дисплее козу не была выдана лицензия на устаторых гордо загораются иероглифы ревшую технику. «Ярис», «Поло» - вместо латиницы. все только последнего поколения. О массовой «китайской» модели заКто же купит все эти сотни тысяч (!) думался и гигант «Джи-Эм». Он винедешевых авто? Сейчас в стране, где дит в этой роли «Бюик-Сэйл» стоимоавтопарк насчитывает лишь около 10 стью около 12 000 долларов. Машина миллионов единиц, «правами» обласоздана на базе популярнейшей дает примерно 50 миллионов чело«Корсы», делают ее на совместном век. Произвести и продать, будем предприятии в Шанхае. Этот семейсчитать, недостающие 40 миллионов - ный седан потребляет около 6 л/100 от такой перспективы у концернов км, отвечает экологическим нормам просто дух захватывает. Но вот смогут Евро II, оборудован гидроусилителем ли китайцы, получающие на преруля, подушками безопасности, АБС стижной работе - сборке «Ауди-Аб» - и прочими приятными автолюбителю около 250 долларов в месяц, оплатить «мелочами». Российский неудачник эти автомобили? Здесь начинает рабо«Блейзер» тоже приобрел китайскую тать закон очень больших чисел. Напрописку: в конце прошлого года из селение КНР по официальным данворот очередного СП с китайской ным составляет 1,28 миллиарда челокомпанией FAW (First Automobil век, так что даже сорок миллионов - Works - Первый автозавод) выехал это всего... три процента, и они вполпервый белый вседорожник местной не могут прийтись на «новых богасборки. На очереди - полноразмерный пикап S-10. Видно, не зря потратых», как их называют в Китае. Сколько всего поглощает сегодня чены 230 миллионов американских бездонный китайский авторынок? долларов.ТЕКСТ / АЛЕКСЕИ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВПока вместе с импортом новых и подержанных авто «лишь» около 600 тыс. машин в год. Но со вступлением КНР во Всемирную торговую организацию (ВТО) следует ожидать падения ввозных пошлин со 100 до 25%, а это можно сравнить разве что с прорывом дамбы: уже в 2006 году цены могут снизиться на 60%, что немедленно удвоит платежеспособный спрос.Не хотят отставать и французы. Во второй половине года должно начаться производство «ситроеновской» «Ксары Пикассо» на предприятии в Вухане. Пока это будет всего 2000 машин, но уже на 2002 год планируется увеличить выпуск... впятеро! И не удивительно: французам удалось продать здесь в прошлом году ни много ни мало 52 тысячи автомобилей - есть повод для головокружения!5700169 I КОМПАНИИ И РЫНКИПикап «Шевроле-Si0» еще только стоит на очереди.лее тяжелых (до 16 тонн) автомобилей. КИТАЙСКАЯ КУХНЯ Организовать местную сборку западных автомобилей - дело сложное и хлопотное. О китайцах чаще говорят как о торговцах, но не производителях. Опять же - культурный уровень: «Фольксваген», например, долго боролся с манерой рабочих сплевывать на белоснежный пол в сборочном цехе. И все же фирмы ФРГ, привыкшие отвечать за качество своей марки, не жалеют времени и денег на обучение персонала и постоянный контроль за его работой. В китайских городах прочно обосновались немецкие инженеры и менеджеры вместе с семьями их не смущает даже отсутствие какихто привычных жизненных благ, например, колбасы и масла в магазинах. Хозяева капиталов высоко ценят стабильно, без катаклизмов развивающуюся экономику (прирост производства в 2000 году - 8%!), без резких правительственных телодвижений в области налогов и пошлин. Ну и, конечно, впечатляют успехи в дорожном строительстве и росте благосостояния населения. За последние двадцать лет средний уровень жизни китайцев вырос в 4-5 раз. А что происходит с национальным китайским автопромом? В былые времена он выпускал грузовики а-ля ЗИС и а-ля ГАЗ. Сегодня похвастаться, увы, почти нечем. Правда, в конпе прошлого столетия были сообщения о двух собственных разработках: «Мандарин» или «Йанг-Ронг» и «Китай» или «Джун Го». Первый представляет собой семейный микроавтобус и разработан при помощи специалистов из США. К концу нынешнего года обещают выпустить около 7000 четырехколесных «мандаринов» по пене около $20 000. Второй - национальное авто представительского класса, которому суждена, видимо, такая же роль, как зиловским лимузинам в России. 1»1Есть только миг между прошлым и будущим... Именно в этот миг сделаны оба кадра.В Шэньяне на севере КНР вскоре начнется строительство завода по выпуску БМВ третьей и пятой серий - до 10 тысяч штук в год. Здесь равноправным партнером немецкого концерна выступает «Бриллиантовая группа» (Brilliance Group), выпускающая нынче мини-бусы. «Китайская лихорадка» затронула даже производителя эксклюзивных автомобилей «Порше»: в феврале открылось пекинское представительство фирмы. В этом году она намерена продать здесь никак не менее 50 суперкаров - вдобавок к пятидесяти, уже попавшим в КНР неведомыми «серыми» путями. В ближайшей перспективе «Ауди-Аб» уже в Китае.открытие салонов «Порше» в Шанхае и Гуанчжоу. Не стоит, однако, думать, что одними легковушками все и ограничится грузовики и автобусы тоже пользуются в Китае огромным спросом. И вот уже «Вольво» спешит создать СП в провинции Шаньдун, «ДаймлерКрайслер» хочет собирать в КНР свои «тяжеловесы» и договаривается с упомянутой FAW, а «Фольксваген» и здесь - первый. В Чанчуне делают около 100 тысяч (!) его грузовичков, предназначенных исключительно для местного рынка. Теперь же, с приобретением долевого участия в «Скании», концерн собирается освоить выпуск и бо-5/200170Ксара Пикассо» едет в КНР полным ходом.