46
48
ТЕХНИКА | /ПО РАНЖИРУwКЛАССОВЫЙподходПОМОГАЕТ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В МНОГООБРАЗИИ МОДЕЛЕЙТЕКСТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВЗа прошедший век люди придумали множество классификаций автомобилей. Без системы не обойтись, она помогает сравнивать и оценивать товары. В Западной Европе легковые автомобили (потерминологииЕЭК ООН - Ml) делят на шесть классов. Критерий простой и логичный -габаритныеразмеры (см. табл. 1). Первоклашки (класс А, он же - мини) - «ФИАТ-Сейченто», «Смарт», «Хёндэ-Атос» - машины, которые принято считать городскими. Европейские модели - трехдверные, восточных малышей умудряются одевать в пятидверные кузова. Правда, японцы обычно продают такие автомобили только на внутреннем рынке, в расчете на покупателей национального субтильного телосложения, любящих комфорт. Сегодня среди первоклашек встречаются буйные акселераты. Чегостоитхотя бы «Фольксваген-Лупо» со 125-сильным (!) двигателем. На фоне таких оборотней «Ока», тоже попадающая в Акласс, выглядит бедной родственницей. В первом классе обитают также «дошколята» - микроавтомобили с 5-10сильными моторчиками. Для управления ими в некоторых европейских странах не нужно водительских прав, но выпуск малюток невелик В малом классе В публика не менее разношерстная. Здесь, помимо трехдверных, есть пятидверные хэтчбеки и даже седаны. Двигатели и дополнительное оборудование - вполне взрослые. Эта категория машин у европейцев достаточно популярна. Отечественная промышленность второклассников, увы, не делает. Первой ученицей когда-нибудь станет «Калина»-хэтчбек; а сегодня наиболее близкая и доступная россиянам машина класса В - «Таврия».«Фольксваген-Лупо TDI» с 1.2-литровым дизелем - представитель европейского класса А По японской и российской градации он - автомобиль малого класса.Второклассник (В) «СЕАТ-Ивиса». Версия с мотором 1,1 лу нас - попадает в разряд особо малых. а остальные - в малый класс.Самый почитаемый в Европе - низший средний класс С. Его еше называют «гольф-классом». Именно эта модель «Фольксвагена» - недорогая, экономичная, компактная, но вместительная, став бестселлером европейского рынка, побудила производителей к созданию многочисленных конкурентов «народному немцу». В этой категории огромный выбор седанов, хэтчбеков, универсалов, с четырех-, пяти- и даже шестицилиндровыми двигателями и длиннющим списком опций. В России С-класс тоже почитаем, потому что... у нас, по сути, нет выбора. Ведь все массовые отечественные модели: «Жигули», «Самара», «десятка» и даже «41-й» «Москвич» - низшие средние. Средний класс D населяют седаны и универсалы с богатой базовой комплектацией и мощными моторами. Здесь немало «переростков» - моделей, которые по скоростным характеристикам вполне достойны стать старшеклассниками. Например, мощные «Ayim-RS4» или «Фольксваген-Пассат W8». Ни один отечественный автомобиль, за исключением мелкосерийного ВАЗ-21108 «Премьер», в класс D даже формально не попадает. Автомобили классов Е (или бизнескласса) и F отличаются между собой только уровнем комплектации и ценой. Действительно, ставить на одну ступень большой, но все же вполне демократичный «Опель-Омега» и благородный «Ягуар-XJ», тем более «Роллс-РойсСильвер Сераф» грешно. В высший средний класс затесалась «Волга», а ЗИЛ-41047 за былые заслуги, внушительный вид и непомерную цену, наверное, можно записать как люкс. Помимо классов, во всевозможных европейских рейтингах фигурирует несколько групп. Их представителей характеризуют не размерами, а спецификой конструкции. В первую группу записали все спортивные купе - от скромного «Опеля-Тигра» до эпатажного «Бугатти-ЕВ 16.4». Во вторую - открытые модели: кабриолеты, родстеры, слайдеры. Модные нынче вседорожники, или по-американски SUV, собрали в отдельную компанию. Обычные полноприводные автомобили «Ауди», «Субару» и им подобные - туда не допускают. И наконец, четвертую группу составили мини-вэны и микроавтобусы с числом мест не более девяти, которыми можно управлять с «правами» категории «В». Приведенная классификация - не единственная в Европе. Например, в программе опенки новых автомобилей на безопасность EuroNCAP применяют, сообразно своим задачам, градацию попроще. Аналог класса А - супермини, модели малого класса В отнесли к малым семейным, «гольфоподобные» (класс С) назвали большими семейными, а все остальные машины считают представительскими. Собственная группа, опять-таки, выделена мини-вэнам. I ТЕХНИКА |Классификации, применяемые в других частях света, отличает национальная специфика. В США Агентство по охране окружающей среды придумало хитрую методику вычисления внутреннего объема: салон с двумя рядами сидений плюс багажник. Машины