76
77
78
КОМПАНИИ И РЫНКИ№&®Р**Г' *&&#• "*' Jl1 •^^^^^вГг*^'/РЕВИЗОРКАК ОБСТОЯТ ДЕЛА НА СЕРПУХОВСКОМ АВТОЗАВОДЕ wТАМ, ГДЕ ДЕЛАЮТ «ОДУ»I ОО | КАКОГО ЦВЕТА ТУМАН?Т КТ / МИХАИЛ листов ЕС ФТ / ВЛАДИМИР КНЯЗЕВ ООя П04'БЕЗ ПРЕТЕНЗИИдва появившись в журнале, рубрика «Авто из магазина» вызвала отклики производителей. Но не всех. ВАЗ отмолчался, ГАЗ попытался свалить вину на дилеров. Руководству самого маленького нашего автозавода СеАЗа статья об «Оке» («Машинокомплект», ЗР, 2001, № 5) вряд ли пришлась по душе. Но сторониться неудобной темы серпуховчане не стали: побывали в редакции и пригласили к себе. Мол, посмотрите завод - сами все увидите. Что ж, принято. Около шестидесяти разноцветных автомобильчиков стоят рядами, а между ними снуют покупатели. Чудно? Но небольшому (менее 2000 работников) Серпуховскому заводу свой магазин помогает выжить и сохранить кадры: ведь наличными деньгами можно выплатить зарплату. А если работник регулярно получает «живые» деньги, дорожит своим местом - с него и спрос есть. Своих дилеров (а их в России уже 36) СеАЗ тоже не обижает: на заводе «Ока» стоит дороже, чем в автосалонах. Если клиент хочет с пылу, с жару да чтоб чужие руки не касались, пусть едет в Серпухов, на завод и платит на несколько тысяч больше. Представив себя покупателями, выбираем для контрольного осмотра «табуреточку» в комплектации «Престиж», то есть крашенную металликом, с тканевой обивкой и... /допотопными ремнями безопасности без катушек - завод экономит. Придираться к кузову не хочется - покрашен отлично, а сантиметровые зазоры меж панелями для нашего автопрома - норма. Увы, с этим «Оке» жить до смерти: ведь чтобы отремонтировать штампы Камского прессово-рамного завода, откуда в Серпухов приходит «жестянка», придется остановить производство «Оки» и здесь, и в Набережных Челнах. Впрочем, если уплотнители дверей дождевую воду держат - как-нибудь обойдемся. Открываем капот - там все в порядке, только резиновая втулка жгутаЕпроводов не вставлена в отверстие кузова и колпачок датчика температуры болтается на проводе. А ведь маленькая втулка может наделать много бед, когда протрется. Жгут «сядет» на «массу» - будет много дыма, а может, и огня. Такое уже случалось. Огорчили форсунки стеклоомывателя, слишком свободно сидящие в отверстиях капота. Экономия в8 рублей с машины оборачивается поливом дороги вместо стекла. А в целом машина к продаже подготовлена. Все, что можно посмотреть, пощупать и померить без разборки узлов (давление в шинах, натяжение ремня генератора, уровни масел, жидкостей и т. д.), оказалось в норме. Теперь пройдем в цеха. Пост окончательной проверки на выезде из сборочного цеха, со стендом для измерения тормозных усилий, не минует ни одна машина. Затяжку болтов и гаек снизу автомобиля здесь же проверяют вручную - динамометрическим ключом, регулируют по приборам свет фари содержание СО в отработавших газах. Затем каждую пятую «Оку» отводят в сторонку для повторной проверки схода-развала колес. Если что не так, проверяют уже все машины, а назад по конвейеру идет сигнал, и с халтурщиками разбираются. Из щелочек кузова тут и там торчат записки вроде: «гудит выжимной» и официальные карты с подписями участников сборки - всегда можно вычислить бракодела. Дальше «вверх по течению» стоит гордость СеАЗа - «дождевальная» камера, не предусмотренная вазовской технологией и смонтированная местными умельцами всего два года назад. До того, как бедную падчерицу ВАЗа выгнали из отчего дома, ее кузов варили на трех (!) разных заводах из одних и тех же штамповок. Со временем выяснилось, что размеры кузовов сестренок «ушли» и отличаются на один, два, а то и более миллиметров. Новые штампы заводу пока не по карману. Через три минуты в дождевальной установке места потеков фазу показывают, где подогнать отбортовку или заложить мастику, чтобы закрыть щели. КОМПАНИИ И РЫНКИ 1Проверку проема ветрового стекла шаблоном проходят 100% кузовов - иначе протекание в дождь неизбежно.