26
27
ТЕХНИКАлашения по ВАЗ-2123 все силы испытателей и опытно-промышленного производства будут брошены как раз на «Калину». В беседе с ведущим конструктором проекта Юрием Кутеевым выяснили, что сейчас, помимо воплощения в «железе» универсала и доработки внешности всего семейства, много внимания уделяется пассивной безопасности «Калины». После целого ряда конструктивных находок удалось достичь соответствия самым современным и довольно жестким европейским требованиям по пассивной безопасности. Вазовцы с гордостью подчеркивают, что на седане багажное отделение получилось очень вместительным, всего на 20 литров меньше, чем на «десятке», а ведь эта машинка совсем иного класса. Завершена компоТЕКСТ / СЕРГЕЙ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ФОТО / ВЛАДИМИР КНЯЗЕВПо традиции раз в год мы встречаемся с «Калиной», чтобы проследить эволюцию модели в процессе ее создания. Сначала появился ВАЗ1119 с кузовом хэтчбек, затем седан ВАЗ-2118, теперь... опять седан, ставший еще «свежее». Это уже машина так называемой двухсотой серии. После нее, как правило, следует «самая предсерийная» версия по окончательно доработанной технической документации. Сказать по правде, мы-то рассчитывали увидеть универсал ВАЗ1117. Но к нашему появлению на заводе автомобиль оказался не готов - его обещают собрать лишь к традиционному августовскому салону в Москве. И все же рискнем предположить, что после подписания тройственного согновка «классических» моторов на переднеприводную «Калину». Естественно, это уже совсем другой двигатель, оснащенный самыми современными системами питания, зажигания и нейтрализации отработавших газов. В результате автомобиль по токсичности соответствует нормам Евро Ш. Знакомство с нашим подопечным проходит буднично. Машина только что пришла к испытателям (на одометре 75 км) и готовится к весьма интенсивной программе по снятию всевозможных характеристик. Пока работа не закипела, проведем небольшой журналистский тест. Раньше я уже довольно много слышал про «Калину». Помнится, первые образцы высоко оценивались вазовцами, в первую очередь, с точки зрения управляемости. Потом с машиной на-БУДУЩЕЕ СЕМЕЙСТВО РАСТЕТ И СОВЕРШЕНСТВУЕТСЯ«КАЛИНА»ПОЧТИ со•ffi' **J5*"&'"5/ДОВОДКА чали происходить метаморфозы и... восторгов поубавилось, что, конечно же, только усилило желание «живьем» познакомиться с ав томобилем. Во внешности ВАЗ-1118 еще многое от опытного производства. Как нам объяснили, полностью соответствует документации лишь задняя часть, остальное - «не для печати». Поэтому заглянем фазу внутрь. Первое, на что нельзя не обратить внимания, - углы открывания дверей. Наконец-то заводчане не побоялись распахнуть их по мировым стандартам - почти на 90°, да еще присовокупив к этому промежуточную фиксацию. В салоне, естественно, пока еще господствуют обходные технологии. Тем не менее выделяются симпатичная передняя панель, удобная и лаконичная комбинация приборов, три вращающихся рукоятки системы отопления и вентиляции (наконец-то ушли морально устаревшие «ползуны»!). Замечаем по-немецки выверенную, опять-таки вращающуюся, рукоятку головного освещения слева от водителя. Похоже, кнопочно-тумблерные эксперименты уступили место удобному и давно признанному решению. Кардинально изменилась и посадка спереди. Принцип «высоко сижу, далеко гляжу» позволил не только удобнее усесться, но и увеличить диапазон продольных перемещений. Теперь, отодвинувшись до упора, едва достаешь ногами до педалей. Однако и здесь пока чувствуется некая «сыринка» конструкции: передние сиденья стоят почему-то на разной высоте. На водительском располагаешься достаточно удобно, а вот справа все время хочется найти несуществующую рукоятку вертикальной регулировки и увеличить запас пространства над головой. Из-за этого ручка открывания правой двери вдруг оказывается вровень с коленом - пользоваться такой, сами понимаете, неудобно. Кроме того, показалось, что в погоне за пассивной безопасностью передние сиденья как бы придвинули друг к другу. При удлинившемся рычаге коробки передач это привело к неизбежному контакту рычага с ногой пассажира при включении V передачи. А вот сзадит. _wш «-* ;" -ж •Новое лицо «Калины» таким его видят дизайнеры ВАЗа.стало гораздо удобнее: тут никакие «восьмерки» и «десятки» с маленькой «Калиной» потягаться не смогут. Ездовая программа до предела сокращена - машина-то не обкатана. Мотор - привычный полуторалитровый восьмиклапанник, с нейтрализатором в системе выпуска. Он подкупает приятной тяговитостью на низких оборотах, но... огорошивает совершенно неожиданными вибрациями после 3000-3500 об/мин, ощутимыми на рычаге коробки передач и даже подушках сидений. Заглянул под машину: ага, в механизме управления коробкой появилась дополнительная реактивная тяга - не она ли стала источником дискомфорта? Совсем не вазовскими оказались тормоза. Небольшое усилие на педали, минимальные ее перемещения и хорошее быстродействие всей системы позволяют управлять замедлением почти «по-иномарочному». Довольно комфортны и настройки подвесок. Они явно тяготеют к плавности хода «десятки», прекрасно справляясь с большинством дорожных неровностей. Только почему-то вся «мелочь» подробно и шумно передаетсяна кузов. В результате автомобиль досконально отслеживает микронеровности асфальта, с увеличением скорости становясь все комфортнее. А вот управляемость несколько огорчила. Валкость, солидные крены и запаздывания очень напомнили раскритикованную «десятку». От «Калины», чье городское предназначение не вызывает сомнений, ждешь удобных, а главное, быстрых откликов на действия водителя. Автомобиль же, наоборот, словно сковывает все ваши попытки изменить направление движения. Где-то на поволжских просторах подобная бесхарактерность машины не воспринимается как недостаток, но ведь страна у нас большая. Есть, наконец, зарубежные аналоги, которые закупает ВАЗ, они-то едут совсем иначе. Все это особенно обидно, когда вспоминаешь ВАЗ-2108, построенный еще в 1984 году, чья проворность снискала заслуженную похвалу. Сегодня никто уже не скрывает, что над доводкой «восьмерки» работали специалисты «Порше». Ничего зазорного в этом нет. Так может быть, и «Калину» стоит отправить тем же путем, чтобы не создать еще одну «десятку» тяжелую и равнодушную к командам водителя. В целом «Калина» задумана весьма интересным и перспективным автомобилем. Однако ягодка эта все-таки еще недозрела. Работы с ней заводским специалистам предстоит немало - ведь о том, какие неприятности бывают от неспелых ягод известно всем. 1»!