161
162
СВОИМИ СИЛАМИ№7 ИЮЛЬ 2001/ДОВОДИМ ДО УМАВ ЭТОМ ВЫПУСКЕ:ДОВОДИМ ДО УМА НЕ КИПИ, МОЯ «ГАЗЕЛЬ» (СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ) КТО СЛАБЕЙ НА ПЕРЕДОК? (ПОДВЕСКА «МОСКВИЧА» И «СВЯТОГОРА») КОМФОРТ ШЕСТЬ СЕКУНД-ПОДЪЕМ! (ЭЛЕКТРОСТЕКЛОПОДЪЕМНИКИ НА «ВОЛГУ») ТИШЕ ЕДЕШЬ. 172 («САМАРА» - ШУМОИЗОЛЯЦИЯ) КАРАУЛ! ПОТЕРЯЛИСЬ КЛЮЧИ(КАК РАЗБЛОКИРОВАТЬ РУЛЬ) СПУСТЯ РУКАВА 171 166 164 161170МОЯ «ГАЗЕЛЬ»ЖАРКИЕ ЛЕТНИЕ ДНИ - ТРУДНАЯ ПОРА ДЛЯ ЭТИХ МАШИНТЕКСТ / БОРИС СИНЕЛЬНИКОВНЕ КИПИ,РЕМОНТ «НАПОЛОВИНУ» («НИВА») ОСНАСТКАЗАМЕНЯЕМ ПОДШИПНИКИ СТУПИЦ 174 (УАЗ-3151, 31512, 3309...) ИНСТРУМЕНТ ТАЙВАНЬСКИЙ СЮРПРИЗ (КЛЮЧИ С ПОЖИЗНЕННОЙ ГАРАНТИЕЙ)176Во-первых, очистить радиатор снаружи, а если применялись какие-нибудь добавки в охНа забитых транспортом улицах, затяжных лаждающую жидкость для остановки течи, то и подъемах стоят они, окутанные паром и провнутри. (Дело в том, что многие из них образуклятиями водителей, отвечая еще более сильют пленки, плохо проводящие тепло, а некотоным бурлением кипящей жидкости на остановрые, например, имеющие в основе горчицу, закупоривают протоки между пластинами раку двигателя. К сожалению, врожденная болезнь «газедиатора.) лей» - перегрев двигателя в трудных дорожВо-вторых, проверить, а если требуется, отных условиях - не побеждена заводом до сих регулировать или заменить термостат (подпор. Замена в процессе производства сравниробнее об этом - ниже). тельно небольшого однорядного радиатора В-третьих, переставить передний номерной более широким и установка кожуха вентилятознак, открыв тем самым дополнительный возра (ранее его не было) улучшили положение, а духоприток, как рекомендует завод. последняя модернизация - применение двухИ конечно, проверить исправность работы рядного радиатора, казалось, полностью избасистем, влияющих и на температуру двигателя вит «Газель» от перегрева. Но, увы, в жару, с - зажигания и питания (угол опережения зажигрузом да с дополнительным оборудованием гания, обороты холостого хода и т. п.). (например, холодильной установкой) она все Если все это выполнено, а двигатель поже кипит. Логично было бы еще увеличить прежнему перефевается, можно перейти к размеры радиатора, но места для этого под каконструктивным мерам, которые испытаны вопотом уже нет. дителями. Александр Иванов из Златоуста ежедневно Отметим еще пару недостатков системы охлаждения. Радиатор расположен ниже головки ездит на «Газели» ГАЗ-2705-44 (семиместный цилиндров двигателя, поэтому после его остагрузопассажирский фургон) с весны 1998 гоновки почти прекращается теплообмен между да. Вокруг города подъемы длиной 5-7 км, поними. Не охлаждаясь, жидкость закипает. Кроэтому сразу пришлось бороться с перегревом ме того, в двигателе 402 при закрытом кране двигателя. Ему слово. отопителя (летом) недостаточен отток жидко«Я начал с термостата. Опытный радиаторсти от четвертого цилиндра, вследствие чего он щик посоветовал отрегулировать и надежно охлаждается хуже других. законтрить винт основного клапана, гайка коСправедливости ради надо отметить, что не- торого в процессе эксплуатации любит отвораперегруженные исправные автомобиль и двичиваться. Я это сделал с помощью дополнигатель нормально работают со штатной систетельной пластинки, как показано на рис. 1. Есмой охлаждения даже при 30-градусной жаре. ли есть газовая горелка, гайку можно законтЧтобы избежать перегрева, надо привести ее в рить пайкой, погрузив баллон термостата в воду. Припой ПСР-29, ПСР-40 и т. п. порядок.От термостт.-^=5К водяному насосуРис. 2. Установка дроссельной шайбы в шланг.От радиатораРис. 1. Контр овна гайки термостата. Установка электровентилятора «Бош» в «Газели» с двигателем 406. Однако и при этом клапан малого круга полностью не закрывается при 80-85°С. Чтобы устранить этот недостаток, вставил в шланг малого круга дроссельную шайбу (рис. 2). Создавшееся противодавление улучшило циркуляцию жидкости в основном (горизонтальнопроточном) радиаторе ив радиаторах отопителей, стабилизируя нагрев. Это показывает стрелка указателя температуры, застывая в начале зеленого поля.