66
67
ТЕХНИКА/СЕКТОР ГАЗАСКАЗКА О «СЕМЕРКЕ»ЖИЛИ-БЫЛИ НПФ САГА И ОАО «ПАО ИНКАР». И РОДИЛАСЬ У НИХ ДОЧКА - СЕДЬМАЯ ПО СЧЕТУТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВУ НАС В РОССИИ ГАЗ Даже двоечник с последней парты знает, что газов в природе существует великое множество. Однако далеко не все пригодны в пищу автомобильным моторам. Сегодня двухтопливные двигатели в массе своей используют сжиженный нефтяной газ (смесь пропанбутан) - попутный продукт перегонки нефти. Совершенно естественно, что его количество ограничено объемами добычи и переработки «черного золота». А вот природного газа метана на планете достаточно, только успевай добывать и продавать. И это не единственное его преимущество. При сгорании выделяется меньше вредных веществ, например, углеводородов примерно на четверть, а большую часть выбросов составляет и вовсе безвредный водяной пар. Наконец, важнейший аргумент в пользу метана - привлекательная цена: около трех рублей за кубометр. Пропан с бутаном уже не конкуренты - эта парочка в два раза дороже. Вот и взялись конструкторы и разработчики за более сложные топливные системы, работающие на природном газе. Одна из них - московско-пермская новинка САГА-7. СЕДЬМАЯ ИЛИ ПЕРВАЯ? Только не думайте, что САГА-7 - это модернизированный вариант уже знакомой многим установки с порядковым номером 6 (ЗР, 1999, № 8). У нихДвухступенчатый редуктор-подогреватель с редуктором высокого давления.одни родители - московская научнопроизводственная фирма САГА и пермское авиационное объединение «Инкар», сестры похожи друг на друга, но только на первый взгляд. Основные отличия конструкций связаны с разным давлением газа в системах. В САГА-7 сжатый метан хранится под давлением примерно 20 МПа (200 атмосфер), в САГА-6 сжиженный пропан-бутан требует «гнета» почти на порядок меньшего. Баллон, пожалуй, самая дорогая деталь. Чтобы снизить массу и повысить прочность стенок, применяют легированные металлы или алюминий, армированный стеклопластиком. Каждый литр внутреннего объема стоит примерно 4-5 долларов. Нетрудно прикинуть цену 50-литрового бочонка для «Жигулей». Грузовички вроде «Газели» довольствуются стальными баллонами с толстенными стенками - они дешевле, но весят бог знает сколько. Тем, кто ежедневно накручивает по несколько сотен километров, поставят два баллона - тяжеловато, зато за указателем топлива не надо постоянно следить. На выходе из баллона установлен вентиль - тройник с краником. Он распределяет газ по маршруту «заправочное устройство-баллон-система», а в случае пожара быстро стравит давление и освободит емкость от взрывоопасного горючего. От баллона газопровод идет к клапану высокого давления под капотом. По команде электронного блока тот перекрывает (когда это требуется) поВентиль газового баллона (слева) и заправочное устройство.дачу газа к редуктору. Работа на первый взгляд несложная, но не забывайте, сколько мегапаскалей в топливной магистрали! Кроме того, в корпусе клапана установлен датчик, контролирующий давление газа в баллоне и передающий через электронный блок сигналы на указатель уровня топлива. Редуктор-испаритель внешне похож на тот, что в САГА-6, но сходство кажущееся - вся начинка оригинальная. На корпусе нет клапана для слива конденсата - природный газ, в отличие от пропан-бутана, на работе «не потеет». Клапан исчез, зато появился латунный редуктор высокого давления. Он понижает давление до 1 МПа, и «расслабленный» метан заполняет редуктор-подогреватель. Далее в зависимости от конструкции автомобиля он дозированно подается через смеситель в пространство перед дроссельной заслонкой ис воздухом попадает в камеру сгорания. Бензиновый клапан унифицирован с предыдущей установкой. Задача его также осталась прежней - отсекать подачу бензина при работе на газе. САГА О БЕЗОПАСНОСТИ Высокое