58
59
60
ТЕХНИКАТ КТ / АНАТОЛИЙ КАРПЕНКОВ, ЕС АНАТОЛИЙ ФОМИН ФТ / АЛЕКСАНДР ПОЛУНИН ООНепреодолимое желание россиян подчеркнуть свою индивидуальность сплошь и рядом находит выражение в принадлежащих им автомобилях. Особенно заметно это у владельцев «Нивы» ВАЗ-21213 и ее модификаций. Оставим пока в покое «кенгурятники», пластиковые обвесы и прочие хорошо известные прибамбасы. Лучше поговорим о колесах, ибо добрая половина «нив» разъезжает отнюдь не на своих стандартных с шинами ВлИ-5 и ВлИ-10, а совсем на других. ЧУТЬ-ЧУТЬ ТЕОРИИ Плечо обкатки во многом определяется конструкцией передней подвески (рис. 1). Отрицательное плечо обеспечивает более устойчивое движение при разгоне и торможении, особенно на дорогах с разным коэффициентом сцепления под колесами (так называемый «микст»). Плечо обкатки точно можно определить лишь по сборочному чертежу передней подвески автомобиля. Однако этого не требуется. Достаточно знать его изменение, которое можно рассчитать по размерам шинами, размеры которых приведены в шины и колеса. табл. 1. Эти комбинации были выбраны, Наиболее важный в этом случае пакак наиболее раогространенные ик тораметр - «вылет колеса» (обычно обому же не требующие переделки ступичзначается ЕТ). Способ его самостоятельных узлов и элементов подвески. ного замера (для колес с симметричными бортовыми закраинами) показан на НАСТАРТ,ВНИМАНИЕ, МАРШ! Результаты измерений (табл. 2) подрис. 2. Чем меньше ЕТ, тем больше смещение колеса наружу, а плеча обкатки - твердили наши предположения. Сущев положительную сторону. У «Нивы» ЕГ=а-Ь/2 оно и так положительное, поэтому увеЪ личение и вовсе не желательно - страа дает управляемость автомобиля. ОТ ТЕОРИИ К ПРАКТИКЕ Проиллюстрировать теорию примерами мы решили с помощью редакционного теста. Носителем колес стал ВАЗ-21214 с 1,7-литровым мотором и моновпрыском GM. Пробег автомобиля к началу работ составил 4650 км. В тесте использовали четыре варианта колес (на автомобильном жаргоне - дисков) сТАБЛИЦА 1 ПАРАМЕТРЫ КОЛЕС Модель и размер шины 175/80R16 ВлИ-10 205/55R16 «Семперит-Дирекшн» 205/65R15 «Волтайр VS-20» 205/70R14 «Таганка М-284» Тип и размер обода Штампованный стальной 5jx16 Литой, легкосплавный 5jx16 Легкосплавный «Прома» 6,5jx15 Штампованный стальной 5jx14 Вес колеса в сборе, кг 20,3 14.6 17,2 17,0 Вылет (ЕТ). мм 58 58 35 0S 1Т^Рис.2 ственное улучшение динамики - одна из причин установки «маленьких» колес. Вторая, скорее, психологическая показания спидометра в таком варианте становятся уж очень «оптимистичными». Максимальная скорость во всех вариантах была достигнута на четвертой передаче. В базовом (шины ВлИ-10 и стальные колеса) обороты двигателя при максимально достигнутой скорости 126,2 км/ч составили всего 4800 об/мин. В остальных случаях они колебались от 5300 до 5400 об/мин. Таким образом, в заводской комплектации двигатель не выходит на обороты максимальной мощности. Кроме того, с уменьшением диаметра и массы колес повышается эффективность торможения, но главное - хорошо ощущаешь педаль тормоза. Многие российские водители весьма амбициозны на дороге, а здесь установка «маленьких» колес, помимо всего прочего, не требует затрат на форсировку двигателя или вмешательства в трансмиссию. Добавим психологический эффект от заметно завышающего скорость спидометра, так что убедить вернуться к стандарту будет совсем не просто. Итак, на меньших по диаметру и более легких колесах автомобиль быстрее разгоняется. А если шины еще и импортные, шоссейные, с низким сопротивлением качению и высокими сцепными свойствами - это ли не триумф «домашнего» тюнинга? ПОРУЛИМ - ПООХАЕМ... Применение широких низкопрофильных шин на колесах со стандартным значением вылета (в нашем случае 205/55-70 вместо 175/80) почти не меняет плечо обкатки. А вот «низкий» профиль шины положительно влияет на управляемость и устойчивость. Действительно, автомобиль на легкосплавных 16-дюймовых дисках (ЕТ 58) с низкопрофильной шиной (205/55) быстрее реагирует на поворот руля и лучше держит дорогу. В то же время на таких шинах не очень поездишь по разбитому асфальту. Дорожный просвет меньше, да и способность противостоять сколам и выбоинам похуже. Есть и еще кое-что, о чем умалчивать не стоит. Установленные на узкий обод 5Jxl6 широкие низкопрофильные шины в повороте работают не оптимальным образом. Для них был бы предпочтительнее обод шириной 6 или даже б^дюйма. Но тогда придется уменьшить вылет... А он куда заметнее влияет на поведение автомобиля. С этой точки зрения 14-дюймовое колесо от ГАЗ-24 (ЕТ 0) - худший вариант. Плечо обкатки с покрышкой шириной 205 мм существенно больше в сравнении с базовым вариантом (у которого вылет 58 мм). Как это сказывается на ощущениях водителя? При маневрировании в стесненных условиях (выезд со стоянки, парковка) возрастает усилие на рулевом колесе, которое иу стандартной «Нивы» велико. Езда по бездорожью, особенно с глубокими колеями, также