214
215
СВОИМИ СИЛАМИ/ К ЛЕИМ , ЛАТАЕМНЕ СТАЛЕВАРЫ МЫ,НЕ СВАРЩИКИ...КРЕПКА ЛИ «ХОЛОДНАЯ СВАРКА»?ТЕКСТ / ВИТАЛИИ УРЮКОВI-Нужно отремонтировать текущий бензобак, радиатор, заделать пробоину в картере, восстановить сорванную резьбу, соединить детали? Обычно это делают сваркой, пайкой, эпоксидным клеем. Первые две - каждая по-своему - справятся с задачей, но требуют специального оборудования и навыков. Эпоксидка в применении проще, однако даже в сравнении с пайкой прочность соединения невысока, особенно если оно должно работать хотя бы при температуре 70-80°С. Затвердевшая смола, если не применить пластификаторов, довольно хрупка. Процесс отвердевания долог, первые несколько часов смола течет, затрудняя ремонт «вертикалей»... Препараты, называемые «холодная сварка», лишены этих недостатков. Средства, на первый взгляд, волшебные - как утверждает инструкция, голыми руками за 10—20 минут можно убрать на крыле дыру от ржавчины или восстановить сорванный болт. Так ли? Мы купили на проверку пять составов (именно «холодной сварки», а не «клея» или «средства для соединения»): два российских против трех иноземных (фото 1-5). Все «сварщики», как минимум, обещают восстановить резьбу, устранить течь топливного бака и радиатора, заделать трещи-Препарат N» 1. Pro Weld Quick Cold Welding Compound. В инструкции именуется: «Быстро застывающая (4 мин.) «холодная сварка». Состоит из двух компонентов, расфасованных в тюбики. Инструкция на русском лаконична, но понятна. Жизнеспособность после смешивания компонентов-4 мин. Выдерживает температуру до 150°С. Производитель - Pacer Technology, США. Цена -120 руб. Масса - 56 г.i> /'ЦПрепарат Температура испытании,K ^ I R * *»^ Г1 поперечная просечка о , , МПа №1 20 а, град. 30 32 стТАБЛИЦА 1 РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ОБРАЗЦОВ НА РАЗРЫВ И ИЗГИБ№ образца 2 продольная просечка ,, МПа 291 а, град, 38 3 косая просечка о ,, МПа 150 а, град. 4 нахлест СфМПа150N•2 20150 200№3 20120 260№4 N.5 2012020120«0» 1/2001 Сварка Пайка Е-Ы 20 20 20153 152 154 152 147 142 141 138 137 137 137 136 131 294 17010290291 3815015110292 28818 292 40149 148147102,2 2,2 2,3 2,2 2,1 2,2 2,3 2,1 2,1 2,2 1,4 1,3290 29018 8 291 42 28148 147134132922901351418Препарат № 2. «РемМЕТАЛЛ-гарант». В тексте на коробке именуется «системой холодной сварки», указан изготовитель: МПФ «Ресурс», Москва и... номер а/я. ТУ 2257-001-53738958-00. В прилагаемой инструкции, мягко говоря, немного не такбезадресное НПО «Ресурс», ТУ В2-321802-92. Возможно, это последствия секретности нашей «оборонки», хотя подобная небрежность настораживает. Зато приложена подробная информация о возможностях средства, областях использования, рекомендации и инструкция по применению. Состоит из двух компонентов, расфасованных в баночки. Приложены шпатели и пластина для смешивания. Жизнеспособность после смешивания компонентов - 20 мин. Полное застывание - через 6 часов. Выдерживает температуру до 200°С. Цена -50 руб. Масса - 38 г. Препарат N° 3. Supersteel. Выполнен в виде стержня, состоящего из двух компонентов. Инструкции на русском языке нет, но способ применения иллюстри-288 284180 85 294 294 180 115140 130294 166180 7514Примечания: . «0» - испытание образцов без применения препаратов. 2. *-» - испытание не проводилось. Образцы № 2 после испытаний на загиб (слева «РемМЕТАЛЛ», справа - лайка). рован пиктограммами. Жизнеспособность поспе смешивания компонентов - 2 мин. Полное застывание- через час. Выдерживает температуру до 260°С. Изготовитель Elibon International Group, США. Цена - 100 руб. Масса - 57 г. Препарат № 4. Metal Repair Kit UK 247. «Набор для восстановления металлических поверхностей». Выполнен в виде стержня, состоящего из двух компонентов. Самая лаконичная инструкция. Жизнеспособность после смешивания компонентов - 4 мин. Попное застывание через 24 часа. Выдерживает температуру до 120°С. Изготовитель - Hycote. Цена - 300 руб. Масса - 50 г. Препарат № 5. Стержень «Лолирем». ТУ 225261-00151049574-99. Именуется «двухкомпонентной металлополимерной композицией». Выполнен в виде стержня, состоящего из двух компонентов. Указан адрес фирмы, прилагается понятная инструкция. Жизнеспособность после смешивания