158
159
160
МЫ И АВТОМОБИЛЬВОСЕМЬ СТРАНЗА ДВЕНАДЦАТЬ ДНЕЙНА АВТОМОБИЛЕ ПО ЗОЛОТОМУ КОЛЬЦУ ЕВРОПЫ'ТЕКСТ / ЮРИЙ ПЛЮЩЕВСамое грустное в любом отпуске то, что он все-таки кончается. В один из дней я захватил на пляж атлас Европы и смело проложил маршрут возвращения: Корфу-Бриндизи-Неаполь-Рим-Ницца-Лион-Париж-Брюссель-Росток-Хельсинки-Санкт-Петербург-Москва. Из бухты Керкиры ходит множество паромов - ferry boot, как их здесь называют, в том числе в итальянский порт Бриндизи. Переправа «Дэу-Нексии» обошлась в 28 800 драхм ($78 при курсе 370 драхм за 1 долл.). Мы с нашими чудными московскими номерами не интересовали никого - не было ни пограничников, ни таможенников. В Италии сразу же потребовалось поменять доллары на лиры. Вообще, при путешествии по нескольким странам возня с наличностью отнимает много времени и нервов - каждый раз нужно рассчитывать, сколько понадобится местных денег на бензин, ночлег и питание, чтобы, с одной стороны, не остаться с пустым кошельком, скажем, в выходные, а с другой - не терять на обратном обмене. У нас примерный расклад был такой: на сутки надо $40 на бензин - это 600-700 километров пробега, $20-30 - на ночлег, $20 - на питание плюс мелочь на сувениры. Итого в среднем $80-100 долларов в сутки: в дешевой Греции нам хватило и $60, во Франции - $80, а в дорогой Германии зашкалило за $100. Пообедали в Неаполе, осмотрели город и покатили по берегу Тирренского моря. Была пятница, конец дня и дикое8/2001158* Первая часть - о поездке из России на греческий остров Корфу - опубликована в ЗР, 2001, № 2.столпотворение машин на узенькой прибрежной дороге. По обе стороны на много километров тянутся навесы для автомобилей - до моря от них метров 100-150. Ночевали в придорожном отеле - 60 тыс. лир ($30 при курсе 2000 лир за 1 долл.) за двухместный номер. Первый день в Италии прошел неплохо. Наутро отправились дальше. Постепенно становилось понятным, почему все неленивые итальянцы летом уезжают отдыхать за границу - побережье здесь необычайно красивое, но везде, где можно припарковаться, уже прилеплено несколько машин. Во второй половине дня оказались в Риме. Пару раз попытался уточнить дорогу - бесполезно: никто, включая карабинеров-полицейских, неговоритпо-английски. Ориентируясь по солнцу и небольшой карте, выехали к Колизею и на удивление легко припарковались. Кто придумывал русские названия итальянским городам?! На самом деле Рим - не Рим, а Рома, Неаполь - Наполи и нет ни Генуи, ни Флоренции, а есть Женова и Фирензе. Мало того, Колизей - не Колизей вовсе, а Колоссеум. Побродили, посмотрели собор Святого Петра и «Арривидерчи, Рома!» - поехали дальше, вовремя увильнув от платной автомагистрали. Удивительно, но тут совершенно не оказалось комнат внаем - rooms to let, к которым мы так привыкли в Греции. Все небольшие дешевые отели вдоль дороги оказались полны - full, а в дорогих были лишь одноместные номера за 160 тыс. лир ($80!). Часа четыре безуспешно рыскали вдоль побережья. Уже ночью заправились ис трудом за бешеные деньги купили бутылку газировки. Ниодного открытого магазина, ни одной коммерческой палатки - нас здесь явно не ждали. Отправил жену спать на заднее сиденье к сыну и решил без остановки ехать до более приветливых мест. Во Флоренцию мы буквально вломились. После суток за рулем дорожные знаки иногда воспринимаешь «задним числом». Сначала мы оказались на узких улочках, по которым движение ограничено, потом вообще в пешеходной зоне. Одинокие прохожие-негры удивленно смотрели на нашу машину с непонятными номерами, нагло прущую по пешеходным дорожкам в шесть утра. Пожалуй, Флоренция - единственный итальянскийгород,который мне действительно понравился. Он каким-то удивительным образом, будучи каменным, вобрал в себя благолепие окружающих его зеленых долин и гор. От Флоренции - на запад, к морю. В Пизе посмотрели на башню: действительно, сильно наклонилась. Надо чтото делать. В Геную поехали старой дорогой, по совершенно изумительным местам. Думаю, итальянские Альпы - самые красивые горы, которые когда-либо видел. Красиво было потом и во французских Альпах, но итальянские все же нежнее. Я уже почти сплю за рулем. Никаких комнат или апартаментов внаем все нет и нет. Как-то незаметно добрался почти до границы и тут сообразил, что в кармане 50 тыс. лир, что