92
93
I КОМПАНИИ И РЫНКИ |МЫ И ПАШЕМ, И СЕЕМ,И ДЛЯ ЭТОГО ПОКУПАЕМ ТРАКТОРТЕКСТ / АНТОН ЧУЙКИН, МАКСИМ САЧКОВРОДНЯ Поручение дачного кооператива, в котором соседствуют авторы, на первый взгляд показалось легким. Дачные проблемы известны многим. Сначала все дружно что-то сажают, потом окучивают, потом убирают... Кроме того, «общественную» территорию товарищества надо постоянно благоустраивать. Опять же, поле футбольное или корт какой... В общем, решили наши дачники, что пора заручиться поддержкой механического помощника. Пустили по кругу шапку, выбрали, по общему разумению, специалистов из самой близкой - автомобильной - области и... Идите,говорят,и без трактора не возвращайтесь. Поскольку трактор и машина, в самом деле, родственники, доводим результаты поисков до любознательных читателей автомобильного журнала.падных и дешевых восточных. Но довольно общих слов - эдак косить и пахать нашим дачникам цридется нынешним летом вручную. РАЗЗУДИСЬ, ПЛЕЧО! Июнь - время косьбы. Эту работу и назовем первой обязанностью нашего будущего трактора. Апогей в развитии косилок - так называемые газонные или парковые тракторы. Вот один из зарубежных представителей - модель LTH130 от фирмы «Хускварна». Легкая четырехколесная машинка с бензиновым мотором, широкими шинами и режущим агрегатом между колес выглядит очень симпатично. Можно оснастить разными дополнительными устройствами, как то щелевателем газонной дернины или подборщиком мха. Ой! Это мы узнали пену - за такие деньги можно руками подбирать мох на протяжении нескольких сезонов. Трактор для парков нужен... в парке, а не на российской даче! По целине он не пойдет; чтобы убирать снег, потребует утяжеляющих противовесов и цепей на колеса. Чересчур культурный, скиснет на трудной работе. Хотя... Нас чуть не раскрутил на покупку такой факт: один американский чудик пересек на газонокосилке свой континент; остудило то, что он дважды менял моМАЛЕНЬКИЙ, ДА УДАЛЕНЬКИЙНаш помощник должен быть мастером на все руки. Масштабы дачного кооператива невелики, большому трактору быстро наскучит работать вполсилы, да и поселить его негде. А как подумаешь об аппетите здоровяка, так сразу всплывает перед глазами недовольное лицо нашего председателя. Значит, нужен малогабаритный или так называемый мини-трактор. Уменьшительная приставка появилась не только из-за размеров. Трактор любого роста - это тягач. В какой класс его зачислить, определяет сила тяги на крюке. До недавнего времени тракторов класса 0,2 (тяга - 0,2 тс) у нас не было - самый маленький «Владимирец» Т-25, обладая солидными тяговыми возможностями, частенько подрабатывал на вокзалах носильщиком. Около пятнадцати лет назад командиры отечественной промышленности осознали, что, кроме огромных совхозов, на свете бывают и небольшие фермерские хозяйства. Так в России появились собственные мини-тракторы; есть и рынок иномарок - дорогих затор, хоть и передвигался по хайвэям. Среди кирпичных коттеджей за рекой тарахтит «игрушечная» специальная техника, а нашему кооперативу, до того как разбогатеем, нужно что-то более универсальное. АНТОШКА, АНТОШКА, ПОЙДЕМ КОПАТЬ КАРТОШКУ! Не пойдем только, а поедем! Что же все-таки должен иметь и уметь железный работник? Это не только командир картофельного поля, но и специалист по мелким поручениям - прицеп с ароматным навозом отвезти, зимой дорогу почистить, даже дров напилить! А для этого нужен тяговитый дизель, зубастые колеса, желательно все ведущие. Не будем забывать, что трактор - универсальная энергетическая установка. Следовательно, валы отбора мощности и гидронасос - его обязательные принадлежности. Увы, сочетать все эти свойства в недорогой надежной машине - утопия. Будем выбирать из того, что есть. А есть наше и китайское. Наши заводы - курганский (КМЗ) и сморгонский филиал минского (МТЗ) - делают колесные тракторы; есть еще редкая колесно-гусеничная (!) машина из Челябинска. Белорусский трактор вырос из мотоблока - по сути, к нему