48
49
50
ТЕХНИКАГОНКИ ЗА ЛИДЕРОМТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВ, АНТОН ЧУЙКИН/ПОЛЕМИКАНАСКОЛЬКО МЫ ОТСТАЕМ ОТ ВЕДУЩИХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ:Не так давно разговоры об отставании российской (или даже советской) промышленности от мирового уровня были в моде. Назывались сроки - обычно 10-15 лет, обсуждалась динамика процесса, составлялись программы... Интересно, дискуссии поутихли, потому что мы запыхались, поспешая за ушедшими вперед? А собственно, где они, гранды мирового автопрома? Посмотрим на многоборье со стороны. Первое прямое включениеРАЛЛИ КОНСТРУКЦИЙНаши цвета защищают современные серийные автомобили. Противники модели-одноклассники европейских и японских фирм. Надо ли объяснять, почему мы сняли с пробега американцев и корейцев? Сравним в самых общих чертах конструкции серийных машин: когда и что стало обыденным в Европе иу нас (табл. 1). Понятно, что в датах есть некая условность: здесь указан срок более-менее массового распространения той или иной новации (либо появления опции у многих автомобилей). За рамками остались, разумеется, тюнинговые модели, а также оборудование, которое по заказу ставят сторонние фирмы. Что не вошло в таблицу? Мы сэкономили на пустых клетках справа, исключив агрегаты, которых на российских моделях нет вовсе: коробки-автоматы (получили распространение в Европе вГаммы двигателей включают всего по две ноты: у «жигулей» играют 1,5 и 1,6 л, у «самар» карбюраторный и впрысковый моторы одного объема, «волгам» адресованы ЗМЗ-402 и 406, агрегаты семейства ВАЗ-2110 отличаются числом клапанов - восемь или шестнадцать. Слабо начинает звучать третья нота дизельная. Что касается мотора ВАЗ341, отставание подсчитать несложно он былготовв 1984-м, а его германский «Равняться надо на прототип поразил мир еще в 1976-м. Получшие зарубежные свежее выглядит нижегородский диобразцы: догонять зель, хотя его прародителю «Штайру - так лидеров». Ml» больше 10 лет. Ныне ГАЗ-5601 гото1960-е), вариаторы (конец 1990-х), мехавится к экзамену по токсичности, выданические коробки передач, управляевая с каждого литра рабочего объема около 40 кВт. Надо торопиться: последмые компьютерами (конец 1990-х). Вообще, что касается электроники, ние западные образцы при той же экотут российские машины отстают заметлогичное™ перешагнули 50 кВт/л. Подведем итог: по инструкции сенее всего: нет даже АБС Что уж говорить о сложныхстабилизирующихсисрийных машин мы отстаем на 5-10 лет; темах, «брейк эссистах» и т. п. - одних на отдельных этапах - ура! - идем почти аббревиатур набралось на целую ставровень. Похоже, раньше разрыв был больше: вспомните, что по-настоящему тью (ЗР, 2001, № 7). Плохо обстоят дела с мелочами, повынового показали нам заводы между шающими комфорт. То есть, как плохо: 1970-м и 1984-м? Это дистанция от ВАЗих нет либо, что еще хуже, они неудоб2101 до 2108... Чтобы точнее опредены! Наши машины часто комплектуют лишь необходимым минимумом - инаМашины примерно одного класса: слева ВАЗ-2110 (выпускается с 1995 г.). справа - «Тойотаче они станут слишком дороги. За рубеЯрис» (1998 г.). Сравним подвески: при одинаковых жом не меньше четверти века назад разсхемах они имеют существенные отличия: «макделили простые и богатые комплектаферсоны» нынешних иномарок стали... проще. Обяции. К «волгам»сталитак подходить незательный атрибут - подрамник, сделавший констсколько лет назад, на ВАЗе варианты рукцию жестче и технологичнее. Задняя подвеска «люкс», «норма», «стандарт» только «Яриса», благодаря вынесенным амортизаторам и пробуют. Впрочем, кожзам или велюр бочкообразным пружинам, весьма компактна. Отечественных серийных аналогов пока нет. на сиденьях - все же не главное. «Отставать - не страшно. Страшно не догонять». ТАБЛИЦА 1. КОНСТРУКЦИЯ АВТОМОБИЛЯ: ХРОНОЛОГИЯ ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ АВТОМОБИЛЬ ДВИГАТЕЛЬ Экологические нормы Евро III обязательны с 2000 года: новые модели выполняют Евро IV (вводятся с 2005 года) Литровая мощность 45-50 кВт/л. Достигнута на массовых моделях в 1980-е Электронный впрыск - конец 1970-х; 4 клапана на цилиндр, гидротолкатели - начало 1990-х; наддув. регулируемые фазы и впуск- середина 1990-х; непосредственный впрыск -1997 год Первые ВАЗ-2110, 21214 в исполнении Евро III отправлены на экспорт в 2000 году. Большинство удовлетворяет лишь «Евро 0» Двигатель ВАЗ-2112 - 45 кВт/л -1999 г. Мощность остальных - около 40 кВт/л Экспортные модели ВАЗ - электронный впрыскс 1994 года. ЗМЗ-406 - 4 клапана на цилиндр, гидротолкатели, впрыск-1996 годГидроусилитель руля - 1980-е гг.