/КОНФУЗЕсли ключ изготовлен из плохой стали, пользоваться им чаще всего нельзя, какой бы смешной ни казалась цена. Правда, он легко штампуется, а потому производителю выгодно «клепать» копии настоящих клю чей, не скупясь на симпатичные покрытия. Покупатель будет разочарован, когда инструмент поведет себя как пластилиновый, сворачиваясь в трубочку при совсем скром ных нагрузках. Предписанный инструкцией, скажем, для «Жигулей» момент затяжки колесных болтов - 72 Н-м. Для отворачивания, естественно, придется попотеть сильнее. С учетом необходимого запаса стандарты требуют от клю чей разных показателей* - от 196 Н-м для № 9. Ключ торцовый крестообразный с двумя головками на основном стержне (17 и 19 мм) и поперечной рукояткой. Головки проточены снаружи, а стержни отпескоструены. На концах рукоятки - пластиковые ручки. Основной стержень цельноштампованный. Изготовитель фирма Gedore (Германия). Покрытие матовый хром на стержнях и блестящий на головках. «Вертолетик» оказался довольно кри вым, а примененный материал сильно смахивал на низкопробную сталь. Твердость головки - 7, ручки - 1 0 . . . неудивительно, что «пластилиновый» ключик «потек» при 86 Н-м, а уже при 187 вывернулся на 85 градусов (фото). Оценка плохо. изделий, подобных нашим образцам № 1-7, 390 Н-м для номера восемь и 261 Н-м для «вертолетиков» № 9 и 10. Очевидно, пластические деформации и тем более разрушение должны начинаться при еще больших на грузках. Что ж, проверим. № 10. Четырехсторонний крестообразный ключ с четырьмя торцовыми головками 17.19.21 и 23 мм. Стержни и головки подвергались мехобработке и имеют гладкую чистую поверхность. Производитель неизвестен (предположительно Китай). Покрытие - блестящий хром.КРАСНАЯ КНОПКАТЕКСТ / ВАСИЛИЙ СИВОЛОБОВНа «Форд-Скорпио» 1988 года выпуска я пересел год назад. Машина, конечно, х оро шая, но после родной «копейки», долгие годы державшей меня в тонусе, здорово расслабляет. Ездит себе и ездит - знай, бензин заливай. В общем, поводов изучать ма териальную часть не было. Это обстоятельство и сыграло со мной забавную шутку. Как-то вечером, поставив машину вга раж, забрал я пожитки из багажника, х лоп нул крышкой и собрался было домой. Но заметил, что крышка не закрылась - заело замок. Хлопнул еще раз, как следует - т е перь все в порядке. Ладно, завтра, думаю, разберусь.Немецкий ключ немного сторонился сво их «коллег» и в лидеры, кажется, не лез контингент не тот... Оценка по геометрии - отлично, причем при замере шестигранника несимметричность оказалась 0,02 мм ! Для справки заметим, что уос тальных ключей этот параметр достигал 0,3-0,4 мм. Материал - инструментальная хром ванадиевая сталь, твердость го ловки и ручки - 45 и 46 соответственно. Для подобных ключей стандарт ISO регламентирует только величину минимального испытательного момента 261 Н-м «немец» же достиг уровня 353 Н-м. К ру тить шеей не захотел, а появление трещин было замечено при моменте 460 Н-м. Инструмент с запасом выдал требуемые характеристики, а потому оценка отлично.А утром безотказный до той поры «Форд» не завелся! Экспресс-осмотр ничего не дал. Искра бьет, бензина почти бак, стартер жужжит, как положено, а толку нет! И что делать? «Жигули»-то при таком раскладе работают. Через какое-то время в тишине гаража я наконец сообразил, что совсем не слышно электробензонасоса. А ведь раньше пусть тихонько, но жужжал. Сектор поиска сузился и вскоре привел меня к красной кнопке возле замка крыш ки багажника. Оказалось, она - инерцион-* Здесь и далее подразумевается момент, при котором достигается предел упругости (пластичности, прочности).Кстати, пора сказать, что общего между совами и плохими баллонными ключами. Те и другие умеют удивительным образом крутить шеей (сове принадлежит рекорд при мерно в 270 градусов). А теперь подведем итоги. Рекомендовать к применению можно только три изделия - волгоградский ключ № 1, павловский № 6 и немецкий № 9. Польский ключ № 8... В свои нормативы не уложился, но выдержал больше, скажем, павловца. В общем, решайте сами. Все остальные изделия НУЖНО ОбХОДИТЬ СТОРОНОЙ. 1ЗР|МО*ный выключатель электробензонасоса. Нужен такой для предупреждения пожара в случае аварии. Сильный толчок или удар в заднюю часть автомобиля - и подача топлива тут же прекращается. А вечером-то я очень энергично хлопал крышкой! «Ремонт» занял секунду - стоило лишь нажать кнопку! им