пара часов езды, и молодежь рвется в столицу. Отсюда и «сезонники» на конвейере, и не заправленные в отверстия втулки. Но главная проблема - покупные детали, составляющие 82% стоимоЭкскурсия продолжается в сборочсти «Оки». Разогнать недобросовестных ном цехе. Вызывает интерес сборка сипоставщиков пока нельзя: рентабельлового агрегата с подвеской и рулевой ность «Оки» с фудом довели до 5% трапецией на подрамнике - вполне сов(долгое время машина была и вовсе ременное решение. Стенд вазовского убыточна), так что тратить еще больше производства позволяет отрегулировать на фирменные комплектующие не поутлы установки колес вне машины и лучится. Поднимать отпускные цены? лишь потом «половинку» шасси в сборе Но «Оку» по цене «Жигулей» брать пеподнимают и присоединяют к кузову. рестанут. Вот разбогатеет Россия, тогда На всем протяжении конвейера мнои самые дешевые машины будут сделажество «стрелок», как на железной доны не хуже дорогих. А сегодня? Мы роге - дефектный автомобиль или кузов Шасси + кузов = автомобиль. можно выдфнуть из общей цепи пракприходится перебирать, избавляя будуувидели стремление делать машину тически в любом месте; не нарушая очещих покупателей от мытарств гаранкак следует. На заводе внедряют действенную систему контроля качества, реди, он пойдет на ручную доделку. тийного ремонта. приглашают толковых специалистов, и Много дефектных кузовов скапливается Все, осмоф закончен. От нас и впрямь на входе в сборочный фазу после ма- ничего не скрывали, по пфвой просьбе сдвиги к лучшему уже заметны. Соврелярки. Вот почему именно серпуховпоказывали технологические докуменменная «Ока» отличается от нашей «сескую «Оку» хвалят за качество окраски ты, открывали двери цехов. Работает замимесячной» сестрицы. Оградно, что в - если б не записки с координатами девод - здания не зияют пустыми глазнилучшую сторону. фектов, мы бы и не нашли те незначицами окон, как на соседних, когда-то тельные потеки и царапинки, из-за котопрестижных и секретных «ящиках», в СПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙ рых многие кузова сняли с конвейера. них не устроили складов импортного За низкую цену автомобилю В окрасочном цехе все как надо: ката- ширпотреба, а каждые 11 минут с конможно простить... форезное и эпоксидное фунтование, но вейера сходит новая «Ока»... Маленьбез роботов - 18 тысяч машин (годовой кий автомобиль здесь стараются собивыпуск СеАЗа) успевают красить и рать на совесть, и ггроизводственных огвручную. Отдельной линии для метал- рехов в нем мы увидели не больше, чем лика не предусмотрено - просто прина прочих российских машинах. тормаживают конвейф, чтобы успеть Тем не менее с кадрами здесь хуже, нанести и высушить дополнительные чем на ВАЗе: до Москвы от Серпухова слои основы и лака. Материалы, как и на ВАЗе: есть ярославские, есть импортДождевальная камера: «Внутри сижу - на течь гляжу». ные. Где можно, применяют подешевле, где нужно - подороже. 4 % плохое качество В сварочном цехе постоянная битва с4 % малый ресурс «жестянкой». Все, что удается попраупрощенную вить, проходит через цех рихтовки, неконструкцию исправимый брак возвращают на 129% спартанский салон КамАЗ. Проблем на заводе немало, однако И наконец, цех доделки, куда постувероятность купить «машинокомппают машины, снятые с конвейера из-за лект» падает с каждым днем. Надеемсерьезных дефектов. В основном, тут леся, скоро и вовсе исчезнет. Поживем, чат силовые агрегаты - часть поступаюпроверим. I»l щих из Тольятти моторов и коробок