36
37
38
ТЕХНИКА |РАЗДЕЛЬНОЕ ПИТАНИЕКАРБЮРАТОР ИЛИ ВПРЫСК? ВОТ В ЧЕМ ВОПРОССП^ГПЧИКФОТО / ВЛАДИМИР КНЯЗЕВ1&OOL.СО ВСЕХСТОРОНвар!» Впрочем, в иных регионах именно впрыск вызовет уценку...СПУТНИК7SOC7ду: в инструкции изготовитель заявляет для той и другой «Самары» одинаковые мощность и максимальную скоПОЛИГОН АВТОСАЛОН рость - при том, что по ТУ (техничеМежду карбюратором и впрыском «Девятки», украшенные опознаваским условиям) разница в мощности (или, точнее, электронной системой уптельными знаками «К» и «В» (догадайпочти 7,5 кВт! И вот логичный резульравления двигателем) волей-неволей тесь, что скрывается за буквами), откатат: на динамометрической дороге мавыбирает каждый покупатель нынештали в Дмитрове краткую обязательшина «В» опередила соперницу «К». них «десяток», «волг», «самар», «нив». ную программу. При пробеге чуть боВпрочем, о путанице в «лошадях», поНо выпуск ВАЗ-2110 с «телексами» солее 20 тысяч машины в чем-то подтвервлекшей за собой неразбериху с прочикращается, а вседорожников с буковдили, а в чем-то опровергли заводские ми показателями, мы уже писали (ЗР, кой «i» на двери задка, напротив, пока данные (табл. 1 и 2). Замечание по пово2001, №5). немного. Сравнить карбюраторную и впрысковую «волги»? Получится соревнование двух различных моторов заволжских «402-го» и «406-го». Машина, на примере которой сегодня проще всего увидеть недостатки и достоинства впрыска, пожалуй, «Самара».ТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ, АНТОН ЧУЙКИНОкологоданазад мы взяли под контроль две «девятки» - с карбюраторным двигателем ВАЗ-21083 и впрысковым ВАЗ-2111 без нейтрализатора. Разница в ценах при покупке составила примерно 300 долларов - учтем, что сюда вошла не только электроника, но и цвет «металлик». Это можно считать правилом - машины с впрыском предполагают чуть более дорогую комплектацию. Помимо изготовителя, на них с удовольствием накручивают цену и московские продавцы: «Ликвидный то ДОРОГА Результаты измерений дополним субъективными впечатлениями от опыта эксплуатации нескольких машин. Недаром буква «В» стоит в алфавите впереди «К» - впрысковый мотор показывает себя лучше карбюраторного... но разницу надо еще уметь уловить! На каких режимах она наиболее заметна? С самых первых «спутников» водители отмечали, что трогаться на них непросто. Впрыск не изжил этот недостаток вовсе, но заглушить такую машину куда сложнее. Она, пусть не слишком уверенно, способна везти при полностью отпущенной педали газа. Как набирает скорость средняя «Самара» с карбюратором? За довольно вялым ростом оборотов в начале шкалы следует «взрыв» в диапазоне примерно 2-4^ тысячи, после которого машина, будто перегорев, стихает. Иначе ведет себя автомобиль с буквой «В»: «взрыв» размазан по всему тахометру! Мотор вытянет с 20 км/ч на четвертой передаче, а с 30 поедет и на пятой. Когда стрелка пересекает «роковые» 4500 и уверенно движется дальше, кажется, мотор будет крутиться до небес... впрочем, выше потолка - примерно 6000 об/мин - вы не взлетите. Пусть немного потеряна резвость в середине, зато как много значит благоприобретенная тяговитость на малых оборотах! Причем это касается и холодного мотора - рывки и провалы ему не свойственны. Спокойствие, плавность и уверенность - вот те слова, которые надо отнести к впрысковой «Самаре», сравнивая ее с карбюраторной. Легче стали и обгоны за городом, и дерготня в городских пробках. Думаем, если подсчитать количество переключений передач, то в одинаковых режимах меньше будет браться за рычаг водитель машины «В». Пора сказать ио недостатках. С непривычки на впрысковой машине смущает некая задумчивость при сбросе газа: с выжатым сцеплением обороты падают медленнее - такова особенность управляющей программы. И Бог с ней... но следующую передачу без определенной сноровки не включишь так быстро, как хотелось бы. При торможении двигателем неприятно удивляет резкий рывок - то включаются форсунки, когда обороты подходят к 1000. Лучше своевременно переходить на передачу вниз, чтобы не доводить автомобиль до прыжков.Итак, впрысковый вариант приятнее и проще в обычной езде. Насколько? Ненамного - новичок далеко не сразу угадает, что под капотом приятельской «Самары». Да и бывалый может затрудниться: что это, хорошо настроенный карбюратор или самый обычный впрыск? КОНВЕЙЕР Нестабильность качества - беда всех отечественных заводов. Две одинаковые машины, одна за другой скатившиеся с конвейера, нередко обладают разными характерами. Одна хорошо поедет внатяг, другая, напротив, окажется любительницей высоких оборотов. Ну не найдете вы двух абсолютно одинаковых «самар»! В большей степени вредная индивидуальность присуща карбюраторным моделям - ведь как ни парадоксально это звучит, они сложнее. Тонкая механика карбюратора требует от сборщиков и наладчиков высокой культуры. И разладиться этому прибору проще! Впрыск регулирует себя сам, многие компоненты, по сути, очень просты; часть поступает из-за рубежа. При сборке автомобиля меньше риск