давление в баллонах и топливных магистралях накладывает на производителя серьезную ответственность, что нашло отражение в конструкции САГА-7. Вентиль баллона, заправочное устройство, электромагнитный клапан и редуктор высокого давления снабжены двойными уплотнениями и штуцерами для отвода газа. При разгерметизации основной проБензиновый и газовый клапаны. Принципиальная схема газовой топливной системы САГА-7:1 - редуктор высокого давления; 2 - двухступенчатый редуктор низкого давления; 3 - газовый электромагнитный клапан; 4 - бензиновый клапан; S - вентиль; 6 - заправочное устройство; 7 - газовый баллон; 8 - дренажные шланги; 9 - трубопровод высокого давления; 10 - электронный блок управления; 11 - смеситель.кладки горючее попадает в дренажную полость - проникнуть в салон или моторный отсек ему не дает второе уплотнение. Далее по гибким шлангам газ выходит за пределы автомобиля. Специальные датчики фиксируют утечку и подают команду на электронное устройство. Водитель слышит звуковой сигнал, при этом световые индикаторы указывают на место неисправности: багажное отделение или моторный отсек. Не «всякий пожарный» блок самостоятельно отключает газовый электроклапан после остановки двигателя. А чтобы остатки метана не вытекали в подкапотное пространство, в редукторе предусмотрено разгрузочное устройство с вакуумным управлением. Российские производители изготавливают любую резину, кроме той, которая бы исправно работала в газовых средах. Поэтому мембраны в САГА-7 импортные. Специалисты прочат им безотказную работу в течение пяти лет. А дальше - как повезет. В любом случае замена не отнимет много времени и денег. Кстати, вместо некоторых резиновых уплотнений установлены мягкие латунные кольца. Они не трескаются, не твердеют, остаются герметичными в течение всего срока службы. А если вы подъехали к заправке, оплатили необходимое количество газа, подсоединили шланг, а потом... забыли про него? Покинуть станцию, виляя купированным хвостиком, вам не удастся - двигатель не заработает, пока автомобиль «привязан» к колонке. Большую роль в борьбе за безопасность играет и сам природный газ. В отличие от пропан-бутана, метан в 1,6 раза легче воздуха, а посему не скапливается в помещениях и гаражных ямах, быстро улетучивается и не образует взрывоопасную смесь. Ко всему прочему природный газ хуже воспламеняется. Чтобы «бабахнуло», его потребуется в 2-2,5 раза больше. СКАЗКУ СДЕЛАТЬ БЫЛЬЮ Установка САГА-7 на отечественную легковушку обойдется частнику примерно в 15 тыс. руб. Содержимое 50литрового баллона со сжатым метаном эквивалентно 12 литрам «девяносто второго» бензина. Следовательно, экономия на топливе по нынешним ценам на каждые 100 км составит около 40 руб. Значит, затея окупится примерно к сороковой тысяче.Здорово, не правда ли? Даже не верится - прямо как в сказке. Но коль метан так хорош и дешев, почему в стране так мало машин работает на нем? Чтобы ответить, вспомните, часто ли попадались на вашем пути газонаполнительные компрессорные станции (АГНКС) - заправки со сжатым природным газом? Даже при малых пробегах мотаться несколько раз в неделю на отдаленную колонку неудобно и невыгодно. В канистру газ не зальешь, а ставить на легковой автомобиль большой баллон дорого, да и размеры багажника ограничивают. Без помощи государства автомобили на сжатом природном газе так и останутся сказочными персонажами. Чиновникам неплохо бы пересмотреть систему налогообложения, которая душит производителей и взвинчивает стоимость газового оборудования и обслуживания; при этом агитировать владельцев, давая им поблажки и льготы. Увеличится число «метановых» автомобилей - начнет развиваться сеть заправочных комплексов не только в крупных городах, но и вдоль основных магистралей. Тогда современная сказка о метане и станет реальностью. 1»1