52
53
54
55
ТЕХНИКАТЕКСТ/ИГОРЬ ТВЕРДУНОВ. АНТОН ЧУИКИН ФОТО/АЛЕКСАНДР БУДКИН,21045 заметно ожил после переборки двигателя и обкатки, так что дуэт легко ИГОРЬ ТВЕРДУНОВ выдерживал крейсерские НО км/ч. Огласив тихий Дон сдержанным рыком, ушли направо, в сторону азовских лиманов. Казачий край встретил африканской жарой (в тени за 40° - хороший экзамен дизелям), почти европейскими дорогами и совсем не европейским дизОтчет командора пробега (и водителя топливом. Соблазнился шестирубле«Волги» по совместительству). вым топливом местного предпринимаКаждое лето мы наблюдаем друг у теля (обычная цена в этих краях - 6,4 друга обострение застарелой болезни - руб./л). Из-за скупердяйства первым страсти к путешествиям. Народ неудерпострадал второй пилот «Волги», взявжимо тянет на юг, к солнцу и морю, саший управление после АЗС: «Алекнаториям и профилакториям, арбузам сандр Юрьевич, будьте любезны, скаи медузам, крабам и... нечаянным свяжите, на кой ляд Вы подтыкаете четверзям. А мы что, не люди? А дизели - не тую при обгоне? Нажми на педаль, она и на пятой пойдет! Ну, и что это мы заавтомобили? Жарким июльским утром «Волга» и висли на встречной? Ты же на серьез«четверка» с наклейками «За рулем» ном автомобиле едешь!» влились в моторизованный отпускной Когда дорога пошла - нет, не в горы поток. Трасса М4 «Дон» хроническим еще, а так себе, в горки - командор накурортникам хорошо известна; не стаконец-то взгромоздился на место водила она открытием и для нас. Пока двителя и стал демонстрировать приемы жение спокойное, разберемся с отчетграмотного управления. Представляеностью (см. табл.). «Волга» после теста те, что сказал воспитуемый, увидев, как «Извозчики» (ЗР, 2001, № 4) пережила: гуру на мало-мальски заметном подъезамену изношенных тормозных коломе включил третью и чуть не заглушил док и панели передка, погнутой о бормотор на простеньком, прямо-таки дюр; ревизию, а потом и замену главноучебном серпантине? Язва Сашка, дожго тормозного цилиндра, перепускавдавшись остановки, отвел командора в шего жидкость. Получила новые: комсторонку и вылил на него ведро желбинацию приборов, антенну и звуковой чи. .. или в нем была та гадкая солярка? сигнал. Увы, залились ею под завязку, так что Посвежевшая «баржа» уверенно дерпришлось вырабатывать этот «солнцежалась в кильватере «четверки». ВАЗ- дар» еще и на горных проселках. Толь1«СОЛЯРКА С ЮГА»ко через сутки удалось поправиться кондиционным топливом. На каменистых тропах, змеящихся по склонам вдоль черноморского побережья, несгибаемый «Штайр», он же ГАЗ560, дал-таки слабину. Тронуться в крутой подъем, хорошенько раскрутив двигатель, худо-бедно удавалось, но переползать вверх с камня на камень - никак. Приходилось либо скакать горным козлом, удерживая обороты выше 2000 и рискуя повредить «Волге» брюхо, либо подниматься медленно, тонко оперируя двумя педалями и вдыхая запах горелого сцепления. Карабкаясь над виноградниками Абрау-Дюрсо, понял, что очень хочу дополнить турбонаддув интеркулером: охладитель воздуха не только увеличит мощность, но и заметно прибавит тяги на малых оборотах. Такими моторами ГАЗ-5601 планируют оснащать и «газели», и «волги». 2«КАК Я СЪЕЗДИЛ В ПРОБЕ»Сочинение малолетнего пассажира (за которое папу вызвали в школу).Летом папа сказал, что поедет на испытания и возьмет меня с собой, если я буду хорошо себя вести и не слушать разговоры взрослых. Мама сказала, что испытатели - неподходящая для детей компания, но мы все равно поехали. Меня назначили юнгой в командорскую «Волгу». В первый день на папиной «Волге» сломались задние фонарики. Дядя на «Тойоте» не заметил, что папа тормозит и чуть в нас не врезался. Папа очень ругался - сначала на бестолкового дядю, потом на стоп-сигналы, потом на тех дядей, которые их так поставили. Мы купили новые лампочки и поехали дальше. Потом у папы перестали закрываться окна. Это потому, что сломались электрические подъемники. Папа с дядей Сережей разбирали машину и говорили плохие слова, но я их не слушал. Дядя Антон смеялся и говорил, что папа не боится даже главного редактора, а перед «Волгой» спасовал. Дядю Сашу послали искать провода, но он их не нашел. Мы отрезали провода от компрессора «Мустанг», чтобы закрыть стекла. Мне сказали, что это называется подключать напрямую. Когда папа стал