54
55
ТЕХНИКА /ЗАКОННОЕ ТРЕБОВАНИЕ«С ВАМИ ГОВОРИТ КОЛЕСО...»ШИНА САМА ПОДСКАЖЕТ, ЧТО ЕЕ ПОРА ПОДКАЧАТЬТЕКСТ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВНЕ БЫЛО БЫ СЧАСТЬЯ... Регулировать и проверять давление воздуха в шинах на ходу научились уже давно - на армейских машинах. Правда, для этого приходилось соединять золотник вращающегося колеса со специальным пневмотрубопроводом. Система сложная, капризная, но манометр на щитке приборов все же показывал, насколько накачаны шины. Иногда в качестве дорогой опции предлагали дистанционный контроль давления и для легковых автомобилей, но о штатном оборудовании разработчики не задумывались... ...Пока не случился скандал со взрывающимися шинами «Файрстоун» на «фордах-эксплорер». На слушаниях в Конгрессе США шинных дел мастера пытались обвинить во всем водителей, которые-де не следили за давлением и беспечно набирали слишком большую скорость при нехватке нескольких десятых атмосферы! Положа руку на сердце, признаемся: мы не слишком часто вынимаем манометр из чехла, так что проморгать небольшую утечку воздуха можем запросто. Взвесив все «за» и «против», конгрессмены пришли к выводу: нужен закон, предписывающий установку на все легковые автомобили систем контроля за давлением в шинах. Сказано - сделано: уже с 2003 года ни один новый автомобиль в США без этого не будет допущен к эксплуатации! Можно не сомневаться, что и Европа последует заокеанскому примеру. Более того, уже сегодня разработчики предлагают множество вариантов, стремясь опередить конкурентов в хитроумности подхода и дешевизне. А НЕ «НАДУВАЮТ» ЛИ НАС? Так ли важно ловить «сотые»? Ответ дает таблица, подготовленная по данным фирмы «Мишлен», компетентность ко-ЧСообщения на панели приборов: «Проверьте давление», «Дефект правой передней шины».торой, думаем, не вызывает сомнений. Справедливости ради отметим, что иногда все же стоит выпустить часть воздуха на свободу. На рыхлом песчаном грунте это даст прибавку в тяге до 3% при давлении в шине 0,1 МПа и целых 30%, если вы решитесь оставить всего 0,05 МПа (пол-атмосферы), несмотря на опасность «разуться». При определенных условиях сильно пониженное давление уменьшает риск аквапланирования. Но все это, заметьте, особые условия движения, в повседневной же езде недокачанные шины приносят безусловный вред!ДЕШЕВО И СЕРДИТОНехитрое устройство "Беру": радиофицированный вентиль с датчиками.Чтобы постоянно оценивать давление в шине, можно воспользоваться... данными от АБС (ныне эта система уже почти стандарт). В самом деле, датчики постоянно замеряют скорость вращения колес, а она зависит от давления воздуха. Радиус качения слегка спущенного колеса уменьшается, а скорость, наоборот, растет. Дальше дело техники и электронных мозгов. Достоинства идеи - в ее простоте и дешевизне. А каковы недостатки? Во-первых, АБС чувствует снижение давления начиная от 30% - многовато, сойдет только на случай прокола. Во-вторых, если все колеса «травят» одинаково быстро, тревога не раздастся никогда. Наконец, во время прохождения поворотов система на время отключается и вообще хорошо работает лишь на ходу, причем в среднем диапазоне скоростей. Тем не менее уже сейчас такими устройствами оснащают БМВ моделей МЗ (RDW от «Континенталь») и М5 («Ворнэйр» от «Данлоп»). ДОРОГО, но мило Другой, более перспективный путь размещать датчики давления... внутри кон пока этого не требует. Но шины. (Кстати, такие попытки ведь в штатной комбинации предпринимали на «Порше» приборов нет места для еще одеще в 80-е годы, но подвела эленого сигнализатора! А дополниментная база). Требования чрезтельный прибор может плохо вычайно высоки: чувствительвписаться в привычный интерьная электроника должна выдерер... Эту частную задачу уже живать толчки, вибрацию, повыразрешила фирма «Джентекс», шенную температуру, перепады Приемник сигналов датчиков можно встроить ив зеркало: в предложив использовать в качедавления и т. д., будучи при этом окошке символы четырех шин, величина и оценка давления. стве дисплея зеркало заднего вичрезвычайно компактной, легкой и экономной. Компании «Шретого цвета и вежливая