сбить настройки. Знаем, что автолюбители, хлебнувшие лиха с бракованными комплектующими системы управления двигателем, скептически ухмыльнутся... Однако факт остается фактом: впрысковые «Самары» больше похожи друг на друга, чем карбюраторные. По крайней мере, в молодом возрасте. СЕРВИС Выровнять, исправить или испортить характеры машин запросто может техническое обслуживание. Наши подопытные перед тестом побывали на ТО. Карбюратор, которого второй раз за20 тыс. км коснулась рука человека, потребовал регулировки токсичности - содержание СО чуть превышало норму. На заре карьеры винтом количества убавляли холостые. Кроме того, понадобилось смазать рычаги дроссельных заслонок и расшевелить тросик «подсоса», подклинивавший в крайнем положении. Похоже, машине «К» повезло обычно карбюратор доставляет больше хлопот. Вообще среднестатистический водитель «Самары» тянется с ключами и отверткой к «Солексу» или посещает СТО каждые 10-15 тыс. км. Бесконтактное зажигание, как правило, не доставляет проблем. И вот поди ж ты: именно во время теста вышел изТАБЛИЦА 1. ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ВАЗ-21093 И 21093: •данные из руководства по зксплуа-алии'21093 Двигатель Система питания Максимальная скорость, км/ч Мощность, кВт (л. с.)* при Об/мин Максимальный крутящий момент, Н-м" при об/мин Расход топлива (при 90,120 км/ч ив ГД), л/100 км ВАЗ-21083 карбюратор1 56210931 BA3-2111 впрыск «ее 57,2 (78) 5400 1157 3000 5,7 7,7 8,049,8 (68) 56001 0043400 5,6 7,7 7,77/М01'Данные заводских технических условий на автомобили.37 строя коммутатор, заставив вспомнить детскую болезнь «самар»! У машины с впрыском тоже регулировали содержание СО - с завода она дымила на недопустимые 7%! С тех пор токсичность почти не изменилась, но мы ради чистоты эксперимента подогнали ее к показателю карбюраторной. Менять топливный и воздушный фильтры еще рано - на впрысковой машине это предписано через каждые 30 тыс. км. Расходы на обслуживание систем питания и зажигания счастливой «К» и менее удачливой «В» приведены в табл. 3. По деньгам - чистая победа карбюратора... пока. «АВТОЗАПЧАСТИ» Даже в очень «автомобильном» Дмитровском районе Московской области, вблизи от полигона НИЦИАМТ, на наш вопрос «Что-нибудь для инжектора есть?» продавщица лишь развела руками. В крупных городах запчасти худобедно можно найти, но вот в провинции... Не лучше со специалистами и оборудованием СТО. Если мастерская разорилась на диагностический прибор, это вовсе не значит, что там безошибочно найдут дефект. Чаше всего действуют методом тыка, заставляя клиентов раскошеливаться на все новые комплектующиеТАБЛИЦА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ -ЗА РУЛЕМ(нагрузка частичная - 2 человека + 25 кг) 21093 Максимальная скорость, км/ч Время разгона до 100 км/ч, с Выбег (120-0 км/ч), м Эластичность, с 60-100 км/ч (IV) 80-120 км/ч (V) 145 15,0 1593 15,5 26,0 8,4 210931 155 14,5 1681 14,2 22,2 8,1и повторяя процедуру диагностики. Хозяин нашей машины «В» отделался легко - неисправность модуля зажигания определили сразу. Но не на первой СТО - многие просто отказывались «посмотреть инжектор». Увы, опыт стендом не заменишь: по ремонтопригодности впрыск проигрывает карбюратору. Пройдет время, и на станциях сервиса освоят впрысковые премудрости. Когда-то мастера до-олго изучали «солексы» и бесконтактное заЗАПРАВКА Бензин обе машины кушают одинажигание. ковый: изготовитель разрешает заливать топливо с октановым числом 91ОБОЧИНА Как не оказаться у края дороги с про95. Кстати, автомобили с нейтрализатянутой с тросом рукой? Вопреки опаторами, по инструкции, можно заправсениям, по вине впрыска машина не лять только неэтилированным «95-м».встанет. Также маловероятна полная потеря подвижности из-за... отказа карбюратора. Машина будет как-то ехать даже с двумя-тремя неисправными датчиками! Тем не менее, мы уже неоднократно называли запчасти, которые надо возить с собой. Перечислим еще раз: датчик положения коленвала и бензонасос, без которых автомобиль действительно замрет. Первый выходит из строя крайне редко, второй почти никогда не отказывает сразу. По опыту эксплуатации впрысковых «самар», водитель нашей машины «В» переиначил содержимое «аптечки»: в ней лежат датчик коленвала (100 руб.), модуль зажигания (оставил старый, «полурабочий»; новые теперь кусаются - 1400 руб.), шкив коленвала с демпфером (куплен за 400 руб.; новая цена -1000 руб.). В багажник карбюраторной «Самары» стоит положить коммутатор (200 руб.), катушку зажигания (170 руб.) и распределитель в сборе (450 руб.) либо только крышку и бегунок (60 руб.).ТАБЛИЦА 3 ЗАТРАТЫ НА ЗАПЧАСТИ И ОБСЛУЖИВАНИЕ ДВИГАТЕЛЕЙ, руб.* МЗ-21093 Деталь, операция Фильтр воздушный Фильтр топливный Регулировка и обслуживание карбюратора Коммутатор Ктого: Стоимость 25 15 200 250 490 Итого: 950 ВАЗ-2109Я Деталь, операция Регулировка СО Модуль зажигания Диагностика двигателя Стоимость 50x2 550 30038Расход топлива, л/100 км'Стоимость деталей и услуг на момент обслуживания