184
185
186
187
I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |ДОЛГАЯ ДОРОГА/ДО ВИНТИКАдлинной «пРЕДАКЦИОННЫЙ ВАЗ-2131 С ПРОБЕГОМ 108 000 КМ ДОСКОНАЛЬНО ИССЛЕДОВАЛИ В ТОЛЬЯТТИТ КТ / СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ, ЕС СЕРГЕЙ МИШИН ФТ / ВЛАДИМИР КНЯЗЕВ, СЕРГЕЙ МИШИН ОО1995-м, когда длинная «Нива» модного в ту пору цвета «валюта» появилась на стоянке редакции, подобные машины были еще в диковинку. С тех пор Паровоз - такое прозвище дали ВАЗ-2131 - прошел чуть больше 108 тысяч км, перешагнув заявленный заводом ресурс - 90 тысяч. Автомобиль работал в основном в городе и на шоссе, тяжелого бездорое/гмп жья почти не видел. По нашим наблютакие условия 184 дениям, для ВАЗ-2131типичны. Автоэксплуатации скорееВмобиль дорогой, проходимость из-за длинной базы ниже, чем у обычной «Нивы», поэтому жителям крупных городов 31-я служит скорее вместительным универсалом, чем вседорожником. История жизни Паровоза - практически все неисправности, случившиеся за 6 лет и 108 тысяч, - в таблице. Свой долгий путь «Нива» закончила на родине, в Тольятти, где специалисты ВАЗа разобрали и дефектовали автомобиль. Двигатель. Сердце (ВАЗ-21213 рабочим объемом 1,7 Л) Паровозу досталось здоровое. Расход масла не превышал нормы, топливная экономичность вызывала зависть даже у владельцев коротких «нив». В молодости, с импортным маслом в трансмиссии, на «незлых» шинах 31-я за городом укладывалась в 10,5 л/100 км, если удерживать стрелку спидометра между делениями «90» и «ПО». Ремонт карбюратора и замена деталей выпускной системы - операции из разряда обязательных. Крышка прерывателя, коммутатор и высоковольтные провода, как по заказу, отходили официальный ресурс. Карбюратор до него не дотянул. Когда заедание заело- нок и прочие отказы стали хроническими, прибор пришлось заменить. Первого относительно серьезного вмешательства мотор потребовал после 100 тысяч (см. табл.) - пришло время заняться приводом распредвала. К сожалению, ремонт прошел вопреки заповеди «не навреди»... но об этом чуть ниже. Полная разборка и исследование двигателя на 109-й тысяче показали, что он не вполне здоров. Видимо, «Нива» пару раз хлебнула низкокачественного масла: поршневые кольца закоксовались, их подвижность снизилась. На торцах клапанов появилась небольшая выработка: очевидно, они перестали вращаться. На старости лет (102 тыс. км) чуть не погубила мотор оплошность ремонтников. Куски разбитого вытянувшейся цепью успокоителя не извлекли из поддона, и они основательно забили сетку маслоприемника. В последние дни жизни лампочка аварийного давления масла гасла, только когда стрелка тахометра переваливала 1000 об/мин. Коварная пластмасса, погуляв по двигателю, оставила следы на коренных вкладышах коленвала. Однако пока их можно не менять. Цилиндро-поршневой группе специалисты поставили «троечку». Послетщательной промывки и замены потерявших эластичность маслоотражательных колпачков мотор прошел бы еще тысяч 30. По заводской статистике 1,7-литровые двигатели на «Ниве» при квалифицированном обслуживании ходят по 100-150 тысяч км. Наш агрегат - крепкий середняк. Сцепление работало четко и довольно долго. Первый комплект (ведомый диск и выжимной подшипник) поменяли на 48-й тысяче, второй отходил еще 60. Родные главный и рабочий цилиндры, а также ведущий диск отработали весь пробег без нареканий. Вскрытие выявило изношенный до заклепок ведомый диск и лишенный смазки выжимной подшипник. Оба, естественно, подлежат замене. «Корзина» отходит еще тысяч 30 - прекрасный результат. В целом, сцепление короткой машины неплохо работает на пятидверной модели 2131 - конечно, делая такой вывод, учтем щадящую эксплуатацию.этих деталей коробка проходит тысяч 30, а дальше... проще купить новую коробку. По отзывам многих владельцев «нив», агрегат, ведущий родословную от коробки ВАЗ-2101, для машин 4x4, особенно с удлиненной базой, слабоват. Бывают, конечно, агрегаты-долгожители, которым повезло с качеством деталей и сборки. Коробка Паровоза не из их числа.Коробка передач. Диагноз: хронические недуги. Прогноз: лечить в стационаре.СЖ1ввйешмmmnIIIIIIIIДвигатель. Диагноз: стойко переносит трудности, включая вмешательство горе-лекарей. Прогноз: достойно встретит старость.