124
125
венной продукции, только недавно поеле многолетнего перерыва запустили заводик по производству подсолнечного масла. И - все. На российской стороне исправно действуют несколько коммерческих фирм, на 'Украине частное предпринимательство у власгей по-прежнему не в чести... И рынок в Чертково куда больше. Тут, собственно, их даже два - продоС РАЗНИЦЕЙ В ЧАС вольственный и промтоварный, котоВообще-то это два разных города, рый занял всю площадь между зданивернее - поселка городского типа, ем местной администрации и универС российской стороны - Чертково, магом (открытым, как следует из парайцентр Ростовской области; с укра- мятной доски, к 60-летию образования инской - Меловое, райцентр Луган- СССР). Чего тут только нет - китайской области. Только вот границы ме- ские рубашки и украинские носки, тужду ними как не было, так и нет, хотя рецкие светильники и российская бына географических картах она, понят- товая химия, а целый ряд выделен под ное дело, есть. Но в жизни - как прове- автозапчасти. До украинского рынка, сти ее, если проходит она... ровно по- если по прямой, - метров сто будет, но средине улицы Дружбы народов? Со- он намного меньше и беднее. На полответственно, четные дома - украин- пути от одного базара к другому вас ские, нечетные - российские. А в са- встречает плотная группа местных мом начале улицы прямо посредине «валютчиков»-менял - расплачиваться стоит парикмахерская. С точки зрения можно как рублями, так и гривнами, географии мужской зал находится вА текущий курс тут каждый ребенок России, а женский - на Украине, знает. В жизни реальной никто, конечно, Между двумя поселками пролегла не стал проводить через комнату ожи- еще одна граница - временная: разнидания жирную черту и из одного зала па между московским и киевским врев другой можно пройти, не предъяв- менем - ровно час. По мнению местляя заведующей паспорт. ных жителей, это даже удобно.верняка помнят: герой служит полицейским в маленьком городке, через который проходит франко-итальянекая граница. Вспомнили? Улыбнулись? Так вот, у нас тоже есть такой город, где по центральной улице проходит государственная граница. Только обитателям его жизнь не кажется смешной.этому ветераны успевают поучаствовать в обоих праздниках - от одной центральной площади до другой пять минут пешком. Кроме того, украинские магазины закрываются на час позже, поэтому если кому не хватило водки - всегда может сбегать через «границу» за горилкой... КАК БУДЕТ «ПРОКОЛ» ПО-УКРАИНСКИ? Начальник отделения ДА1 Меловского района капитан Сергей Восковец вместо обеденного перерыва прилежно изучает... украинский. На столе - несколько учебников и словарей. - Я ведь русский по национальности, - оправдывается он. - А мы тут всегда говорили только на русском. Теперь я обязан вести все делопроизводство на государственном языке. Слава Богу, пока отсрочку дали и разрешили протоколы оформлять на русском... Капитану Восковцу не позавидуешь: мало того, что язык учить надо, так еще и зарплату регулярно задерживают. Да и что это за зарплата - 250 гривен (1250 руб.)! Поэтому и разбегаются автоинспекторы (!) кто куда - в коммерсанты, охранники... Причем работу ищут в основном «за бугром». У соседа, начальника службы ГИБДД Чертовского района майора Ивана Чередниченко, поводов сокрушаться куда меньше. Нет проблем со служебным автотранспортом и горючим для него, зарплату его 12 сотрудникам выплачивают регулярно, и она в среднем в два раза выше, чем у украинских коллег. - Автопарк у нас в районе побогаче будет. Население практически одинаковое, но у нас на учете 9 тыс. автомобилей и5 тыс. мотоциклов. У соседей всего 4800, - с гордостью сообщает майор. - У нас каждый год регистрируется по несколько сотен новых машин, в основном «жигулей» разных моделей. В Меловом новых машин почти нет, зато со старыми номерами, еще черными, ворошиловградскими чуть не половина, а их выдавали до 1980 года, да и Ворошиловград стал Луганском уже десять лет назад... Несмотря на такое