Кожух для спаренных вентиляторов от «Таврии» и «Жигулей».Теперь даже на подъемах, где раньше двигатель «закипал», я иду в общем потоке и сочувствую тем, чьи «газели» остывают на обочине. Единственный недостаток: после остановки горячего двигателя вентилятор работает еще несколько минут, потому что жидкость медленно проходит через радиатор. Чтобы сократить это время, включаю отопитель салона, и тогда подкачивающий насос быстро прогоняет жидкость, сокращая время остывания до однойСледующий шаг - замена штатного, приводвух минут». Андрей Руденко и Юрий Кузнецов из Москдимого ремнем постоянного вентилятора электрическим, от ВАЗ-2106 (газовскии больше и вы уже несколько лет переделывают охлаждедороже). Для его крепления изготавливаем две ние «газелей», предлагая разные варианты пластины из дюралевого листа толщиной 4 - сообразно напряженности условий эксплуата5 мм, как показано на рис. 3. Далее изготавлиции и возможностям клиентов. ваем патрубок для установки термодатчика «На тех машинах, где стоит однорядный ра(рис. 4). Я использовал водопроводную трубу, диатор, следует установить двухрядный, котопроточив ее поверху для снижения веса. К ней рый ныне использует ГАЗ. От многих других он приварил гайку с резьбой под датчик ТМ108 отличается наличием гнезда для датчика вклю(661.3710) от ВАЗ-2106 с обозначением «т° чения вентилятора. Он понадобится, если по88-92». Патрубок врезаем в верхний шланг и требуется еще усилить охлаждение. Для устазакрепляем двумя хомутами. При установке новки этого радиатора надо приобрести штатпатрубка в нижний шланг температура в систеные подрамник, втулки и болты, а также кран ме поднимается выше и после остановки двислива жидкости (подходит от ГАЗ-53). гателя может доходить до точки кипения с выСледующий шаг к улучшению системы охлабросом жидкости из расширительного бачка. ждения - установка электровентилятора. Мы Схема подсоединения электровентилятора предпочитаем изделие «Бош» (GPB0130303204 такая же, как в ВАЗ-2106. Реле РС702 (РС527; или GPC130303203), которое завод устанавли113.3747-10) устанавливаем на левый лонжевает на «Волгу» ГАЗ-3110. Конечно, подойдут и рон, с отверстиями напротив бензонасоса. отечественные вентиляторы - они дешевле.Предохранитель №4 верхнего блока предохранителей Предохранитель №10 верхнего блока предохранителей Аккумуляторная батарея'Тройник с врезанным датчиком ТМ-108. Мы разработали и изготовляем кожухи для двигателей 402 и 406 (фото 1и 2), а также систему управления вентилятором. Последних три: «жигулевский» с его датчиком; с самодельным электронным блоком управления; с ручным включением. Учитывая важность своевременного включения вентилятора, применяем одновременно все три варианта. Датчик устанавливаем в тройник нижнего шланга, идущего от радиатора (фото 3). Электрическая схема соединений приведена на рис. 5. Мы изготавливаем жгут проводов с пайкой наконечников и надежной изоляцией и прокладываем в тоннеле для проводов. Это обеспечивает надежность системы в любых условиях Во что обходится модернизация? В зависимости от сложности варианта работа стоит 400-600 руб.; вентиляторы - 1000-1400 руб.; кожухи - 250-350 руб.; датчик - 40-70 руб.; тройник под датчик - 250 руб.; реле - 30 руб. (2 шт.); блок управления - 250 руб.; жгут 150 руб. Все, кто выполнил эти работы, довольны результатом». имТерморезистор Электронный блок управления электровентиляторомЛ , 35Загнуть на 180°Оi; Дополнительная 1 коробка с предо-J хранителем ЗОА '.Рис. 3. Крепление вентилятора.80М22х1,5 ^ ^ _ ^ сварка Электровентилятор 'Бош'*3Рис. 4. Патрубок.Рис. 5. Схема соединений системы с электро вентилятором, датчиком, кнопкой и блоком управления.Датчик включения электровентилятора ТМ-108