164
165
I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ | / З АГЛЯНЕМ ВНУТРЬС ДВУМЯ ПЕДАЛЯМИПРЕЛЕСТЬ ЕЗДЫ С «АВТОМАТОМ» НЫНЕ ДОСТУПНА ДАЖЕ ВЛАДЕЛЬЦУ НЕДОРОГОЙ ИНОМАРКИВЗа что гидротрансформастремлении облегчить труд водитетор получил свое имя? За споля когда-то пришли к идее автомасобность увеличивать (транстической трансмиссии. Самой подформировать) передаваемый ходящей оказалась получившая распрокрутящий момент при взаистранение уже в 40-е годы гидромехамодействии всех трех колес. ническая коробка передач. Она и поныНапор жидкости на лопатки не лидирует среди «автоматов», несмоттурбины и создает крутящий ря на мудреное устройство и высокую момент. Нетрудно понять, каков он: достаточно сложить цену. А состоит такая коробка из двух оссилы на всех ее лопатках и новных узлов - гидродинамического умножить на приведенный трансформатора и планетарных рядов. радиус вращения. Гидротрансформатор (рис. 1) похож При этом взаимодействие колес гидколесом, увеличивается на турбине бона полый бублик, разрезанный на три ротрансформатора таково, что наилее чем в два раза (в соответствии с кочасти - насосное и турбинное колеса и большие гидродинамические усилия на эффициентом трансформации К на реактор. Они снабжены сложной форлопатках турбины возникают, когда она рис. 3). В том случае, когда мотор при мы лопастями и расположены на одной полностью заторможена, а насосное коостановке у светофора работает на хооси, но механически друг с другом не лесо работает с полной эффективнолостом ходу, отпустите тормоз - и масвязаны. Насосное колесо жестко состью - например, при высоких оборошина с такой трансмиссией плавно двинется... Соотношение оборотов насосединено через корпус гидротрансфортах коленвала. Итак, максимум момента при нуле ного колеса и турбины G на рис. 3) опрематора с маховиком двигателя, турбина - с входным валом коробки передач. Реоборотов! Не правда ли, идеал для автоделяет характер их взаимодействия. По мере разгона оно меняется. При актор связан с корпусом коробки обмобилиста, привыкшего к тому, что гонной муфтой: он может оставаться обычные «Жигули» при слишком низэтом, конечно, увеличивается скорость неподвижным, направляя поток жидких оборотах двигателя вообще не тровращения турбины. А плата за это кости, поступающей с турбины, на нанутся с места. Мотор заглохнет, так как снижение развиваемого на ней крутясосное колесо - и этим увеличивая переего крутящий момент слишком мал и не щего момента. Так будет до тех пор, подаваемый муфтой крутящий момент - может одолеть сил сопротивления. Если ка с ростом скорости снижающийся моэто режим гидротрансформатора. По же мотор и трансмиссия связаны гидромент турбины не сравняется с моменмере сближения оборотов турбины и трансформатором, то к ведущим колетом сопротивления ведомой ветви насоса на реакторе исчезает «подпор», сам, едва начинающим движение, можтрансмиссии - вплоть до колес. (Поняти реактор, благодаря обгонной муфте, но подвести большой (вплоть до максино: с ростом скорости сопротивление вращается в ту же сторону. Это режим мально возможного) крутящий момент. движению машины растет, а гидрогидромуфты: момент турбины равен Причем момент, создаваемый насосным трансформатор это «ощущает» по моменту соггротивления ведомой моменту насоса. ветви трансмиссии.) При переГидротрансформатор передаточном отношении около дает крутящий момент через Корпус 1=0,9 направление потока жиджидкость, циркулирующую Муфта кости расклинивает обгонную свободного между лопатками его колес. Турбинное муфту реактора и тот начинает Двигатель вращает насосное колесо вращаться вместе с насосным колесо, оно направляет жидколесом. Теперь трансформакость на турбину, вынуждая ее Колесо тор работает в режиме гидрореактора вращаться. Отражаясь от ломуфты, тоже гидродинамичепаток турбины, жидкость поского устройства, но лишеннопадает на реактор, а от него го реактора. В ней крутящий Рис. 2. Так выснова на насосное колесо. Трамомент турбины не превышает глядит поток ектория жидкости напоминает жидкости в момента насоса, но КПД блигидротрансцилиндрическую пружину, зок к максимальному (рис. 3). форматоре. Рис. 1. Схема гидротрансформатора. свернутую в кольцо (рис 2).