доставляет массу проблем. При этом «удары» на руле ТЕХНИКАНАША СПРАВКА Автомобиль ВАЗ-2121 был изначально задуман для движения по плохим дорогам. Именно поэтому у него высокий дорожный просвет и короткая база. Чтобы увеличить дорожный просвет, на первых опытных образцах «Нивы» применяли диагональные шины М-51 размером 6,7015 с высотой профиля около 100%. Однако управляемость короткой машины в таком варианте оказалась неудовлетворительной - высокая шина «складывалась» в поворотах. Поэтому решился применить 16-дюймовые покрышки с уменьшенной высотой профиля (ВлИ-5 - около 80%). Радиальные ВлИ-10 с всесезонным рисунком протектора появились через доброе десятилетие, но и их пропорции (175/80R16) далеки от современных идеалов. Выбранный вазовскими специалистами размер во многом продиктован компоновочной схемой «Нивы», по которой запасное колесо помещается исключительно под капотом - а там альтернативы «стандартному» размеру нет.ченных конусами пределах при усилии на тормозной педали не более 100-150 Н. Тормозной путь при этом увеличивался на 16-18%. С ростом скорости экстренное торможение на скользкой дороге с неоднородным покрытием может закончиться потерей траекторией устойчивости автомобиля с последующим глубоким заносом задней оси и неконтролируемым вращением.ПЛОХИЕ КОМПРОМИССЫпри проезде поперечных борозд или неглубоких канав становятся сильнее - берегите пальцы. Установка колес с уменьшенным вылетом усиливает склонность автомобиля к эффекту «закусывания». Попадая одним из передних колес на поверхность с большим сопротивлением качению (рыхлый грунт или плотный снег), автомобиль резко стремится в эту сторону. Причем усилие на руле нарастает рывком, вдобавок неожиданно для водителя. Сохранить заданное направление движения автомобиля в таком случае довольно трудно. Даже при нормальном торможении автомобиль на колесах, увеличивающих плечо обкатки (особенно с ЕТ 0), сильно тянет в сторону переднего колеса, у которого на дорожном покрытии большой коэффициент сцепления или сопротивление качению. Что уж говорить об экстренной остановке. Поясним цифрами... При торможении с 70 км/ч на «миксте» (колеса одной стороны на сухом, другой - на сыром покрытии) стандартный автомобиль удавалось удерживать в заданном коридоре при усилии на тормозной педали до 200-250 Н. «Нива» на 14-дюймовых колесах с уменьшенным вылетом (ЕТ 0) в аналогичных условиях оставалась в обознаЛюбой серийный автомобиль - своего рода баланс конструктивных решений для заданных эксплуатационных требований. Или, если хотите, компромисс. Поэтому незначительное, казалось бы, вмешательство в конструкцию приводит к улучшению одних, но ухудшению других характеристик. Вопрос только в том, удовлетворяет ли это требованиям безопасности и насколько полученный результат приемлем для потребителя.ЧТО СКАЖЕТ ЗАВОД?Наши выводы подтвердили специалисты АвтоВАЗа. Автомобили модельного ряда ВАЗ-21213 на заводе комплектуются колесами 5jxl6 с вылетом обода 58 мм. Уменьшение диаметра колеса или увеличение ширины обода без изменения вылета приведет к касанию обода о верхний рычаг поворотного кулака. На автомобили семейства ВАЗ21213, ВАЗ-2120, ВАЗ-2131 допускается установка колес 5jxl5 при вылете 45 мм и 6jxl5 при вылете 35 мм. Применение колес с меньшим вылетом недопустимо по условиям управляемости и устойчивости при торможении. Применение 14-дюймовых колес не разрешается. Необходимо учитывать, что с 15дюймовыми колесами должны использоваться шины такой размерности, внешний диаметр которых близок диа-метру шины 175/80R16, принятой для комплектации ВАЗ-21213. Например: 195/80R15, 205/70R15,205/75R15.«ПОДАРОК» ОТ ГИБДДЛюбителям «домашнего» тюнинга необходимо знать, что 7 декабря 2000 года был подписан приказ № 1240 министра МВД РФ, регламентирующий деятельность ГИБДД. Один из разделов приказа касается переоборудования автотранспортных средств, находящихся в эксплуатации. В соответствии с этим документом внесение изменений, влияющих на безопасность движения, в конструкцию серийного автомобиля возможно лишь с разрешения ГИБДД на основании заключения завода-изготовителя или организаций, аккредитованных в Системе сертификации ГОСТ Р. Но это уже отдельный разговор. 1»1ТАБЛИЦА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВРазмер колеса/модель шины/диаметр 175/ВОтб ВлИ-10 666 ми Разгон, с 0-100 км/ч 60-100 км/ч (IV) 80-110 км/ч (V) Максимальная скорость, км/ч Выбег, л 100-0 км/ч Тормозной путь, и 80-0 км/ч 21,9 21,4 39,5 126,2 1060 36,5 205/55R16 «Семперкт-Дирекшн» 642 мм 17;б 15,1 21,2 134,1 1061 34,0 205/65R15 «Волтайр VS-20648ММ 18,1 16,7 23,3 133,7 1068 35,6 205/70R14 «Таганка М-284» 652 мм 18,3 18,4 23,9 132,3 РЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ ООО ИЗ \1 ПСИХ СПЛХ'ВОВ» ЗА rrrtflOCTABAEWHHE НА ТЕСТ КОЛЕСА И «РАЛЛИ-КЛУБ» }А ПГГДОСТ, ПЕННЫЙ АВТОМОБИЛЬ И АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ 35,3963К 11411,1 1 \ и пя \ .