компонентов - 30-40 мин. Полное застывание - через 24 часа. Изготовитель 000 «Техно-Базис», Москва Цена - 80 руб. Масса ны и сквозные дыры от коррозии, соединить металл, пластик, стекло, другие материалы. Но как проверить выполнимость этих обещаний, если нормативной документации на «холодную сварку» не существует? Поговорив со специалистами, выработали свою методику, состоящую из четырех этапов. Сначала изготовили образцы. Затем испортипи их, имитируя реальные повреждения. И «вылечили», как сказано в инструкциях. Чтобы оценить способность препаратов скреплять детали, сделали образцы соединения внахлест. Потом все (фото 6) испытали на изгиб и на разрыв: что, если крыло с устраненной трещиной придется рихтовать? Рвать пробовали и при комнатной, и при повышенной температурах- ведь изготовитепи сами о них заявили. Критерии: ОС - угол изгиба, при котором появляется первая трещина, G B - предел прочности на разрыв при растяжении иТср - предел прочности на срез. Чем выше эти показатели, тем более высокое место занимает препарат. Результаты представлены в табл. 1, а общие выводы таковы. Все опробованные «холодные сталевары» могут исправпять дефекты, повышая прочность образца по сравнению с поврежденным («нулевым»). Предел прочности на разрыв у всех практически одинаков и соизмерим с показателями паяного соединения. Наибольшая разница - у образцов сНАША СПРАВКА Сварка - процесс получения неразъемного соединения путем установления межатомных связей между свариваемыми частями при их местном или общем нагреве или пластическом деформировании, или совместном действии того и другого. Холодная сварка - сварка давлением при значительной пластической деформации без внешнего нагрева соединяемых частей. (ГОСТ 2601-74) Склеивание - соединительный процесс, обеспечивающий монолитность соединения за счет введения вещества (клея) без введения энергии (давления, теплоты). поперечной просечкой. Здесь максимальный разрыв между показателями «сварок» - 12,5%, а пайка была на 24% прочнее самого слабого препарата. Отрадно, что наш «РемМЕТАЛЛ» оказался даже чуть-чуть лучше американского Compound. Однако пластические свойства (угол загиба) и прочность на срез у всех «сварщиков» весьма невысоки. Особенно - у «Полирема». При выборе способа ремонта автомобипя с этим необходимо считаться. Напоспедок чиним резьбу. В стальном бруске сделали резьбовые отверстия под винт Мб и сравнили моменты срыва исходной и восстановленной резьб. Результаты представлены в табл. 2. По этой части все препараты разочаровывают. Изначальную прочность резьбе не вернул ни один, но особенно отстал «Полирем». Очевидно, в сколько-нибудь ответственных соединениях полагаться на «услуги» этих составов по меньшей мере легкомысленно! Можно, пожалуй, только наживить винт. Но в каких-то пластмассовых (и т. п.) деталях восстановленная резьба послужит. Что же, совсем никудышные помощники? Отнюдь. Как сказал наш ведущий эксперт: «Сравнивать их со сваркой можно, но называть таковой - нельзя!» По сути, это материалы для склеивания, и относиться к ним надо соответственно. Больше всех понравился «РемМЕТАЛЛ». С ним легко работать, так как его жизнеспособность в 4-5 раз выше, чем у других препаратов, а характеристики относительно высоки. Некоторые препараты (1, 3, 4) застывают так быстро, что не успеваешь толком сообразить, как и куда их намазать. Мы отремонтировали «РемМЕТАЛЛом» датчик уровня топлива «девятки» (фото 8), загерметизировав соединение приемной трубки с фланцем, где была трещина. Теперь при полной заправке бака бензин не вытекает. ичОтремонтированный датчик уровня топлива «Самары». «РемМЕТАЛЛ» успешно заполнил углубТакие образцы, имитирующие повреждения, были ления фланца, устранив течь топлива в месте соизготовлены перед началом испытаний. Три верхних - виды повреждений, три средних и нижний единения трубки. - отремонтированные образцы. В каждой группе: ТАБЛИЦА г. КРУТЯЩИЙ МОМЕНТ Образец № 1 (слева) - поперечная просечка длиной СРЫВА РЕЗЬБЫ Мб. Н.м 10 мм. Образец № 2 (в середине) - продольная проПрепарат сечка. Образец № 3 (справа) - косая просечка. Обе №2 №3 №4 №5 Исходный №1 длиной 15 мм. Ширина просечек -0,5 м76652 20 № 4 (самый нижний) - соединение внахлест.