С 1995 года - на часть ГАЗ-31029 Автомобили ВАЗ - 2001-2002 гг.ЗЙШ и '^•<mk(ч@9^Электроусилитель руля - конец 1990-х\Гь^Передние вентилируемые диски - конец 1980-х АБС-конец 1970-хНа часть ГАЗ-3102 и 31029 - с 1995 года Появится на ГАЗ-3111ПАССИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Руль с подушкой безопасности - начало 1990-х Натяжители ремней - середина 1990-х Боковые подушки безопасности - конец 1990-х Брусья в дверях - середина 1990-х Экспортные модели ВАЗ с середины 90-х, на внутренний рынок - с 1998 года ОБОРУДОВАНИЕ Кондиционер - конец 1980-х Встроенная противоугонная система - начало 1990-х »Электропакет» - начало 1980-х ВАЗ-21218- с 1997-го; ВАЗ-2110 для внутреннего рынка - с 2001-го ВАЗ-21102 - иммобилайзер с 1999 года ВАЗ-2106, 2109 - злектростеклоподъемники -1997 год Часть экспортных «нив», «самар», «десяток» с середины 90-хШкворневая подвеска «Волги» (вверху), надеемся, доживает последние дни - на смену идет более современная схема с шаровыми опорами. И все же сравните подвески формальных одноклассников - ГАЗ-3110 и «Мерседес-Бенц Е» (внизу). Между ними десятилетия...лить, удаляются лидеры или приближаются, заглянем наКАРТОДРОМ КОНЦЕПТОВТо, что принято называть концепт-карами в Европе, у нас представлено дизайнерскими изысками, иногда даже неспособными передвигаться. Всерьез говорить о проработках тех или иных перспективных технических решений на «Рапане», «Питере-турбо» или «Комбате» не приходится. Возможно, в глубине КБ российские инженеры колдуют над управлением тормозами по проводам, системами питания «коммон рейл», регулируемыми подвесками, но действующих образцов, хотя бы на концепт-карах, видеть не приходилось. Но ведь есть еще прототипы - машины, запланированные в серию. «Калина» ВАЗ-Ш8, по идее, должна дать массам все то, что есть сейчас на иномарках. Ее двигатель 11183 по приметам - вылитый иностранец. На дорогих вариантах ГАЗ-ЗШ электроники предусмотрено не меньше, чем на «Пассате». Передний привод на ГАЗ-3103 (см. ЗР, 1998, № 8) мог бы заставить прикусить языки тех, кто обзывает «Волгу» «баржой». На Vобразной заволжской «шестерке» ЗМЗ301.10 через регулируемые впускные каналы закачивает воздух компрессор, в зависимости от внешних условий смещаются фазы. Смесь в цилиндре должны поджигать свечи-катушки - причем вместо зарубежных деталей можно использовать отечественные!Вот только вся эта красота пока переезжает с выставки на выставку, а сроки массового производства «корректируются». Тем временем соперники не стоят на месте. Убегая вперед, они сохраняют как минимум пятилетнюю дистанцию... Мы, возможно, умеем разрабатывать либо творчески заимствовать (ничего зазорного, кстати!), но не воплощать оперативно замыслы в жизнь. Детство опытных конструкций, бывает, затягивается на картодроме... до старости. Ждет ли ихКУБОК ТЕХНОЛОГИЙРоссийские производители очень редко обновляют модельные ряды (см. график). Гигантские производства, даже оснащенные по последнему слову техники, неповоротливы. А если это слово сказано 10, а то и 25 лет назад? Кстати, его (слово) надо еще перевести на русский. Вспомните: в 30-х мы строили ГАЗ с помощью «Форда», после войны оснастили московский автозавод оборудованием «Опеля», позже реконструировали с участием французов; про автогигант на берегах Волги не стоит и напоминать. Всякий раз строить и осваивать производство помогало государство. А самостоятельное освоение ВАЗ-2110 отняло у завода около шести лет - от первых показов модели до массовых продаж. С такими темпами Запад не догнать - скоДвигатели ЗМЗ-4062 (слева), как и ВАЗ 2112 (середина - конец 1990-х) вполне могут считаться современными. Однако на аналогичных иностранных моторах уже стали вполне обычными уравновешивающие валы; в серию идут двигатели с такими прогрессивными решениями, как «Вэлвтроник» от БМВ (2001 г.), меняющий ход клапанов и делающий ненужной дроссельную заслонку. ТЕХНИКАi iМицуб \ —\ [¥I '! Т™«Лансер IV»«Лансор III»Ik \ * IP II«Рено 9»ш«Рено Метан Рено 1 9»ТАБЛИЦА 2. ГАРАНТИЙНЫЕ СРОКИ, УСТАНОВЛЕННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМИ НА АВТОМОБИЛИ, ПРОДАВАЕМЫЕ В РОССИИВАЗ-2110 «Опель-Астра» «Шкода-Фабиа» «Сузуки-Гранд Витара» «Мицубиси-Спейс Стар» 1 год или 20 тыс. км 1 год 2 года 3 года или 100 тыс. км 3 года или 100 тыс. км 1 год 1 год«Рено»HIт.