152
153
154
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ/С ПРИЦЕПОМсвязьБЕЗ БРАКАВ НАШЕМ ТЕСТЕ - ТЯГОВО-СЦЕПНЫЕ УСТРОЙСТВА Ш^^-^яЪщФШШтш!^^^*'' MJUftftii.i4*iВаш" 'ШГ~ш-~-^у-^з^ W J *Швят^тж^яввввваввшя^ввввввтшйвт^^шЖ^—^*'явЛ-'^^Щв£,. • ' ••"' • v' * ?' •1щШ91 СПАСЕТ ЛИ ЗНАК?ТЕКСТ / ВЛАДИМИР АРБУЗОВ:<ОКА» ЧЕРЕЗ 40 ТЫСЯЧвидев оторвавшийся от ЗИЛа прицеп, к счастью, улетевший в канаву, мой пассажир отреагировал неадекватно. «Гляди... Во... дает!», словно это безобидная шутка. А ведь, освободившись от тягача, он становится непредсказуемым - и куда покатит, неизвестно. Ваш прицеп поменьше? Не обольщайтесь! Если оторвется и «соберет» на дороге кучу автомобилей, то скучать вам в ближайшие годы вряд ли придется. В лучшем случае будете платить за ремонт чужих машин. А в худшем... еще и сидеть. Сегодня никто не застрахован от покупки товара, не отвечающего как требованиям ГОСТов, так и просто разумным, человеческим. Это касается и тягово-сцепных устройств (ТСУ). Между тем технологии их производства на заводах отнюдь не космические, а цены вполне достаточны для того, чтобы вызвать интерес халтурщиков, искателей легкой наживы. На рынке полно ТСУ явно кустарного, «гаражного» изготовления, нигде и никем не испьггывавшихся, не сертифицированных, не соответствующих ГОСТ 28248-89 и ОСТ 37.001.096-84, в которых изложены все требования к ним.УВот мы и решили провести собственную экспертизу нескольких ТСУ. Пять штук купили... даже с паспортами; одно без документов - нельзя же инструкцию по установке считать паспортом. Начнем с важнейшей детали ТСУ Это шар, на который надевается дышло прицепа. Размеры строго регламентированы. Мы их проверили калибром. Результаты - в табл. 1. У ТСУ с паспортами размер шара вполне соответствует ГОСТу, диаметр выдержан. У беспаспортного(№ 5) - прослаблен. Отъявленный оптимист скажет: не так уж это страшно. Верно, если речь идет об одной-другой короткой поездке. А при более длительной работе шарнир «разбивается», зазоры увеличиваются - и все быстрее! В конце концов он может разъединиться. Не понравилось и то, как шар в ТСУ № 5 сваркой соединен с пальцем: первая деталь надета на вторую и сверху обварена (фото 5). Вы скажете - ну и что? Это потому, что не видели, как плохая сварка может буквально рассыпаться. А кто гарантирует, что у беспаспортного она будет лучше? Впрочем, посмотрим, что покажут испытания. Наиболее полно соответствует ГОСТу шар венгерского ТСУ 12-06А (изделие №3). При любом способе крепления ТСУ к кузову надо чтобы нагрузка на точки крепления делилась равномерно. В то же время места возможного крепления ТСУ к кузову должен указать сам завод-изготовитель автомобиля - этого требует директива 94/20 Европейского парламента и Совета от 30 мая 1994 года. Кстати, ВАЗ в последних моделях автомобилей даже предусматривает закладные гайки в рекомендуемых точках крепления ТСУ. Что касается владельцев старых автомобилей, то оптимальные для них точки давно найдены опытньгм путем. Проверены годами эксплуатации. Вернемся к нашим ТСУ. С № 1 по № 4 - типа «поперечная балка», № 5 - смешанного типа, № 6 - «продольная балка». Они существенно отличаются по заявленной производителями полной массе буксируемого прицепа. У № 1 (2108.01 «Трейлер») - это всего 350 кг (тоИзделие №1.УТС 2108.01.Изготовитель / ООО «Трейлер» Ступино. Масса / 8,4 кг (350 кг*)Единственный наш конкурсант по схеме «поперечная балка», выдержавший испытания.Изделие № 2. УТС 08.000.Изготовитель / О ш - 2 5 / 6 ,Масса /Йошкар-Ола. 7,8 кг (750 кг*)ТАБЛИЦА 1. ПРОВЕРКА СООТВЕТСТВИЯ ОСНОВНЫХ РАЗМЕРОВ СЦЕПНЫХ УСТРОЙСТВ ГОСТ 28248№ п/п Диаметр сцепного шара, ни (по ГОСТ-50*") Диаметр горизонт. лыски шара, ни (по ГОСТ-18") Радиус галтели, мм (по ГОСТ-3,0) Диаметр шейки, им (по Г0СТ-29Ч 28,5На фото 2а - трещина на поперечной трубе УТС 08.000. Полная масса буксируемого прицепа (предполагаем - «от жадности», дабы привлечь покупателя!) явно завышена.1 2345650 50 5049,9 49,52022,61820,5 30,6 19,6502 2330329 29 28 30 28есть легкий дачный прицеп), а у 12-06А - до 1028 кг, что годится и для солидного двухосного прицепа. Неплохо? Не будем спешить с выводами. При выборе ТСУ автовладельцы дела- 8/2001* Заявленная полная масса буксируемого прицепа.153 I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙИзделие №6. УТС 2108. Изготовитель / (АХ1 - Грей vep» Ступино.