12
13
АКТУАЛЬНО/СТРАХОВАНИЕТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТОПринятый в первом чтении новый закон определяет компенсацию пострадавшему в ДТП до 400 тысяч рублей: 240 тысяч - на возмещение вреда здоровью, 160 тысяч - на ремонт автомобиля. Свершилось! Государственная Дума приняла в первом чтении закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». Еще в далеком 1924 году (!) Совнарком СССР впервые рассмотрел этот вопрос, к нему возвращались и позже - в конце 60-х, в начале 80-х и 90-х. В 1994 году проект закона был внесен в Госдуму Правительством. С этого момента разные его варианты находились в очереди на рассмотрение нижней палатой парламента. Дважды Госдума отклоняла законопроект, в последний раз - в декабре прошлого года. Возражений было множество - многие депутаты стремились всеми силами протолкнуть вариант «своих» страховщиков и завалить все остальные. Но в качестве главного аргумента, как всегда, фигурировала защита электората: «опять бедных автомобилистов пытаются обложить новыми налогами». Проект отнравили на доработку. А в апреле неожиданно приняли буквально на «ура». Второе и третье чтения ожидаются осенью, и, если это случится, уже с нового года мы окажемся в одном ряду с другими цивилизованными странами, включая братскую Белоруссию и соседнюю Украину. Единственной страной в Европе, где не будет такого закона, останется Армения. Еще около 30 беднейших государств Азии, Африки и Латинской Америки сегодня в одном списке с нею.И ГРАЖДАНИНОМ БЫТЬ ОБЯЗАНТАК ПОЧЕМ СТРАХОВКА? Что же это такое - страхование автогражданской ответственности, которое пугало депутатов почти как право свободной продажи земли? Как объяснил начальник отдела автострахования компании «Ингосстрах» Андрей Колокольников, страхование гражданской ответственности - это страхование владельца, а не машины. Если некий владелец Иванов оказался виновен в ДТП, то не он, а страховая компания выплачивает компенсацию потерпевшему Петрову. Иванов же отвечает как виновник аварии перед ГИБДД (скажем, платит штраф), а потом ремонтирует собственную машину за свой счет.- В старом тексте был целый ряд недостатков, которые устранены, - говорит один из разработчиков документа депутат Владимир Тарачев. - Обязательное страхование распространяется на всех владельцев транспортных средств (ранее предлагалось исключить автомобили Министерства обороны), а исключение сделано только для ТС, обладающих скоростью не более 20 км/ч, с двигателем рабочим объемом не выше 50 см3, а также зарегистрированных в иностранных государствах. Страховщику дано право отказать в возмещении убытков, только когда вред причинен во время соревнований либо учебной езды (ранее предлагалось и при ДТП, которое произошло вне дорог общего пользования). Законопроект предусматривает два типа страховых полисов, в зависимости от того, кто управляет автомобилем. Автовладелец самостоятельно выбирает по какому из них страховаться. В первом вообще не указываются пользователи, и страховая компания несет ответственность вне зависимости от того, кто в момент аварии находился за рулем. В другом по заявлению страхователя называются лица, которых он допускает к управлению. Такой полис, естественно, стоит меньше и позволяет максимально сократить расходы на страхование. Если к аварии привела неисправность автомобиля или водитель в это время находился в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, страховая компания все равно обязана возместить вред потерпевшему. Такова мировая практика. Но затем, согласно этой же практике, с виновника взыщут выплаченное. В новом законопроекте обозначены функции ФАГФ - Федерального автотранспортного гарантийного фонда, который будет создан одновременно с введением закона. Он не наделяется контрольными и властными функциями, его главная задача - организация выплат пострадавшим, а также разработка нормативно-правовых актов. Размер максимальной компенсации, на которую смогут рассчитывать пострадавшие в ДТП, определен в 400 тыс. руб. - вдвое больше, чем предполагалось раньше. Из этой суммы 240 тыс. пострадавшие вправе получить в качестве возмещения вреда здоровью, а 160 тыс. - на ремонт автомобиля. В нынешнем варианте закона наказание за отсутствие страховки не предусмотрено, но депутаты считают, что эта мера обязательно будет включена в новый КоАП (кстати, судьба его должна решаться в этом году). Видимо, штраф за это правонарушение составит 5 МРОТ (500 рублей на сегодняшний день). Между тем главный вопрос, волнующий автовладельцев, - сколько же