подключать, у него полетели искры. Дядя Антон снова смеялся, потому что папа подключил не напрямую, а накоротко. Потом мы приехали на Кубань. Папа сказал, что здесь живут казаки. Я видел казаков, комбайн, корову и лошадь. Все хвалили казаков, потому что у них хорошие дороги и богатые станицы, а папа на них ругался, потому что у них плохоетопливо. Мы долго ехали по пыли на Сладкий лиман. Он зацвел, и мы уехали. Всеговорили,что уплотнения у наших машин никуда негодятсяи в багажниках полно пыли. Зато - испытания. На следующий день мы купались в море и ездили по горам. Всем было жарко. Папа стукнул «Волгу» о камень и сразу остановился. Все стали смотреть под машину. Дядя Саша сказал, что нас спасла балка, потому что поддон для «Штайра» нам не найти. Еще мы поймали черепаху и фотографировали ее.чтобы не сломать машины и не испачкаться. Однажды папа купил очень много солярки, и она выплеснулась из бака на дяди Сашины ботинки. Все опять смеялись, а дядя Саша ругался. Мне очень понравилось на испытаниях. Когда я вырасту, тоже буду испытателем.НОВОСТИ ИЗ БАРНАУЛА И ТОЛЬЯТТИ Чтобы повысить надежность двигателей ВАЗ-341, в частности, устранить такие дефекты, как повышенный расход масла, пробой газового стыка, износ опорных колец коленвала, в конструкцию и технологию изготовления мотора внесены некоторые изменения. Начаты испытания поршней с нирезистовой вставкой под верхнее компрессионное кольцо (редакционный мотор выходил из строя именно из-за сбоя в прежней технологии упрочнения поршня-см. ЗР, 2001, №4). Откорректирована технология хонингования блока, введен стопроцентный контроль качества. Увеличена прочность болтов головки блока. Для фиксации коленвала вводятся четыре упорных полукольца. Приходит информация о дальних планах ВАЗа. Понимая, что без дизеля современная гамма любой модели неполна, в Тольятти работают сразу по нескольким направлениям. В этом году наконец-то должен быть получен сертификат на автомобиль ВАЗ-21048 с атмосферным предкамерным дизелем ВАЗ343 объемом 1,8 л. «Барнаултрансмаш» и ВАЗ подбирают турбокомпрессор для этого двигателя - пока предпочтительнее выглядит «Гаррет». Ну и, конечно, оба эти завода работают на перспективу. Возможно, их следующим мотором станет 1,9-литровый с неразделенными камерами сгорания, разработанный совместно с фирмой AVL с прицелом на нормы Евро V. Не исключено также сотрудничество со специалистами отечественных заводов. А пока запланировано собрать в этом году около 2000 машин; в Москве ВАЗ-21045 продают в среднем по 4300 долларов.Шину фотографировали два раза. А потом все равно выкинули.Потом мы возвращались домой. Ехали быстро, но часто останавливались у вагончиков, чтобы перекусить. Папа радовался, что сервис развивается. Дядя Сережа сказал, что нас легче убить, чем прокормить. Он хороший, только худеет. После обеда папа долго смотрел на карту и сказал, что нашел короткую дорогу. Мы поехали по ней, а потом она кончилась. Было много пыли, и дядя Сережа проткнул колесо. Пока дядя Антон его менял, папа его фотографировал. Потом остановил КамАЗ и узнал, что до асфальта недалеко. Потом дядя Антон опять менял колесо, потому что первый раз папа забыл зарядить пленку. Все смеялись, а дядя Сережа опять ругался. За это его укусила оса. Мы выбирали хорошие заправки, ТЕХНИКАственно, подобное было ис «Волгой», но при ее запасе мощности ощущалось слабее. Поэтому на обгонах слышал прямо за спиной шаги командора: уже и газ в полу, и сам к рулю подашься Заметки зама командора (вроде, так быстрее раскатиться), а он, (он же водитель «четверки»). коварный, нагоняет, так что чувствуешь себя помехой уверенной поступи. Лучше всего обгонять с ходу! Не первый раз замечаю, сколь точным индикатором качества топлива выступает наш 37-килоюттный дизель. На плохой солярке он перво-наперво начинает глохнуть при сбросе газа: поставил на нейтраль на 90 км/ч, и панель приборов тут же заиграет красными огоньками - нет давления, нет зарядки... заводи! Мотор неохотно раскручивается, так что тронуться в крутую гору без ручника даже и не думай. Само собой, падает максималка, и без того невеликая. На «Волге» компьютер двигателя постарается выровнять работу и на «невкусном» топливе. У меня для этого есть голова, пара ключей и отвертка. Можно увеличить цикловую подачу