Масса / 4.0? кг (750 кГ1Взгляните на шар, его палец, сварку! Не страшно? Испытаний не выдержало. Трещина по месту сварки. Откровенная и опасная халтура. Прекрасный кованый шар, но... лопнули боковые кронштейны. Испытаний не выдержало. Видно, чересчур много обещали буксировать! От отверстий по боковым кронштейнам крепления венгерского ТСУ потянулись трещины... Где уж тут буксировать тонну!«Маленькое, да удаленькое» - испытания выдержало достойно.из проверенных нами (фото 6), способ№ 5 «отличился» (фото 5) трещиной по но выдержать гораздо большие статичесварке сцепного шара и продольной ские и динамические нагрузки, чем «потрубы после... 474 000 циклов (об этом перечная балка», и служит дольше. мы ужеговориливыше). Испытания на усталостную прочВыдержали испытание ТСУ из Ступиность представленных здесь ТСУ были на от ООО «Трейлер» - 2108.01 (№ 1) и проведены в лаборатории ИЦАМТС в 2108 (№ 6), легко «перебрав» по 7-8 тыБронницах в соответствии с регламентисяч циклов нагружения. Последний рующим их ОСТ 37.001299-93. Нагрузка несомненный лидер нашего теста. Сана ТСУ рассчитывалась с учетом полных мый легкий (4,65 кг), позволяющий букмасс буксирующего автомобиля и буксировать прицеп массой 750 кг. Заметим: сируемого прицепа, причем для последоба изделия сертифицированы Госстаннего (что очень важно) - в соответствии дартом. Так и должно быть - ТСУ не с данными паспорта на ТСУ. Прицепное имеют права на поломку. Между тем у устройство должно выдержать не менее нас, как было сказано, повсюду торгуют 2 млн. циклов знакопеременной нагрузкустарными тягово-сцепными устройстки, которую прикладывают к шару под вами. Как распознать «халтуру»? К приутлом 20°±2° к горизонтали. меру, наш лидер ООО «Трейлер» ставит Результаты усталостных испытаний - свое клеймо на пальце шара - его уже в табл. 2. Четыре из шести «подопыттак просто не подделаешь. К тому же ных» (№ 2,3,4 и 5) экзамен не выдержафирменное ТСУ должно иметь паспорт 1»1 ли. Видимо, ТСУ типа «поперечная бали сертификат. ка» к нему не готовы: у № 2 (08.000 Ош25/6) после 662 тыс. циклов появилась Испытаний не выдержало. Трещины по трещина на поперечной трубе (фоуглам изгиба боковых кронштейнов крето 2а); у № 3 пошли трещины от отверпления. стий по боковым кронштейнам креплеют одни и те же ошибки. Самая частая - ния ТСУ - после 1 635 000 циклов (фото когда ионятия «тяжелый» и «прочный» За); у № 4 после 1 278 000 циклов зафикрассматривают как синонимы. Поставсированы вертикальные трещины по лю, мол, вот этот, толстый - и буду люуглам изгиба боковых кронштейнов бые грузытаскать,тем более, что консткрепления (фото 4а), а беспаспортный рукции типа «поперечная балка» и выТАБЛИЦА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ТСУ НА УСТАЛОСТНУЮ ПРОЧНОСТЬ глядят солидно. Но не забудем, что та№ Масса Заявленная полная Нагрузка при Фактическое число циклов Результаты кая балка нагружена поперечной силой, нагружения (по ГОСТ п/п ТСУ, кг масса буксируемоиспытаниях, испытаний го прицепа, кг ± кгс к менее 2 или.) отчего получаются максимальные на1 8,4 350 139 2 007 000 Выдержало пряжения в центре. Казалось бы, ситуаНе выдержало. ция улучшится, если балку сделать еще 2 750 7,8 240 662 000 Трещины на поперечной трубе толще - она будет меньше «дышать», Не выдержало. Трещины от отверстий 3 11,55 1028 289 1635 000 прогибаться. Но... теперь конструкцию боковых кронштейнов «вырывает» из кузова! Не выдержало. Вертикальные трещины 4 7,5 750 240 1278 000 по углам изгиба боковых кронштейнов Испытания на усталостную прочНе выдержало. Трещины по сварке 5 6,6 930 ность показали, что компактное ТСУ ти309 474 000 сцепного шара и шейки (пальца) па «продольная балка» (производство 6 4,65 750 240 2008 000 Выдержало ООО «Трейлер», Ступино), самое легкое