платить за страховку? - остался без ответа. Депутаты решили, что рассчитывать конкретные суммы сподручнее все-таки специалистам из департамента страхового надзора при Минфине, но, конечно, под их строгим контролем. Представители Минфина уже заявили, что ежегодные выплаты должны составлять 350-400 рублей. Точный размер суммыбудут определять в зависимости от нениям иных страховщиков, что их деяскольких факторов - характеристик автельность по обязательному граждантомобиля, водительского стажа владельскому автострахованию будет убыточца и характера использования машины. на, верится с трудом. Скажем, «подснежники» - те, кто выкаЗаинтересована в новом законе и тывает машину из гаража только летом, ГИБДД. Пока при «разборках на доробудут платить рублей по 150 в год, а исге» от инспектора, кроме составления пользующие ее круглогодично для акта, другой помощи ждать трудно, предпринимательской деятельности - «выколачивать» же свои законные деньвсе 800. Правда, не совсем понятно, из ги в любом случае приходится самому каких средств при столь низких ставках пострадавшему. С введением обязательстрахования будут выплачивать внушиного автострахования, считает начальтельные суммы компенсации. Сегодня, ник ГУ ГИБДД Владимир Федоров, кочтобы застраховать гражданскую ответличество ДТП на дорогах сократится ственность на 10 тыс. долл., владелец водители станут вести себя цивилизо«Жигулей» заплатит в страховой компаваннее. Да, столкнулись, но - вызвали нии годовой взнос 140-180 долл.! Может, инспектора ГИБДД, составили протомы пойдем по белорусскому пути? кол, затем обменялись копиями страхоПрезидент А. Лукашенко ввел здесь завых полисов и разъехались по своим декон своим декретом, и уже второй год лам. каждый автомобилист обязан заплатить Закон больше всего нужен и самим авежегодно около 12 долл. Такие низкие томобилистам: как бы ни обременительставки компенсируются за счет бюджена для кого-то сумма страхового взноса, та (есть специальная строка!) и высоких она несравнимо меньше возможного ставок для проезжающих по территоущерба, не говоря уже о том, что избарии республики граждан других стран, вит хотя бы от «подставлял». в том числе и России. Только где нам Закон предусматривает не только мавзять столько иностранных путешесттериальную защиту водителя и пассавенников? жиров в случае ДТП - он открывает возможность совершенно по-новому организовать автомобильную жизнь: возПОРЯДОК ВЫГОДЕН ВСЕМ - Сегодня у нас в суды обращаются никнет неведомая нам система цивилименее 8% потерпевших в ДТП, - говорит зованных взаимоотношений между авдепутат Владимир Тарачев. -А по искам томобилистами, ГИБДД, страховыми о возмещении вреда при ДТП фактичекомпаниями, медицинскими учреждески взыскивают лишь 35-40% присужниями, авторемонтными мастерскими и денных сумм! В результате потерпевт. д. Правда, с одной лишь оговоркой: зашие, по самым скромным подсчетам, кон должен работать на защиту потренедополучают 5 млрд. рублей ежегодно. бителя. А то ведь как часто у нас бывает В жизни же проблемы, возникающие - закон хорош, нужен, но только один у I» I при ДТП, чаще всего решаются непранего недостаток - не действует... вовыми, даже криминальными методаЧто же это такое - страхование автогражми. «Высокая цена» этих проблем и праданской ответственности, которое пугало вовая безграмотность автовладельцев депутатов почти как право свободной просоздают почву для коррупции в правоодажи земли? Как объяснил начальник отхранительных органах. дела автострахования компании «ИнгосТак что новый закон нужен всем. Кострах» Андрей Колокольников, страхованечно же, в первую очередь его лоббиние гражданской ответственности - это руют сами страховщики. Уже сейчас страхование владельца, а не машины. Если некий владелец Иванов оказался виноидет борьба за лицензии на право обязавен в ДТП, то не он, а страховая компания тельного автострахования. По данным выплачивает компенсацию потерпевшему ГИБДД, одних только владельцев легкоПетрову. Иванов же отвечает как виновник вых автомобилей у нас насчитывается аварии перед ГИБДД (скажем, платит свыше 20 миллионов. Они после приняштраф), а потом ремонтирует собствентия закона, помимо дорожного налога и ную машину за свой счет. сборов за ТО, ежегодно должны будут Да, столкнулись, но - вызвали инспектора оплачивать и страховку. По оценкам ГИБДД, составили протокол, затем обмеразных экспертов, на счета страховых нялись копиями страховых полисов и компаний может поступить от 5 до 10 (!) разъехались по своим делам. миллиардов долларов. Так что заявле