вместимостью мень3 ше 2,4 м , например наш ВАЗ-2109, называют мини-компактами (то есть меньше по американским меркам быть не должно). «Фольксваген-Гольф» и даже «Ауди-А4» превратились в субкомпакты, а среднеразмерными получили право называться аналоги «Форда-Торус». Полноразмерных моделей («Кадиллак-Де Виль», «Форд-Краун Виктория») в производственных программах осталось совсем немного. В Японии всего три класса легковых автомобилей. Причем в местные мини (длина - до 3300 мм, ширина - до 1400 мм, рабочий объем - не более 660 см3) не укладывается даже «Ока». Зато в малые (длина - до 4700 мм, ширина - до 1700 мм, рабочий объем - до 2 л) попадают аналоги вместительного «Москвича-2141», не говоря о ВАЗах. Все остальные автомобили считают стандартными. В России классификацию автомобилей и отраслевые индексы моделей (табл. 2) ввели в 1966году.Заводами давно не командует министерство, но производители продолжают использовать громоздкую и не всегда понятную систему нумерации моделей. Все легковые автомобили обозначают индексами с цифрой 1 на втором месте. Первая цифра указывает на рабочий объем двигателя. Причем, переход от 1к2 не совпадает с делением на классы (см. табл. 2). Так, согласно отраслевым нормам, ВАЗ-2101,2102 и 21013 с двигателем рабочим объемом 1198 см3 должны бы были называться -1101 их д., а «восьмерка» с двигателем 1100 см3 (была такая экспортная версия - 21081) - ВАЗ-1108.ТАБЛИЦА 1 ЕВРО 1ЕЙСКИЕ КЛАССЫ ЛЕГКО ВЫХ А ВТОМОБИЛЕЙНазвание Мини Малый класс Низший средний класс Средний класс 7/»Ю1 Высший средний класс Люкс-класс Обозначение Габаритные размеры, им длина доЗбОО 3600-3900 3900-4400 4400-4700 ширина до 1600 1500-1700 1600-1750 1700-1800Оправдывая свое имя «БМВ-Компакт» расположился в классе С(он же «гольф-класс»). По российским меркам, автомобиль с моторами 1,8 и 2,5 л среднего класса. «Дэу-Леганза» в классе D соседствует с более именитыми моделями.Третья и четвертая цифры - порядковый номер модели. Заводы присваивают их сообразно собственной логике. Помните: ВАЗ-2104 появился позднее «пятерки», а ГАЗ-3110 намного, если не навсегда, обогнал ГАЗ-3106. Пятая позиция - обозначение модификации. То есть ВАЗ-21083 - версия «восьмерки» с мотором 1^ л (базовый двигатель 2108 13 л). Шестая цифра - специфическое исполнение, например, модификация с правым рулем или для тропиков. Позиции, расположенные после дефиса, обозначают варианты комплектации. ВАЗ применяет двузначные индексы (ВАЗ-21093-20 - «девятка» с впрыском),«Кадиллак-Севиль» - полноправный ученик люкскласса. по-российски - высшего. Интересно, что в Японии «Кэдди» всего лишь - «стандарт», а на родине, строго говоря, - среднеразмерный. Но. дабы не обижать символ Америки, в США его причисляют к отдельной категории - люкс.А ВСDЕFТАБЛИЦА 2. РОССИЙСКИЕ КЛАССЫ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙКласс Особо малый Малый Средний Большой Высший Рабочий объем двигателя,л до 1,1 1.1-1,8 1,8-3,5 свыше 3,5 свыше 3,5 Отраслевые индексы 11 (до 1,2 л) 21 (1,2-1,8 л)свыше 4600 свыше 1700 свыше 4600 свыше 17004831 41 41а ГАЗ - трехзначные (ГАЗ-3110-600 «Волга» с дизелем по лицензии «Штайр»). Первые две позиции индексов фургонов и пикапов на базе легковых автомобилей (по классификации ЕЭК ООН N2) указывают на тип машины (бортовая, фургон и т. д) и его полную массу. Однако здесь производители часто отходят от старых отраслевых нормативов. Так, ВИС-2345 - фургон полной массой от 1,2 до 2 тонн должно бы именовать 2745 (23 - машина с бортовой платформой), а пикап ИЖ-27171 - наоборот. А у «Соболя» ГАЗ-2217 «по закону» обозначения должны меняться в зависимости от вместимости. Ведь шестиместный вариант входит в международную легковую категорию Ml, а десятиместный - в автобусную М2. А вообще, лучше бы длинные «телефонные» номера остались в заводской документации. Потребителю совсем необязательно знать, какой именно вариант впрыска стоит на его «Самаре», если система будет надежно работать. Конечно, любая классификация условна. Ну, как считать одноклассниками «малые», по российскому делению, «Таврию» (50 л. с.) и ВАЗ-21103 (92 л. с), тем более - «Хонду-Сивик» со 114-сильным мотором? Пожалуй, самая корректная потребительская классификация - ценовая. Немцы сравнивают вазовскую «десятку» с «Дэу-Матиз». А новый ГАЗ-3110 логично ставить рядом только с изрядно потрепанным «Мерседесом». Другие градации тоже имеют право на сушествование - чем мы и пользуемся, например, проводя тесты. Можно расставлять машины по мощности, типам кузовов и назначению (например, универсалы или кабриолеты), по конструкции и компоновке (полноприводные или рамные модели). Чем богаче становится мир автомобилей, тем больше поводов создавать новые «таблицы деления». 1»1