Раздаточная коробка работала лучше, хотя без вмешательства тоже не обошлась - на 48-й тысяче развалился сепаратор подшипника первичного вала. Два раза отворачивались болты ШРУСа промежуточного вала. Неисправность вроде бы несерьезная, но неприятная. Сцепление. Диагноз: жизнеспособна Прогноз: одШарнир разъединяется и машину можна «корзина» два выжимных переживет. но стронуть только буксиром. Вторую половину жизни «раздатка» Коробка передач. Пожалуй, этот агпроблем не создавала. Разборка покарегат доставлял больше всего хлопот. зала: агрегат абсолютно исправен, есПодшипники, синхронизаторы, шесли не считать ослабшую от вибраций терни и вилки переключения пригайку фланца заднего карданного вашлось менять на 48-й тысяче. На 75-й ла. Подтянув, можно смело ездить еще «прохудился» сальник вторичного ватысяч 50. ла, а вскоре вновь пропала четвертая передача. Согрешили: ездили, переходя с III на V, а к 108 тысячам перестала включаться и она. На заводе составили внушительный список вышедших из строя деталей: первичный и вторичный валы (износ шлицев), шестерни и муфты синхронизаторов третьей-четвертой и пятой передач (сбиты торцы зубьев), пружинное кольцо подшипника первичного вала (разрушилось), вилки включения третьей-четвертой и пятой переРаздаточная коробка. Диагноз: перенесла детдач (предельный износ). После замены ские болезни. Прогноз: жить будет долго. I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |Карданнью передачи, приводы колес и мосты. Усиленные «нивовские» крестовины карданных валов отработали без замечаний весь пробег и после 108 тысяч не вызывают нареканий. Промежуточную опору карданного вала пришлось-таки менять на 75-й тысяче. Приводы передних колес пережили своевременную замену наружных чехлов и потому трудились без нареканий. После замены смазки и вновь растрескавшихся резиновых гофров приводы, по оценке специалистов, прослужат до 200 тысяч. Подшипники полуосей, замененные одновременно (на 61-й и 67-й тысячах), пока в нормальном состоянии. Предсказать их будущее сложно из-за нестабильного качества деталей. Передний и задний мосты не беспокоили ни поломками, ни повышенным шумом. Заводские специалисты, исследовав узлы, заверили: 50 тысяч можно ездить, не опасаясь. ры. Состояние передней подвески пока позволяет отрегулировать сход-развал. Однако лучше поменять рычаги в сборе: тысяч через 30 их все равно придется снимать из-за деформации, которая не позволит правильно установить углы колес. подклинивают. Их придется раскачивать или менять цилиндры.Тормоза. Диагноз: годны к строевой. Прогноз: прослужат дольше машины.Подвеска. Диагноз: шесть лет без крупной переборки. Прогноз: нет ничего вечного.Рулевое управление не требовало затрат почти до 100 тысяч, когда, наконец, пришлось менять боковые рулевые тяги (наконечники средней тяги до сих пор в нормальном состоянии и явно доживут тысяч до 150) и маятниковый рычаг. Вскоре появился неустранимый люфт в рулевом механизме. Причину выявило вскрытие - место масла, вытекшего через сальник вала сошки, заняла вода. Коррозия безжалостна - механизм придется менять.Электрооборудование. Вышедший из строя на 70-й тысяче генератор - единственная серьезная неприятность за весь срок службы автомобиля. Мелочей тоже было немного. Борьбу с фароочистителями прекратили давно: тратить деньги и время на их замену бессмысленно. Отказавший датчик температуры охлаждающей жидкости и проржавевший звуковой сигнал неисправности привычные. Удивительно: за шесть лет и 108 тысяч «погиб» только один выключатель фонарей заднего хода. В общем, электрооборудование «Нивы» особых забот не доставляло. Кузов. Не секрет, многие до сих пор относятся к ВАЗ-2131 с опаской: а ну как длинный кузов «переломится»? Паровоз опроверг скептиков. Стенд немецкой фирмы «Шенк» зафиксировал падение жесткости кузова на 8,7% (6340 Н-м/град против первоначальных 6940 Н-м/град). Заводские нормы допускают снижение до 10% в ходе ресурсных испытаний. Кстати, с 1997 года кузова ВАЗ-2131 усилены - жесткость 7400 Н-м/град.Карданные передачи, приводы колес и мосты. Диагноз: практически здоровы. Прогноз: вместе с «раздаткой» вступят в клуб долгожителей.