138
139
I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙСКВОЗНЯК, ЗАКРОЙТЕ ОКНА!ПРОВЕТРИМСЯ... ЗА ДОПОЛНИТЕЛЬНУЮ ПЛАТУТЕКСТ / ВИТАЛИЙ УРЮКОВ/ЭКСПЕРИМЕНТИдею этой работы навеяли автомобили, колесящие с открытыми окнами по летним дорогам. Ладно бы в городе, где скорости относительно малы, но и на загородных трассах «ветрогонов» достаточно. Начать мы решили с замеров - определим, «сколько денег« будет стоить такой способ вентиляции. Ведь известно, что открытые окна увеличивают аэродинамическое сопротивление движению автомобиля. Естественно, и топлива сгорает больше. Но насколько? Вот это и проверим, да не в лаборатории (трубе), а в реальных условиях. К испытаниям привлекли редакционного Ерему, покрытого многочисленными боевыми шрамами - свидетельствами бурной юности. Неравномерные стыки и следы деформации капота его аэродинамические качества отнюдь не повышают. Напомним: Ерема - это «Москвич-2141» двух лет от роду. Специально его не готовили: состояние - рабочее, общий пробег - 40 тыс. км, шины М-229 Moscowia 175/70 R14 84Т (давление - 2 кгс/см ), двигатель - УЗАМ, 1,7 л, карбюратор - 2140-1107010-70 «Озон». ЭПХХ давно отключили. Из внешнего оборудования - штатные зеркала заднего вида и фартуки за задними колесами, да длиннющая антенна, вырастающая из переднего крыла и пристегнутая к водосточному желобку на крыше. В отличие от коллег, замерявших «максималку», мы не заклеивали скотчем зазоры между кузовными деталями и щели в решетке радиатора, не качали шины до звона - все было натурально. Расход бензина оценивали проверенным способом долива «под пробку» из тарированной емкости. Такая точность приемлема, ибо нам интереснее относительное изменение Ереминого аппетита, чем абсолютные цифры. Поскольку нарушать ПДД мы не собирались, для заездов выбрали участок между 58-м и 103-м километром Новорижского шоссе, где разрешена скорость до ПО км/ч, покрытие приличное, рельеф - с плавными подъемами и спусками, в начале и конце есть развязки для разворота, а на 59-м километре - АЗС. На круг - 96 км. Погожим майским днем Ерема приступил к делу. Температура около 18°С, переменная облачность, небольшой ветерок. Участок будем проходить в двух направлениях, чтобы свести к минимуму влияние ветра и рельефа. Посторонних машин мало, они нам не помешают. Пробные заезды показали, что можно уверенно пройти всю трассу на пятой передаче без переключений со скоростью около НО км/ч. При этом на спусках подтормаживаем двигателем, на подъемах добавляем газу, поддерживая не ниже 100-105 км/ч. Естественно, на разворотных петлях скорость падает. Выдержать темп несложно. Тем более, что контролировалось и время, затраченное на каждом круге.Вот только ехать в рубашке с коротким рукавом при открытых окнах очень холодно! Мерзнут руки, голова, шея, колени. Хочется все задраить и включить «печку». Пришлось водителю при контрольных заездах напяливать, что нашлось: ветровку, рабочий халат, капюшон. Видок, мягко говоря, странный, но зрителей, к счастью, нет. Хотя нормальным людям так ездить не пристало, решили измерить аппетит Еремы в трех положениях окон: все полностью открыты, все закрыты, переднее правое и заднее левое приоткрыты на 50 мм. Приточная вентиляция открыта, вентилятор «печки» выключен, в машине водитель, в багажнике резервная канистра бензина. Результаты измерений приведены в таблице. Что ж, практика подтвердила теорию, да еще как! Даже немного, на первый взгляд,Вариант 2. Шум несколько меньше, чем при варианте 1. Мерзнет правая сторона головы и шея справа. Неприятно, не лучше варианта 1. приоткрытые окна повысили расход топлива на 14%. Много ли это? Если принять расстояние до дачи за 125 км, то на дорогу в оба конца понадобится на 2,5 л бензина больше. Можно умножить эти цифры на количество поездок, месяцев, лет и т. д. - это уже на ваше усмотрение. Кроме того, когда салон продувается полностью, то дискомфорт, о котором уже сказано, усугубляется невыносимым шумом. Разговаривать или слушать радио невозможно, под напором ветра ремень безопасности (инерционный, пристегнутый!) щелкает над ухом, словно пастуший кнут. Короче: неторопливо двигаться по лесной дорожке при опущенных стеклах, пожалуй, неплохо. Но по скоростной трассе - увольте. А зачем вообще люди открывают окна? Первое, что приходит на ум: чтобы не жарко было! Но и через штатную систему вентиляции в салон поступает достаточно воздуха. Да еще можно и вентилятор включить! Правда, это относится к Ереме, совершенно не страдающему боляч-ками многих отечественных автомоВЛИЯНИЕ ОТКРЫТЫХ ОКОН НА экономичность билей, у которых зимой «печка» саПоложение Время Средняя Допито Расход топлива лон не прогревает, а летом... толком окон* ямке- скорость, тояяява, л/100 км % км/ч л ми, мм не отключается, поджаривая экипаж 1 55 104,73 6,75 7,03 100 даже при отрытых окнах. (Кстати, 106,67 2 54 8,00 8,33 118,5 почему эффект, изжитый АЗЛК, по104,73 7,70 8.02 3 55 114,1 вторен на вазовских «десятках»?) ' т -все полностью закрыты: 2- все полностью открыты: Что еще побуждает приоткрывать 3 - открыты на 50 ми переднее правое и заднее левое. окна? Многим водителям кажется (тема для психоаналитиков), что окна выделены синим цветом, красприоткрытое окно позволяет уверенным показаны зоны дискомфорта нее двигаться в потоке машин, чуть по субъективным ощущениям водили не улучшает обзор. Отчасти это теля. Важно, что приведенные здесь верно, особенно если стекло замызрезультаты относятся к «Москвигано или исцарапано. К тому же авчу-2141». Аэродинамика - дело сложтомобиль, который вас обгоняет, лучное, подобные манипуляции с окнаше слышен. ми на других автомобилях могут Но трудно найти такое сочетание дать иные результаты. опущенных стекол, которое даст Кстати, те, кто решил по нашему прохладу и одновременно исключит примеру замерить расход топлива, простуду, радикулит и другую хворь должны соблюдать нехитрые правипод общим названием «надуло». ла: автомобиль ставить точно на На обратном пути были испробопрежнее место, бензин лить медленваны разные варианты. Поскольку но, тонкой струйкой, позволяя воздубаловаться с окнами можно бескоху свободно покидать бак. Если плонечно, решили стекла опускать лишь щадка с наклоном, заранее подберина 50 мм, и то набралось десять полоте такое положение машины, чтобы жений. На рисунках приоткрытые горловина бензобака была выше. 1*1работы приточной венгипяции при закрытых окнах?^