174
175
I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |СВЕТЛЫЙ ОБРАЗ/ПРОЖЕКТОР2700-3000°С. Светоотдача «галогенок» достигает 22-25 лм/Вт - в два раза больше, чем у классических ламп. Простой пример: световой поток обычной автомобильной 45-ваттной лампы - 600 люменов, а 55-ваттной «галогенки» - более полутора тысяч! Стекло «галогенок» не загрязняется со временем, а срок службы ощутимо больше. Колба из жаростойкого кварцевого стекла и повышенные требования к точности сборки спирали сказались на цене: «галогенка» дороже обычной лампы в несколько раз. Лампа накаливания достигла здесь предела своих возможностей. Уменьшать размеры источника света с одновременным усилением яркости можно только кардинально новым способом. И в начале 90-х годов на автомобилях появились ГАЗОРАЗРЯДНЫЕ ЛАМПЫ В них нет раскаленной нити. Свет дает крошечная сфера с газами (один из них - ксенон), нагретая почти до солнечной температуры (более 4000°С). Он настолько ярок, что порой кажется голубым, хотя на самом деле белый. 35-ваттная газоразрядная лампа дает световой поток в 3000 люменов! Свет такой лампы легко сформировать в точный световой пучок. Ксеноновые лампы долговечны, не боятся вибраций, но есть и недостатки: их нельзя зажечь мгновенно - нужно несколько секунд для разогрева; невозможно объединить в одной колбе два источника света - значит, нужны отдельные отражатели для ближнего и дальнего света; необходим высоковольтный блок для «поджига» лампы. Но главный недостаток - цена. Фир-КСЕНОН ПО-ГРЕЧЕСКИ - ЧУЖОЙ, СТРАННЫЙ, НЕОБЫЧНЫЙ, НЕСЛЫХАННЫЙБТ КТ / АРКАДИЙ козлов ЕС олее полувека автомобили рассеивали мглу лампами накаливания. Совершенствовались лампы, лучше становились фары - рассеиватель и прожектор, но источником света неизменно служила ВОЛЬФРАМОВАЯ НИТЬ У обычной лампы накаливания колба из силикатного стекла. Воздух из нее выкачан, а к электродам прикреплена вольфрамовая спираль. Недостатков у таких ламп хватает: вольфрам понемногу испаряется, оседает на стенках колбы, и стекло теряет прозрачность. Спираль истончается, растет ее сопротивление, и она перегорает. Вольфрам нельзя раскалять беспреПочувствуйте разницу: галоген;дельно - расплавится нить. Значит, свечение будет желтоватым. Чтобы увеличить силу света и яркость, приходится удлинять и утолщать нить, а чем она длиннее, тем труднее фокусируется фарой. Наконец, КПД лампы накаливания крайне низок - около 3%. Львиная доля электроэнергии бесполезно превращается в тепло. Во второй половине двадцатого века появилось новое поколение ламп накаливания: ГАЛОГЕН У этих ламп колба заполняется газами из группы галогенов. Особенность в том, что галоген возвращает частицы испарившегося вольфрама с колбы на спираль. Значит, ее можно разогреть до большей температуры, реально доксенон - виден автомобиль, водитель и человек в поле. Так выглядит высоковольтный блок снаружи.._и внутри.А так - ксеноновая лампа.менная лампа от «Филипса» или ОСРАМ стоит около 100 долларов, а электронный блок - 150. Более того: фары придется заменить новыми - цоколь «ксенонов» невзаимозаменяем с «галогеном». Переоборудование иномарки по всем правилам обойдется в 1000-1500 долларов. Дорого? Но многие готовы наЖЕРТВЫ МОДЕнасмерть приклеивают эпоксидкой! А ведь ошибка всего на пару миллиметров приводит к расфокусировке пучка и ослеплению встречного водителя ярчайшим светом. Нет, и такой путь не годится. И все же поиски не прошли даром. В конце концов нам удалось найти для редакционной «десятки»ДОСТОЙНЫЙ «КСЕНОН» В «десятке» для блоков левой фары удобное место нашлась под бачком омывателя.Голубой свет фар - это круто, почти как черные стекла на них. Появились голубые светофильтры на фарах. Проку от них - ноль. Свет слабеет, рассеи| КСЕНОНОВЫИ вается, бьет в глаза встречным. Крашеные лампочки накаливания - такая же глупость. Ничего общего с газоразрядными лампами у них нет. Это обыкноXENON венная имитация, рассчитанная на простаков. Для компенсации потерь на светофильтре «лжексенон» делают более мощным - 100-180 Вт. Длинная Это - коробочка от фирмы «Союзнить не попадает в фокус фары, и све96» из Питера. В комплекте две ламтовое пятно получается размытым. почки, два высоковольтных блока собКроме того, горят контакты и провоственной разработки, крепеж, паспорт да, не рассчитанные на такой большой и объемистая инструкция по установток. Ездить по неосвещенным улицам ке. Чем же набор так привлек наше с ними утомительно - светят куда внимание? В первую очередь - ламугодно, кроме дороги. Такой вариант с почками. Их цоколи не требуют доранегодованием отметаем. Платить неботки и входят в гнездо штатной «гасусветные деньги за модный, но беслогенки» без проблем. Колба и электтолковый свет не хочется. А хочется - роды изготовлены на «Филипсе», а настоящий ксенон на отечественный значит, точность установки лампы гаавтомобиль. Чтоб было рантирована. Пусковой ток адаптирован под отечественные автомобили и не превышает 8А (у импортных достиНЕДОРОГО, НО СВЕТЛО Оказывается, возможно и это! В одгает 14 А при пуске). Высоковольтных ной только Москве более десятка проводов - два. На одном «висит» фирм готовы переоборудовать обыч+12,5 кВ при пуске, на другом - -12,5 ный свет в любом автомобиле на ксе- (у заграничных «+25 кВ» и «земля»). ноновый. Их не смущает, что в больПоскольку нагрузка на изоляцию прошинстве случаев исчезает дальний вода возрастает при повышении насвет, перегружается электросистема. пряжения по квадратичному закону При этом сама технология установки фактор немаловажный. Сам блок гервосхищает простотой и безграмотнометично залит силиконом и, как утстью. Цоколь ксеноновой лампы обдиверждает изготовитель, способен рарают... напильником, чтобы она помеботать хоть под водой. А потому его стилась внутрь фары, после чего на можно установить под капотом в люглазок выставляют в фокус, а лампу бом месте. Цена же комплекта из двухТ..а для правой - под абсорбером. Кузов сверлить не пришлось - блоки, обернутые пенололиэтиленом, оказались плотно прижатыми к брызговикам.В крышках корпусов фар проделаны отверстия диаметром 22 мм для высоковольтных проводов. Уплотнитель - в комплекте.ламп с блоками питания - 400 долларов. Их и поставили. Читателю советуем не гнаться за дешевкой. Уж если хочется красивый свет, то пусть он будет настоящим. Фальшь видна всегда и выглядит 9/2001 смешной. А от латунного «золота» на коже остаются зеленые следы. 1»1