147
вl.aбПоложительное (а) и отрицательное (б) плечо обката управляемого колеса.колеса на части машин «пропадают» и задние тормоза - барабан раскалывается, и поршни свободно выходят из тормозных цилиндров. БУХ-КРРР...УФ! Когда разговор заходит о поломке передней подвески, сразу вспоминается «жигуленок» с завалившимся передним колесом, сиротливо притулившийся у бордюра. «Шаровая!» - вздохнет «бывалый». И часто будет прав. Но не всегда. Вырванный шаровой палец - не редкость на старых машинах. Тем более, что в перестроечные годы опоры стали делать все кому не лень, а стучать они начинали едва ли не на другой день после установки. Сегодня покупатель, наученный горьким опытом, предпочитает «усиленные» опоры обычно, с точеными корпусами. Судя по тому, что отверстий для контроля износа изготовители этих опор не предусмотрели, служить они должны вечно. Но подвеска состоит не только из опор и может ломаться в других местах. На «Жигулях», например, нужно, приглядывая за состоянием нижнего рычага, не забывать ио верхнем. Особо коварна зона возле отверстий под болты крепления опоры. Переменные нагрузки и коррозия провоцируют трещины, и тогда уже вся опора отламывается вместе с куском рычага. Еще одна опасная болезнь «Жигулей» - поломка поперечины передней подвески, чаще всего возле переднегоболта крепления оси нижнего рычага. В этом случае нижний рычаг неожиданно выворачивается вбок на значительный (около 10-15°) угол - и машину бросает в сторону. Иногда поперечина ломается ив средней части, что не намного лучше! Порой удержать машину крайне трудно - усилия на руле «запредельные». При поломке опоры или рычага управляется только одно колесо, «подломившееся» же зажато в нише крыла. Помните, что во всех подобных случаях руль, вырвавшись из рук, может сильно, до перелома, травмировать пальцы, особенно если они, вместо надежного хвата, только «ласкают» руль, слегка к нему прикасаясь. И последнее. Следить за исправностью машины - ваш долг. Не забывайте, что на дороге вы не один. Поэтому, заимствуя у соседа колеса для техосмотра или включая музыку, чтобы заглушить стук подвески, вспомните начало нашей беседы и подумайте, стоит ли за свой счет подтверждать статистику, которая, как известно, знает все. 1»1/АВТОПРОБЕГ НА ЛУНУОЧЕНЬ ПОЛНОПРИВОДНОЕТ КТ / АЛЕКСАНДР БУДКИН ЕСнтузиаст из Москвы Александр Копытов вот уже несколько лет увлечен сборкой вездеходов. На этот раз остановился на машине с колесной формулой 6x6, возможностью блокировки всех межколесных и заблокированными межосевыми дифференциалами, четырьмя управляемыми колесами (передними и задними) и изменяемым дорожным просветом средней оси. В результате вездеход научился в любом повороте ехать по одной колее, не бояться вывешивания колес и, подобно барону Мюнхаузену, вытаскивать себя из грязи. Причем рвать волосы не нужно - компрессор послушно накачивает воздухом амортизаторы средней оси, выдавливая колеса на 10 см вниз и приподнимая таким образом передние или задние.ЭЧуть подробнее о необычной конструкции. Поскольку вездеход невелик, его сердцем стал двигатель ВАЗ-11113. Выступившая в качестве донора престарелая «Ока» к пересадке «сердца» отнеслась более чем благосклонно. На вездеходе двигатель расположился сзади продольно. Дифференциал в «оковской» коробке принудительно заблокирован, а приводы, выходящие из нее, расходятся назад - к заднему редуктору и вперед к редуктору средней оси. На пути момента к средней оси расположилась цепная передача, риантов трансформации: установку отводящая момент на редуктор переддвух-трех сидений для пассажиров, ней оси. Все три редуктора главной пегрузового кузова или платформы, баредачи позаимствованы от ЛуАЗа. От гажника на крышу и т. д. них идут приводы с шарнирами равПри суммарном передаточном отных угловых скоростей на все шесть ношении трансмиссии около 14 автоколес. Подвески разные: передняя - от мобилю хватает невысокого крутящетой же «Оки», взятая вместе с подрамго момента двигателя «Оки», а максиником, средняя - от БМВ 3-й серии, на мальная скорость переваливает за косых рычагах, задняя - от «Опеля- 50 км/ч. Вектра». Выбор обусловлен лишь наОдин из самых интересных параметличием подходящих комплектующих. ров машины - радиус разворота. При По этому же принципу на вездеходе четырех управляемых колесах он рапрописался рулевой редуктор от вен 2,5 метра. Это позволяет легко ма«Опеля-Рекорд». Конструкция машиневрировать в лесу и на любой другой ны рамная и подразумевает много вапересеченной местности. 1»1