просьба подкада. Тем более, что на него водитель дер» и «Смарт тайр», «Пэсифик» и чать шину. Не отреагировали? Тогда бросает взгляд в среднем четыре раза «Сименс», «Континенталь» и «Доду- при падении давления на 0,04 МПа в минуту, а на панель приборов - лишь ко» занимались и занимаются поиском просьба станет настойчивее и «покрастри. Причем самое замечательное, что приемлемых решений, но, пожалуй, неет». Если давление упало быстрее от нового зеркала даже не придется дальше всех продвинулась фирма «Бечем за минуту, загорится красная надтянуть дополнительные провода - пору», о последней разработке которой и пись: «Прокол, немедленно остановимните, ведь с шинами ведется радиопойдет далее речь. тесь!» Еще одно сообщение появится, обмен! Более того, «Джентекс» откорректировал программу и дал Итак, датчик давления и водителю возможность не температуры воздуха вместе с только читать предупреждерадиопередатчиком, работания, но и видеть при желании ющим на частоте 433 МГц, конкретные величины давлесжался до пластиковой корония воздуха в каждом колесе! бочки весом всего 40 г, вклюНе хотите менять зеркало? чая литиево-ионную батарейНу, хоть сотовый телефон-то у ку со сроком службы не мевас есть? Тогда обратитесь в нее... 7 лет! Крепится все это фирму «Нокиа» и ее филиал хозяйство на специальном «Роудснуп» (RoadSnoop). Спувентиле, который устанавлистившая шина просто... повают вместо штатного. Он везвонит вам на «мобильник» и дет оживленный радиообмен на чистом английском сообс электронным блоком. От хощит о своей беде. Эта новинка зяина автомобиля требуется появится в продаже уже в бутолько сообщить величину дущем году. нормального давления в шиПотерявшая герметичность шина пришлет водителю сообщение на мо бильный телефон. Вероятно, российские автонах из заводской инструкции. Остальное берет на себя электроника, если система самодиагностики опрестроители еще не скоро озаботятся которая не только определяет снижеделит близость разряда батарейки - аналогичными проблемами и полезние давления в каждом колесе на 0,02 вряд ли человек вспомнит, что семь ные устройства не приведут к быстрому удорожанию народных «девятокМПа (примерно 10% номинальной велет уже пролетели. личины), но и следит за скоростью этоО надежности устройства лучше десяток». Первыми, как обычно, стаго процесса. Если она невелика, что говсего скажут цифры допустимых нановятся безопаснее иномарки. А поворит о постепенной диффузии воздугрузок: датчик выдерживает ускоретом и наши приобщатся к технике сеха, на дисплее перед водителем пояния до 2000 gи перепады температур годняшнего дня... хорошо бы - без многолетнего опоздания. 1»1 вится «мягкое» предупреждение жел- от-40до + 170°С! Система RDKS от «Беру» заинтереВЛИЯНИЕ ПАДЕНИЯ ДАВЛЕНИЯ В ШИНАХ КСТАТИ совала уже многих ведущих автопроНА ПОВЕДЕНИЕ ЛЕГКОВОГО АВТОМОБИЛЯ Чтобы давление воздуха в шинах изводителей. БМВ, «Мерседес-Бенц», Снижение всегда было в норме, попробуйте на«Ауди», «Рено», «Ягуар», «Вольво», давления Следствие от нормы, качать шины... азотом. Этот газ на«Шевроле», «Ситроен» предлагают буМПа много медленнее просачивается дущим владельцам доплатить за поНа сухом асфальте становится заметной 0,02 сквозь резину, чем кислород, составразница е управлении лезную систему около 500 долларов, ляющий около 20% в смеси под на0,05 Максимально допустимая скорость снижано вероятно, что со вступлением в сиется на 15 км/ч, расход топлива возрастает званием «воздух». В Германии, налу упомянутого закона цена значина 3%, безопасная скорость наезда на борпример, такая услуга стоит всего 5 дюр уменьшается на 20%, снижается порог тельно снизится. аквапланирования, срок службы сокращамарок за колесо. И уж совсем не ется на 30% диффундирует так называемый гекНЕУЖЕЛИ МЕНЯТЬ КОМБИНАЦИЮ? Шум возрастает на 2 дБ(А) (приб. 66%). 0,1 ОПАСНО: возможен срыв покрышки с диска! сафторид серы (SF^), но заполнение Нет сомнения, что найдутся желаюПримечание. Принятый в международной системе единиц им одной шины впятеро дороже! щие смонтировать новинку на своем 1 МПа • 10 ктс/см? (W атм). любимом автомобиле, пусть даже за