11
12
очередь по нам, рядовым автомобилистам... «ПИСТОЛЕТ» НА БОЧКУ! Бензиновые сверхдоходы не дают покоя не только налоговикам, но и законодателям разного уровня. Благое это дело - часть «сверхприбылей» отправить в бюджет. Только у нас, где многое делается по известной формуле «Хотели как лучше, получилось - как всегда», такого рода шаги часто оборачиваются бедой. Весной инициативу проявили законодатели из Воронежа, лихо принявшие новый областной закон о налогообложении АЗС. Мало того, что они в одночасье подняли сумму сборов вдвое, так еще и надумали брать налог с каждого «пистолета». Началась забастовка владельцев заправок, которые посчитали сумму вмененного дохода чрезмерной: большая часть АЗС просто закрылась, а цены в результате выросли до 20 и даже 30 руб. за литр бензина. Сейчас действие этого налога в Воронежской области приостановлено - представители властей ведут переговоры с владельцами АЗС (а что, раньше нельзя было это сделать?). Можно бы поучиться на чужих ошибках, но дурное дело нехитрое, и вот уже вмененный налог с каждого «пистолета» берут ив Ставрополе. Результат не заставил себя ждать: на современных АЗС, где могло бы одновременно заправляться по восемь автомобилей, длинные очереди: работает всего одна колонка. Владельцы разводят руками: «А что нам делать? Да, мы сами заглушили большую часть колонок. Но вынудили к этому власти, которые практически наказывают нас за то, что мы создали удобства для водителей». Следующая на очереди - столица, где в городской Думе рассматривается проект закона «О едином налоге на вмененный доход для предпринимательской деятельности в сфере розничной стационарной торговли горюче-смазочными материалами». Поводом для этого послужила проведенная недавно налоговиками проверка. Как рассказал начальник отдела УМНС по Москве Дмитрий Зайцев, в среднем на каждой пятой заправке в Москве производятся «незаконные действия с контрольно-кассовыми аппаратами с целью снижения прибыли для налогообложения». В результате этого в прошлом году, к примеру, хотели собрать 970 млн. руб. налогов, а собрали всего 670. Несмотря на это, московские законодатели все же не хотят повторить «воронежский вариант». По словам президента Российской топливной ассоциации Сергея Борисова, сейчас идут активные консультации между «думцами», работниками УМНС, финансового департамента и РТА. Все стороны уже сошлись на том, что налог надо брать не с каждого «пистолета», а с АЗС, причем сумма должна меняться в зависимости от количества «пистолетов», видов топлива и т. д. Основные споры разгорелись вокруг этой самой суммы - власти хотели бы получать по 30 тыс. руб. с каждой колонки ежемесячно, владельцы АЗС настаивают на 20 тысячах. «Но в любом случае, мы надеемся, что сможем прийти к консенсусу, - считает С. Борисов. - Власти, кажется, начинают понимать, что нельзя бесконечно придумывать новые налоги и повышать старые. Наступает предел, за которым бизнес становится нерентабельным, и тогда остается одно - демонтировать АЗС. Я верю, что до этого не дойдет». Словом, если все заинтересованные стороны договорятся - по уверениям С. Борисова и других руководителей отрасли, цена бензина практически не изменится. Ох, как хотелось бы в это верить самым заинтересованным в этом людям - автолюбителям и профессионалам... И еще наши «короли бензоколонок» хотят, чтобы в новом столичном законе было черным по белому записано: власти не имеют права менять налоговые ставки просто так, по своему желанию. Пропорционально росту инфляции раз в какой-то период - пожалуйста (только пропишите это в законе!), а не потому, что в бюджете не хватает средств на очередную «стройку века»... Впрочем, не мешало бы такое обозначить и во всех других «бензиновых» законах. Только тогда можно быть уверенным, что с завтрашнего дня цена бензина не возрастет вдвое (втрое, вчетверо и так далее) - ведь она у нас зависит не от уровня добычи и не от мировых цен, а чаше от непродуманных действий властей. 1»1/ПРОЖЕКТЫГИГАНТ0УДАРНЫЕ СТРОЙКИ XXI ВЕКАТЕКСТ / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТОРубеж веков ознаменовался для России не только первым бездефицитным бюджетом, но и торжественным объявлением о строительстве невиданных транспортных магистралей. Но, может, прежде чем строить, стоит еще раз хорошенько подумать?КЕРЧЕНСКО-ТАМАНСКИЙ МОСТ Когда около года назад пресса заговорила о проекте моста через Керченский пролив, мало кто воспринял это всерьез. Хотя бы потому, что инициаторами выступили правительства Москвы и Автономной республики Крым. Первое в то же время заявляло, что в связи с бюджетными новациями и перераспределением денег Дорожного фонда вынуждено значительно сократить строительство дорог в Москве; второе вообще числится в банкротах. И нужно ли в принципе «вбухивать» полмиллиарда долларов (по первым оценкам) в мост к полуострову, если транспортный поток по дорогам, уже проложенным посуху,годотгодаскудеет? До развала СССР между украинской Керчью и российским Темрюком регулярно курсировал паром. Сейчас пропускная способность его - два состава в день - маловата. И хотя оснастить переправу современными судами стоит совсем недорого (говорят, не больше миллиона долларов!), московскую мэрию, столь неравнодушную к судьбе Крыма вообще, проект не устраивает. Ведь паром - это «вчерашний день»... И вот казавшийся поначалу утопическим проект начинает обрастать реальными подробностями. В июле 2000 года в Симферополе руководители Москвы и Крыма подписывают прото-7/200111 АКТУАЛЬНОкол о намерениях. В декабре учреждают ОАО «Керченский мост» с уставным капиталом 550 тыс. руб. (три четверти обязалось внести московское правительство, четверть - правительство Крыма; в таком же соотношении распределяются акции АО). Но по-настоящему работа закипела, когда проект одобрили во время встречи в Днепропетровске президенты двух стран (умейте вовремя доложить!). Были созданы рабочие группы с обеих сторон и координационный совет, а в московском институте «Гипротрансмост» начались работы по проектированию гигантского моста, предварительные геологические и геодезические исследования. На это уже выделено из бюджета России (!) 