вопиющее «неравенство», российский майор и украинский капитан продолжают дружить, тем более, что и служить начинали вместе - в Чертковской ГАИ. Многое, оказывается, легче решать «в рабочем порядке», прогулявшись пешочком через условную границу (за телефонные разговоры платить замучаешься, ведь звонок-то считается международным)... - Если задерживаем за нарушение жителя России на нашей территории оформляем честь по чести протокол, штрафы берем, но «права» стараемся не изымать - так мы с Иваном Ивановичем договорились, - рассказывает Сергей Восковец. - А то ведь отправлять их - целая история: из Мелового -в Луганск, оттуда - в Киев, далее - в Москву, Ростов и только потом они приедут в Чертково. По пять-шесть месяцев ждать приходилось. А теперь соберется у меня пять-шесть протоколов, иду як Чередниченко и вместе решаем, как нарушителя наказать. КАК ПЕРЕЙТИ ГРАНИЦУ Если пешком - то в любую минуту ив любом месте. Если же вы едете на автомобиле, то тут - уже проблема. Параллельно с улицей Дружбы народов проходят железнодорожные пути (российские), и просто так через рельсы на «Жигулях» или «Таврии» не попрыгаешь. А в конце улицы, на переезде - таможенный пост, где при каждом пересечении границы надо предъявить документы и саму машину для осмотра дотошным пограничникам и таможенникам двух стран. Никаких ограничений для проезда туда-сюда у сторон нет, только вот масса запретов для провоза грузов. Крепких спиртных напитков, к примеру, везти можно не более 1 л, сигарет - один блок. Почему-то вдруг запретили ввоз на Украину картофеля. Да и вообще украинские таможенные правила куда более строгие, чем российские. Например, если старый телевизор или холодильник любящий украинский сын беспрепятственно провезет своей российской маме (а здесь все - родственники!), то при въезде на Украину те же вещи обложат таможенной пошлиной. Российские таможенники строго отслеживают только партии товаров, предназначенные для продажи в России.Александр, житель Мелового, бывший инженер, а ныне «честный контрабандист», скупает на предприятиях Лутанской области трикотажные изделия, грузит их на свой старенький «Москвич-2140». На улице Дружбы народов они с женой Валентиной разгружают машину и пешком, через железнодорожные пути перетаскивают тюки в Чертково - благо, пройти надо всего метров сто. Потом он возвращается, садится за руль и пустой переезжает через границу - на таможне, кроме запаски и домкрата, ему и показывать нечего. Затем - еще одна погрузка, и дальше дорога лежит в города Ростовской области - Богучар, Миллерово, где на украинский трикотаж неплохой спрос. - Так, как мы, живет у нас половина города, - рассказывает Александр. А что делать? Работы никакой нет, пенсию мои родители давно уже не видели, вот и приходится вертеться. Раньше возили из России на Украину бензин, баки здоровенные приделывали, а теперь Лисичанский НПЗ купил ваш «ЛУКойл» и цены с обеих сторон почти сравнялись. Вот мы и перешли на трикотаж. Кстати, Александра на таможенном посту почти не останавливают - стражи границы всех местных автолюбителей знают в лицо, помнят, кто на чем ездит. Если человек каждый день туда-сюда по пять раз гоняет - что же, каждый раз документы разглядывать? Правда, многочисленные проверяющие «из центра» (которых ис российской, и с украинской стороны предостаточно) местного «либерализма» не одобряют. Но ревизоры приезжают и уезжают, а городу ведь как-то жить надо, хоть и разделен он надвое кордоном. Несмотря ни на что, жизнь идет своим чередом и не один десяток раз в году границу вообще открывают настежь - пропускают изо всех сил гудящий свадебный кортеж. Дискотека-то, где юноши и девушки знакомятся, на два поселка одна, а для влюбленных все равно, какого цвета у жениха или невесты паспорт. И не важно, где гуляют свадьбу: по неписаному местному обычаю молодожены обязаны возложить цветы у двух памятников Неизвестному солдату - и в украинском Меловом, и в российском Черткове. А обычаи тут все чтут одинаково. 1»1