Т КТ / АЛЕКСАНДР ДМИТРИЕВ ЕС Чтобы вообще исключить здесь потездесь не удастся. В планетарном же ряри мощности при равномерном движеду все элементы находятся в постояннии, насосное колесо и турбину на высном зацеплении. Вращая один из них и ших передачах механически блокируют тормозя другие, можно менять передамежду собой. Устройство блокировки - точные отношения. Названием своим это дисковый фрикцион с демпферныпередача обязана сателлитам, вращаюми пружинами, как на обычном (сухом) щимся вокруг солнечного колеса, посцеплении. Они гасят крутильные коледобно планетам вокруг Солнца. Выглябания коленвала. В других режимах дит она так, как показано на рис. 4. демпферы не нужны - гидротрансфорДля наглядности «развернем» солматор прекрасно справляется сам. нечную шестерню и эпицикл в линию. Когда автомобиль взбирается на При заторможенном эпицикле Ви двиподъем, сила сопротивления движению гающемся солнечном колесе А ось савозрастает, но... турбина начинает врателлита С (водило D) будет перемещаться медленнее! Поток жидкости защаться в направлении движения солклинивает обгонную муфту реактора, и нечного колеса, но с меньшей скоротрансформатор увеличивает передавастью. Заблокированные между собой емый момент. В этом заключается еще «солнце» и эпицикл увлекают сателлит один плюс - переход на режим гидро- скорость у всех одинакова. Если усимуфты и обратно - автоматический. лие приложено к оси сателлита, то Можно ли, однако, обойтись одним «солнце» и эпицикл будут двигаться с гидротрансформатором? При разумним в одну сторону. Но скорость посных соотношениях мощности двигателя ледних будет обратно пропорциональи массы машины - нет. Дело в том, что на сопротивлению движению (больше гидротрансформатор способен увелисопротивление - меньше скорость). чить передаваемый через него крутяКстати, так работает и межколесный щий момент немногим более чем в два дифференциал, тоже относящийся к раза. Стало быть, гидротрансформатор планетарным передачам. Переключелишь удачно заменяет муфту сцепление передач в коробке происходит при ния (с определенными оговорками, козатормаживании тех или иных элеменнечно!). А дальше напрашиваются катов соответствующих планетарных рякая-то коробка передач, главная передов. Тормозные механизмы - ленточдача и т. п. - чтобы к ведущим колесам ного типа или фрикционы. Последние приходил крутящий момент, достаточсостоят из нескольких колец, вращаюный для любых эксплуатационных рещихся свободно до тех пор, пока их жимов. Машина должна и быстро езне сожмут давлением жидкости. дить по шоссе, и уверенно продвигаться Жидкость та же самая, что ив гидропо песчаной дороге, и преодолевать трансформаторе. Подачей ее к тормозподъемы... ным механизмам управляет целая сисПоэтому гидравлику дополняет мехатема распределительных клапанов. ника. Основу ее составляют планетарПрежде они приводились в действие ные ряды. Такой выбор не случаен. При разрежением от впускного коллектора. работающем двигателе и отпущенном (Кстати, засорение воздушного фильтра тормозе Турбинное колесо, а с ним и - одна из причин «неправильной» рабовходной вал коробки передач на таких ты этих «автоматов».) На современных автомобилях постоянно вращаются - моделях включением передач заведует включить передачу с «ручной» схемой электроника. Пользоваться такой трансмиссией - одно удовольствие. Правда, 1,0 tr при соблюдении некоторых условий. Л s Нельзя включать заднюю передачу, если автомобиль даже с небольшой ско0,8 3# ростью движется вперед. Это может вы2 вести из строя гидротрансформатор, Ч? а 0,6 так как его колеса начнут вращаться в2 Режим разные стороны. По этой же причине /п <№ЩансформатоРа 1 0,4 нельзя «раскачивать» застрявший автомобиль. Нельзя буксировать автомо0,2 биль с неработающим двигателем на 0 0,2 0,4 0,6 0,8 1,0 большие расстояния, так как многие Передаточное отношение I = птурб/пмс элементы коробки-«автомата» смазываРис. 3. Характеристика гидротрансформатора.Рис. 4. Принцип работы планетарной передачи: А - солнечное колесо; В - эпицикл; С - сателлиты, D - водило.if*ются под давлением и одного разбрызгивания недостаточно. Обычно пользуются правилом 50x50, то есть тащат со скоростью 50 км/ч на расстояние не более 50 км. При буксировке на большие расстояния ведущие колеса погружают на эвакуатор или отсоединяют коробку от трансмиссии. Поскольку механической связи между двигателем и колесами нет, непросто (или невозможно) завести машину с буксира. Агрессивный стиль вождения значительно снижает ресурс «автомата». Жидкость в гидромеханической коробке выполняет разнообразные функции. По своим свойствам она значительно отличается от обычных трансмиссионных масел, поэтому использовать следует только ту, которая предписана производителем, иначе поломок не миновать. Заменять жидкость надо вовремя - как правило, через 60 тыс. км и чаще всего вместе с фильтром. Гидромеханическая коробка - довольно сложный и дорогой агрегат. Большинство моделей ходит 150-200 тыс. км. Восстановить механическую часть под силу только квалифицированному мастеру. Гидротрансформатор же без специального оборудования не только отремонтировать, но и вскрыть не удастся - корпус у него сварной. Поэтому, приобретая иномарку с «автоматом» и пробегом более ста тысяч, будьте готовы в дальнейшем выложить за ремонт круглую сумму. 1»1