завтра, точнее уже сегодня, воскресенье, что франков нет и непонятно, где их взять, да и лиры куда потом девать? Хорошо, попалась бензоколонка - заправились, попили кофейку и въехали во Францию. Ницца, Антиб, Канны - красивые бух- На правахрекламысв>а втомобиляты, белоснежные яхты, роскошные автомобили. .. Поворачиваем вправо и по местным дорогам устремляемся на север через французские Альпы, освещенные последними лучами заходящего солнца. В какой-то долине, на скрещении трех дорог увидели одинокий отельчик - 175 франков (примерно $25 по курсу 6,8 франка за 1 долл.) за двухместный номер. Фу-ух, можно отоспаться. Наутро, почувствовав, что во Франции жить можно, не спеша двинулись в путь. Кстати, только здесь (не считая России) мы видели вдоль дороги небольшие навесы, под которыми крестьяне торгуют местными овощами и фруктами. Во Франции большинство перекрестков вне населенных пунктов выполнены в виде кольцевых развязок и стоят указатели Toutes Directions - «все (основные) направления» и Autres Directions - «другие направления». Удобны маленькие светофорчики на уровне глаз, дублирующие основные, водителям первых машин не надо задирать головы. В пробках миновали Лион - конец рабочего дня, понедельник, все куда-то едут. На ночь остановились в деревушке среди виноградных полей. Утром познакомились с соседями и узнали, что находимся в местности, которая называется Флёри (помните «На западном фронте без перемен» Ремарка?) - столице знаменитого французского вина «Божоле». Дальше пошли одни виноградники. На улочках маленьких городков то и дело попадаются дегустационные залы Cave de... (cave - по-французски погреб). Продегустировали несколько сортов бургундского и бутылочку купили с собой - 24 франка ($5). В Сане, заплатив 145 франков ($21) за уютный номер с телевизором, мы совершили небольшое открытие - оказывается, привокзальные отели одни из самых дешевых ив них почти всегда есть свободные номера. Наутро оказались в Фонтенбло - загородной резиденции французских королей, известной с детства по романам Дюма. К обеду добрались до Парижа. Объехали Эйфелеву башню, постояли у площади Бастилии, прошли по бульвару Сен-Жермен, сходили к Собору Парижской Богоматери. Проехались и по «советским» местам - площади Сталинграда и Севастопольскому бульвару. Удивительно, в некоторых районах Парижа изЕХ СЕ LLENTэталон защиты Автосалон 2001 Пав. 2 Зал 1 Стенд Е067Изваяния из бронзы..В% W * o*f~1•^мвмта%*^а1мтвм-*^, « ,.• ^НИннннтХ ~sg^f^V ) ^ИИвЯ.*5) ЩCS323гш*->J2У ч.т |1*_ и плоти на улицах Флоренции.WМоскваАCOMFORT * * * * * CONTINENT * * * * * COUNTRY * * * * CAPITAL * * * * WIZARD * * ^ CITY * * *Алма-Ата Брянск Владивосток Владикавказ Волгоград Днепропетровск Донецк Екатеринбург Казань Калининград Киев Киров Комсомольск Краснодар Н. Новгород Новосибирск Норильск Орел Саратов Сэров С. Петербург Ташкент Тверь Тольятти Тула Уфа Химки Хабаровск 67-17-44 79-13-99 31-89-64 33-11-31 69-51-88 76-31-42 23-03-86 56-36-46 76-62-55 27-97-96 269-32-52 37-00-77 24-40-66 50-82-86 43-19-81 30-27-88 21-93-83 35-00-60 5-25-35 78-07-80 05-98-02 251-58-20 256-2012 36-42-70 42-04-02 30-79-95 36-17-18 24-95-61 23-59-88 363-1253 71-41-72 36-07-46 36-10-14На Лазурном берегу встречаются и почти дикие местаАвто'кей Автопрестус Арлан Моторс Ауди Центр Диамант Карат Николь-моторс Пеликан Рольф-центр Роскон-моторс ФК-моторс Элекс-полюс АПИС-М Бизнес-спектр Борт-07 Варс-С ЛОС Маршал (розн.) Мегатекс МПАС Сев. АвтоВАЗ Паритет СТ-Вариант Фазис Орбита ТАИР ЦЛОС977-9110 728-4306 760-3646 797-9090 785-1975 264-9592 976-8530 157-9813 785-1956 256-1256 460-9020 243-3160 480-9293 207-6371 135-2530 487-2001 742-5411 278-2149 401-6400 181-0407 183-4919 176-0551 361-9965 184-2018 365-5683 208-6024оптовые поставки Magic Ring, Ltd. 924-1779 923-0271 МЫ И АВТОМОБИЛЬВ немецких городах много старинных жилых домов.