«Гольф IV» «Гольф III» «Гольф II»«Лежо-206» «Рено-Клио Символ»MMIMTTM«Гольф 1»10 ЛЕТ ИЛИ ПЯТУЮ ЧАСТЬ МАШИНЫ 9g123456789 12 34567 12 345679 § 1 Это вовсе не означает, что к 2011 году о см наши автомобили будут в точности походить на нынешние иномарки. Если Зарубежные и отечественные модели: смена поколений. мы сравняемся с ними, то, скорее, часрее, отстанем лет на 15... По всей видигарантийные сроки. Даже в России нетично: отечественные машины обретут мости, без поддержки власти не обойкоторые иностранные ггроизводители импортные либо лицензионные узлы и тись. За кого она «болеет», наблюдая (обычно японцы) дают гарантию, впятеагрегаты. Так и принято в цивилизованро превышающую «жигулевскую». ном мире: зачем заново изобретать вегонки? Нас ждет Большинство европейских фирм пока лосипед? В технологической сфере отограничивают этот срок годом или двуставание больше, так что соревноваться ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ЛОЖА Во всем мире государство подхлестымя, но в отличие от отечественных завона равных в освоении новых моделей и вает фирмы, ужесточая требования к дов не оговаривают пробег (табл. 2). По равномерности кузовных зазоров буавтомобилям. У нас во введении норм добные обещадем, только когда место нынешних автоЕвро, похоже, больше заинтересованы ния иногигантов займут относительно компактсами заводы (экспорт обязывает!). Пока странцы ные специализированные предприятия новые российские машины могут «дыдают с совершенным оборудованием. В тремить» по Евро I (приняты на Западе с бования безопасности и экологии надо 1995-го, у нас - с 1999-го), европейские укладываться раньше: воистину, десяпо Евро Ш: разница пять лет. ' тилетнее промедление смерти подобно! Во всем мире государство защищаС подачи немецких журналистов мы ет «своих», воздвигая таможенные/ как комплимент воспринимаем оценку препоны. Так, например, было в Увы, российских машин: много автомобиля по части за небольшие деньги. Действительно, в Америке с автомобилями Страны безопаснотой же Германии с нашими «десятками» восходящего солнца: благодаря закости наши автоконкурируют машины меньшей принам их стало выгодно не ввозить, а промобили далеки мерно на 20% длины. ВАЗ-2110 стоит изводить в США. В России законодадаже от недорогих иномательные меры подобного эффекта не около 8000 долларов; средняя цена анарок. На «Шкоду-Фабиа» (в серии с 1999-го) по задали - ни одно СП не заработало в полказу устанавливают четыре подушки безопаснолога - автомобиля класса Св базовой ную силу... комплектации - превышает 10 тысяч сти! Ремни, естественно, с пиронатяжителями. долларов (российские цены смотрите в Правда, грядет изменение таможенных правил. Дистанция, которая, по у себя дома как минимум с середины конце журнала). мнению властей предержащих, разделя1990-х... но российским моделям это поПри поддержке извне и титанических ет наши и импортные автомобили, - 5-7 ка не светит. Иначе заводы просто разоусилиях изнутри автопром догонит инолет. Более молодые иномарки нашим рятся, выполняя гарантийные обязамарки не только по конструкции, компроизводителям пока не страшны, потельства. Потому оцениваем здесь отстафорту, но и по цене своего продукта. И скольку дороги. Впрочем, этот оптимивание как 10-летнее. слава Богу, соревноваться надо в своем стичный срок силами тех же государстЗарубежные производители увеличиклассе: стыдно «бить маленьких». венных структур может быть и сокравают интервалы между плановыми ТО. P.S. Кстати, о цене будущих российщен, и увеличен. Обычно европеец или японец заезжает ских машин не беспокойтесь: к тому вреНам остается еще одно состязание - на очередной «пит-стоп» раз в 20-30 мени, когда они смогут реально конкуризаглянем в боксы, на тыс. км. Наши «самары» и «десятки» осровать на рынке «гольфов», «аэабиа», «метановились на 15-тысячном рубеже. Не гомов», мы с вами будем зарабатывать не !001 ПИТ-СТОП станем сравнивать уровень сервиса: в меньше чехов, поляков или словенцев'. (НаМы намеренно обособили эксплуатасфере обслуживания мы отстаем со вресчет немцев и французов - обещать не беционные вопросы - техобслуживание, мен НЭПа. ремся.) 1»1tirm*^I 1 11 «Лада»ВАЗ 2110 ВАЗ 2108 ВАЗ 2105Подведем итоги гонки - по самым общим параметрам лидеры оторвались от1 !;о