прицепили И СТРОИМзаднюю ось с сиденьем. Способностью «ломаться» (пополам, для поворота) он напоминает «Кировец». Сзади гидравлический подвес для машин и орудий; рядом свои 1000 об /мин делает ВОМ (вал отбора мощности). Передний «крепеж» дополнительного оборудования у белоруса - опция. А у его коллеги из Кургана подвесы и валы сзади и спереди входят в стандартную комплектацию. Нашлось рыночное местечко и для космополитов - китайских тракторов подмосковной сборки. Их главный козырь перед отечественными машинами - низкая цена. Заметьте: под капотом будет трудолюбиво урчать тяговитый и достаточно надежный дизель. На заказ приучат к солярке курганские и сморгонские машины - американские дизели, увы, одновременно увеличат стоимость. МАШИНА ДЛЯ ИЗВЛЕЧЕНИЯ УДОВОЛЬСТВИЯ Ей-Богу, с каким бы отвращением ни относились вы к сельхозработам, за рулем современного европейского ми/БИТВА ЗА УРОЖАЙни-трактора сможете испытать истинное наслаждение, даже буксируя прицеп с фекалиями коровы (у крестьян это называется... нет, не навоз, а коровяк). Потому что амбре не проникнет в отапливаемую кабину. Потому что выходить, чтобы прицепить плуг, не придется. Потому что у трактора есть круиз-контроль... Потому что сиденье регулируется во всех направлениях и снабжено датчиком нагрузки - мотор остановится, если вы выпадете. Только вы никогда не выпадете, потому что люди, которые падают с тракторов, не купят себе «Гулливер»! А речь об этой итальянской машине и одноклассниках. Это «роллсы» на фоне «жигулей» - и по качествам, и по ценам. Пока до них не доросли даже обитатели заречных коттеджей. Так что мы с нашими-то лилипутскими кошельками познакомились с «Гулливером», чтобы знать, к чему стремиться... КОЛХОЗНОЕ НАСЛЕДИЕ «Не желаете ли подержанную «Беларусь»? Состояние - садись и паши,отдам недорого». От такого предложения мы отказались - повалит хилый дачный штакетник полноразмерный трактор! Впрочем, на подержанные машины находится свой покупатель фермеры, например, или те же бывшие колхозники. Возможно, обилие больших тракторов «секонд-хэнд» в какой-то мере сдерживает распространение мини... Рыночная стоимость их часто одинакова. ПРОКАТИ НАС НА ТРАКТОРЕ Карманы опустели, а в воздухе нашего дачного кооператива теперь витает приятный рокот маленького трактора. На очереди покупка орудий: снегоочистителя, отвала, окучникакультиватора (звучит красивее, чем выглядит), деревообрабатывающего станка, бетоносмесителя (председатель строится), опрыскивателя и гребнеформирователя. Окупит ли себя недешевое приобретение? Должно, ведь в отличие от «Жигулей», которые стоят столько же, оно не только потребляет, но и зарабатывает живые деньги. 1»1РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ НАУЧНЫЙ АВТОТРАКТОРНЫЙ ИНСТИТУТ И МОСКОВСКУЮ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННУЮ АКАДЕМИЮ ИМ. ТИМИРЯЗЕВА ЗА ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА.ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ И ЗАРУБЕЖНЫЕ МИНИ-ТРАКТОРЫМодель Заводизготовитель Двигатель Конструктивная масса, кг Тяговое усилие на крюке, кН Габаритные размеры, мм (длина, ширина, высота) Трансмиссия Ориентировочная цена (долл. США)*шк.<S iМТЗ-082 КМЗ-012 Сморгонский агрегатный завод Briggs & Stratton, бензиновый, 8 кВт 418 2 Курганмашзавод СК-12, бензиновый, 8.8 кВт 717 2 2500х950х 1200* 4x4, межколесные блокируемые дифференциалы, механическая КП (4 вперед - 2 назад) 3000 2310х960х 2040 4x2, механическая КП (4 вперед - 2 назад) 3000ВшШвТЩШшВШ^шМТ-14Д Крюковский вентиляторный завод -Синтайский тракторный завод Дизельный, с водяным охлаждением, 9,4 кВт 705 3,3LTH130 «Хускварна» (Швеция) Briggs & Stratton, бензиновый.13 кВт«Гулливер» 420 HST S.E.P. (Италия) Lombardini LDW 702, дизельный, с водяным охлаждением, 13 кВт1725802170х1200х 1235 4x2, механическая КП (6 вперед - 2 назад)4x2, автоматическая КП2502хЭ45х 1306 4x4, гидростатическая и механическая КП2400350011000* Без верхней защитной рамы.