Подвеска. Ранняя замена шаровых опор на «жигулях» и «нивах», увы, давно никого не удивляет. Вот и на Паровозе сухие, без следа смазки «шары» пришлось выбросить, когда пробег едва достиг 20 тыс. км. Через 16 тысяч в лом отправились задние амортизаторы. К счастью, на этом неприятности закончились. Заводские верхние шаровые опоры и передние амортизаторы отходили полный ресурс - 84 и 90 тысяч соответственно. «Зато» следующий, второй комплект верхних шаровых износился меньше чем за 20 тысяч. Чтобы ездить на нашей «Ниве» дальше, необходимо поменять сайлент-блоки, втулки штанг задней подвески (впрочем, проще купить тяги в сборе) и - снова! - задние амортизатоРулевое управление. Диагноз: «на воде» не работает. Прогноз: замена механизма в сборе.Тормоза впервые ремонтировали только на 75-й тысяче. Второй комплект дисков прослужит еще столько же - тысяч до 150 (толщина 10,5 мм при предельно допустимой 9,5 мм), задние цилиндры работоспособны, на шлангах по-прежнему нет трещин. Однако с ними, конечно, пора расстаться - все-таки шесть лет работают. Передние цилиндры, истязаемые московскими просоленными дорогами, вновь требуют внимания - поршниФормально на нашей «Ниве» можно ездить, но... коррозия безжалостна. Шесть лет и более 100 тысяч московского пробега - смертный приговор ав- томобилю. Дважды - в начале жизни и на 49-й тысяче делали полный антикор. Второй раз сервисмены даже перестарались: залили двери так, что пропитанные фирменным составом направляющие стекол совершенно одеревенели. Тем не менее сегодня поКузов. Диагноз: длинная - не значит хилая. Прогноз: «провар по кругу» неизбежен.КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ ВАЗ-2131Прибег I автомобиля, «и 32 500 62 000 101 000 84 200 90 000 Детали и узлы, потребовавшие замены или ремонта ДВИГАТЕЛЬ Карбюратор (ремонт) Основной и дополнительный глушители Карбюратор Крышка прерывателя-распределителя Коммутатор Провода высоковольтные Приемная труба выпускного коллектора Распредвал с корпусом подшипников, цепь ГРМ, звездочки привода, успокоитель цепи ТРАНСМИССИЯ 15 000 30 000 20 000 47 900 ШРУС промежуточного вала (ремонт) Наружные чехлы приводов передних колес Коробка передач (ремонт) Раздаточная коробка (ремонт) Ведомый диск сцепления, выжимной подшипник 60 000 66 700 74 300 101 000 20 000 98 000 36 300 84 200 101 000 90 000 Полуось правая Полуось левая Промежуточная опора карданного вала Сальник вторичного вала коробки передач Подшипники ступиц ПОДВЕСКА Шаровые опоры нижние Амортизаторы задние Шаровые опоры верхние Амортизаторы передние РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ Боковые рулевые тяги Маятниковый рычаг 74 300 88 500 3 000 18 000 3 000 3 000 24 500 3 500 4 000 48 000 48 500 51000 101 000 56 000 60 000 70 000 Тормозные диски Цилиндры передние Тормозные цилиндры задние КУЗОВ И ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ Мотор-редукторы фароочистителей Двигатель вентилятора отопителя (ремонт) Радиатор отопителя Насос стеклоомывателя Стеклоочиститель (ремонт) Звуковой сигнал Направляющие стекол передних дверей Кран отопителя Датчик температуры охлаждающей жидкости Выключатель фонарей заднего хода Генератор Заклинили Люфт шарниров Износ втулок, коррозия вала Износ Заклинивание Люфт Износ Люфт Износ Отворачивание гаек Разрыв Износ подшипников, синхронизаторов и вилок переключения Разрушение сепаратора подшипника первичного вала Износ Люфт подшипника Люфт подшипника Люфт подшипника Течь Износ Засорение Сквозная коррозия Заедание заслонок, отказ ускорительного насоса Старение, трещины Отказ Пробои изоляции Сквозная коррозия Износ101 000 102 000ТечьШумТечь Разрушение корпуса Потеря подвижности Отказ Повреждены антикором Течь Отказ Отказ Пробой диодовроги и двери изъедены до дыр, желтые пузыри окружили петли двери багажника, выглянули из-под окантовки стекол, ржавчина намертво вцепилась в пол. Без сложных и дорогих сварочных и окрасочных работ не обойтись. Итого. ВАЗ-2131 в качестве городского автомобиля показал себя относительно надежным и долговечным. Девяносто тысяч километров - официальный срок службы - оказались вполне по зубам Паровозу. Добавить бы надежности коробке и «раздатке», да стойкости кузову... Тогда можно будет утверждать: реальный ресурс дорогой и, по российским меркам, престижной машины - под стать ее длине. им