Знаменитое казино в Монте-Карло.8/2001160ливой улыбкой сообщила, что сегодня они работают до двенадцати, а потом десяти прохожих восемь - негры или будут выходные, поэтому «зайдите во арабы. Немного поплутав в пригороде, вторник 29-го». Это за визами на 27-е! В покинули «столицу мира» и двинулись конце концов, уломали оформить все дальше. Восточная Франция, если не сегодня и получили-таки визы через павсматриваться в детали, мало чем отлиру часов. Да еще, несмотря на все закачается от Украины где-нибудь в районе выки с датами, на срок с 25 по 28 августа. За вторую половину дня проехали Чернигова: бескрайние поля, перелесБельгию, Нидерланды и прибыли в Герки, лесополосы. Проснувшись в Суассоне, потратили манию. После диковатой Бельгии нам последние франки и отправились в показалось, впрочем, ненадолго, что мы Бельгию. О пересечении границы догаснова въехали в «правильную», как дались лишь по мелькнувшему голубоФранция, страну. Небольшой городок му щиту с символикой Европейского соВезель, вокзальный отель - номер с завюза. На подходе к Брюсселю - немыслитраком стоил 80 марок ($36, при курсе мое число многоэтажных развязок. Уви2,2 марки за 1 долл.). Утром хотели подев на указателе знакомое слово «Ан- менять деньги, но выяснилось, что в субдерлехт», свернули ив конце концов боту это можно сделать только на крупоказались у центрального вокзала. В ных международных вокзалах ив аэроузеньком переулочке нашли «Sun портах. Сжалившись, хозяин отеля обHotel» - 2350 бельгийских франков ($56, менял нам $50, взяв внушительные копри курсе 42 франка за 1 долл.) за номер миссионные. с ванной и завтраком. Паркинг, соверПотратив скудную сдачу на бензин, шенно необходимый в сплошь заставотправились в Росток, рассчитывая по ленных машинами улочках, «прилагалпути поменять деньги в аэропорту Ганся» бесплатно. новера. Там в выходные работали лишь В финском посольстве ждал сюрприз: обменные автоматы, которые почему-то если нет брони на паром или отель, отказывались принимать стодолларотранзитная виза дается не на пять суток, вые купюры. Вот чудо природы! Два как мы рассчитывали, а лишь на сутки.* «полтинника» берет, а сотенную - нет! Кроме того, медицинская страховка у До Ростока добрались уже в полной нас заканчивалась через два дня, 27 автемноте и, ориентируясь по изображегуста - на этот день и запросили визы. ниям корабликов на указателях, выехаУплатив за двоих 820 бельгийских франли к причалу. Переночевав неподалеку, ков ($19), поинтересовались, когда будут утром вернулись в порт. Обменники все готовы документы. Тут мы сполна оцееще не работали, но, к счастью, деньги нили финский юмор: служащая с веж- поменял наш бывший соотечественник, который тоже ждал вечерний паром. Место в трюме для машины и два крес* С 25 марта 2001 года Финляндия, а также Норвегия и Швеция вошли в Шенгенский союз. ла для нас в пассажирском салоне обош-лись в 660 дойчмарок ($300). Никто не сверял никаких номеров, не разбирал по буквам фамилии. В Хельсинки прибыли через сутки, точно по расписанию, в девять вечера. На одном дыхании пролетели 200 км до Ваалимаа и выехали из Финляндии «без пяти двенадцать» - за пять минут до окончания визы! Российская граница. Пограничник выдает какую-то записку, подтверждающую, вероятно, что мы приехали из Финляндии, а не свалились с Луны. Еще через пару километров - погранпост «Торфяновка». Естественно, очередь. «Что у вас с ^зотографией?», «Что у вас с печатью?» - бурчала пограничница, заталкивая паспорта в какие-то аппараты и что-то отыскивая в компьютере. Часа два потеряли - неудивительно, что здесь всегда очереди. Тут же заправились, подивившись цене бензина «95-й» шел по 11 руб. 20 коп., а также узнали о том, что сгорела Останкинская телебашня. Да-а, много чего сгорело, потонуло, провалилось сквозь землю за время нашего отсутствия. Ну вот и все. Наше трансъевропейское путешествие закончилось. Описывать дорогу по России не буду, скажу лишь, что, отвыкнув от бестолковых ограничений, трижды (!) подряд попался за превышение скорости. 1»1От редакции. Тем, кто, подобно автору, решил отправиться в дальние страны на автомобиле, хочется дать пару простых советов. Тщательно продумав маршрут поездки, не пренебрегайте мелочами: распорядок жизни, обычаи и порядки «у них» во многом отличаются от привычных нам. За подробностями обратитесь к путеводителям, полистайте журналы о туризме, наведайтесь в турбюро, наконец. Собрав информацию заранее, избавите себя в поездке от лишних хлопот и сюрпризов, порой неприятных. А если собрались переезжать из страны в страну, лучше обзаведитесь пластиковой карточкой одной из международных платежных систем - в большинстве стран она позволяет забыть о наличных. Удачи вам, путешественники!