170 тыс. долл. В общем, запахло живыми деньгами. Еще бы - за пять лет предстоит построить многоярусный мост длиной 7 км, причем под ним должны спокойно проходить морские суда (по проектному заданию, высота пролета составит не менее 64 м). Он рассчитан на пропуск до 3 тысяч автомобилей в час и 30 поездов в сутки; по мосту планируется организовать передачу электроэнергии, газа и даже пресной воды для засушливой восточной части Крыма. На реализацию проекта потребуется не менее 1,5 млрд долл. Но аппетит, как известно, приходит во время еды, и, по прогнозам экспертов, смета может вырасти в два-три раза. А пока из Керчи в Темрюк и обратно проходит 100 автомобилей и два железнодорожных состава в сутки...ство паромов на линии сократилось вдвое. Но министр путей сообщения Николай Аксененко (спустя полвека!) смело решил реанимировать проект тоннеля. «Ну и что с того, что грузопоток сократился? - идут в наступление министр и его сторонники. - В будущем он наверняка возрастет, особенно когда в полную силу заработают нефтяные месторождения в рамках проектов «Сахалин1» и «Сахалин-2»! Кроме того, тоннель ведь не зависит от погодных условий штормов, сильных течений, сложной ледовой обстановки».сударственную акционерную компанию, в ведение которой передать полосу, прилегающую к железной дороге, шириной эдак 20-50 км, с правом использования природных ресурсов и недр. Затем привлечь инвесторов, желающих вкладывать денежки в строительство, раздавая им по участочку земли... Глядишь - и средства на тоннель найдутся! Но это пока из области прожектов. А в реальной жизни МПС уже ведет активные изыскательские и проектные работы и уверяет, что в октябре нынешнего года начнется и само строительство. Словом, зачем «доводить до ума» БАМ, если впереди освоение средств на прокладку нового тоннеля на десятилетия? ТОННЕЛЬ ПОД БЕРИНГОВЫМ ПРОЛИВОМ В интервью немецкой газете «Ди Белы» чукотский губернатор Роман Абрамович предложил построить тоннель длиной 96 км между «их» Аляской и нашей Чукоткой. Ни по протяженности, ни по стоимости (по самым предварительным оценкам потребуется 20 лет и 50-60 млрд. долл.) аналогов у него нет. Зато Америку и Евразию свяжут железная дорога и автомагистраль. Кроме финансовой и юридической, тут еще одна проблема - ни на российской, ни на американской стороне доселе нет необходимых автомобильных и железнодорожных подъездов к берегу Берингова пролива. Американцам понадобится построить 1200 км автомобильной дороги от города Фербенкса и проложить почти 2000 км железнодорожного полотна до станции ПринсДжордж в Канаде, а на пути у них, без сомнения, грудью встанут «зеленые» (дорога должна пройти по территории нескольких национальных парков). На российской земле ближайшая автодорога (зимник) заканчивается в 1600 км в Магаданской области. До железной дороги (Транссиба) от предполагаемого тоЕшеля - в три раза больше, и пройти она должна через горы, болота и вечную мерзлоту... Так стоит ли автолюбителю, например, из Рязани отправляться на своем автомобиле в Мехико? Может, быстрее, дешевле и проще погрузиться вместе с любимым «жигулем» в самолет и через несколько часов наслаждаться отдыхом на пляже в Акапулько?.. 1»1Энергичный министр МПС слов на ветер бросать не привык. В числе его сторонников, естественно, губернатор Сахалинской области Игорь Фархутдинов, а также многие государственные ТОННЕЛЬ ДО ОСТРОВА САХАЛИН Идея не новая: впервые о ней заговомужи из Японии, которые спят и видят, рили японцы в начале 40-хгодов,коща как их острова через мосты (тоннели?) и пытались расширить границы империи Сахалин соединятся с материком. Но у на Дальний Восток и Сибирь. Потом железнодорожных руководителей идея приглянуласьтов.Сталину: остров свой, сегодняшний интерес - загрузить надо было покрепче привязать к матеТранссиб, а также свои строительные рику. Летом 1951-го силами советских организации. Тоннель хоть и не длинзаключенных и японских военнопленный - всего 10 км, но пролегает по тяженых начали строить тоннель. Но в апрелым, «плывущим» грунтам Татарского ле 1953года,сразу после смерти вождя, пролива, а ведь еще надо обеспечить заЦК и Совмин постановили приостанопас прочности, учитывая высокий уровить стройку. Временно. Тем более, что вень сейсмичности района... Словом, паромная переправа между крупнейпо самым предварительным оценкам, шими местными портами Ванино и потребуется около 10 млрд долл. ОткуХолмск (длина - 260 км) вполне справда их взять? лялась с пассажиро- и грузопотоком с Руководство Забайкальской железматерика на остров и обратно. Более тоной дороги (читай - Аксененко Н. Е.) го, справляется и сегодня, хотя количепредлагает гениальный ход - создать го