но машина будет сильнее дымить (я, кстати, понял, почему за краснодарскиПомимо естественного желания хоть ми КамАЗами тянутся черные шлейдень провести на Черном море, юг фы), к тому же потом нелегко вернутьпривлекал возможностью проверить ся к начальным регулировкам. Можно систему охлаждения: каков тепловой поднять обороты холостого хода - прозапас дизеля? Тем более, что именно с сто изменить начальное положение ее узлами мы имели проблемы после рычага. Что и было сделано (примерно извозчичьего теста:датчики,термостат, с 750 до номинальных 950 об/мин) опять датчик, который пришлось саглохнуть мотор перестал, а после слежать на герметик. В багажнике навечдующей заправки поехал, как прежде. но, казалось, поселилась канистра с анВсе-таки нет худа без добра! Аккурат тифризом - мы прихватили ее и на юг. при регулировке ТНВД прохудился К счастью, совершенно напрасно - шланг слива топлива, оросив моторбанка вернулась непочатой, а на пробный отсек горячей соляркой. Вообще, ку радиатора мы уж было собрались шланги эти служат недолго - у нас ставить штамп «опрессовано жарой»... треснул уже второй: вы слышите нас, И тут, уже в Москве пустил слезу радиуважаемые поставщики? атор. Пока решили не паять (он, кстати, Вместо него поставили трубку вакумедный), а воспользовались гермети- умного регулятора, которая в контакте ком «Престон» - вроде помогло, тьфу- с соляркой приобрела консистенцию и тьфу. В пробеге обе машины безукоризненно держали стрелки термометров в рабочих зонах; даже на крутых проселках при сорокаградусной жаре вентиляторы включались нечасто... вернее, часто выключались. На юге принято устраивать сиесту дневной отдых. Вот и «четверка» в самый зной двигалась с некоторой ленцой, в соответствии с законами физики получая меньший заряд воздуха. Соб3«тосол»С СЕВЕРА»Шланг «обратки» прослужил около 20 тыс. км.толщину сосиски, но все-таки сохранила герметичность. Неожиданно хорошо показал себя ВАЗ-341 на каменистых кручах. Видя, как нелегко даются медленные подъемы «Волге», я тоже приготовил сцепление к аутодафе... но его помиловал мотор! При полном газе он упрямо выдавал около 1000 об/мин - больше не мог, меньше не позволяла моя нога - и поднимал «четверку» в режиме грузового лжрта. Вообще, это была лучшая командировка нашего дизеля. После ремонта он раскатился и относительной резвостью вызывал удивление даже у тщеславного экипажа «Волги». Вы что-то сказали о лебединой песне? Так вот, после замены блока цилиндров мы пристально следим за расходом масла - это показатель состояния цилиндро-поршневой группы. За 20 тыс. км, отделяющие нас ныне от капремонта, он стабилизировался на уровнеI/J00154 ГАЗ-310221: ОТ ПОКУПКИ ДО .КАНИКУЛ»Пробег, км 37 000 Средний расход топлива, л/100 кмИТОГОВАЯ ОТМЕТКАл,ЩTZLt0,3 л/1000 км. Это нормально даже для бензинового мотора. Таким образом, в межсервисный 10-тысячный пробег, включающий поровну и городские, и загородные режимы, мы покупаем на долив 3л масла. Кстати, в последний раз удалось сэкономить, купив относительно недорого «густое» масло 20W40 «ЛУКойл Супер» подобающего класса CF-4 - 235 рублей за 4 л. Остальные траты (см. табл.) пришлись на плановые ТО и ремонт заднего моста - замену полуоси.НОВОСТИ ИЗ НИЖНЕГО НОВГОРОДА Новая метла чисто метет?.. Когда на ГАЗе сменился хозяин и пришел новый менеджмент, производству лицензионных «штайров» предрекали скорое закрытие. Однако пессимистические прогнозы пока не сбываются. То ли австрийский дизель посчитали перспективным, то ли сказалось обострение отношений с основным поставщиком моторов - ЗМЗ, но собственная дизельная программа ГАЗа стала, наоборот, развиваться. Продолжается (совместно с австрийской фирмой) модернизация мотора под нормы токсичности Евро III. В нынешнем году планируется резко увеличить выпуск дизелейБез малого четыре тысячи знойных километров преодолели машины на Расходы на топливо, руб. 22 445 каникулах. Серьезных неполадок ни Расходы на обслуживание, материалы, ремонт 42 290 с моторами, ни с самими автомобиВсего за пробег 37 000 км, руб. 64 735 лями не случилось - видимо, они воТЕСТ «КАНИКУЛЫ.. шли в пору зрелости. Жара изматыПробег, км 3750 вала экипажи, не сказываясь на рабо8.1 Средний расход топлива, л/100 км тоспособности автомобилей. Расходы на топливо, руб. 1914 В общем, русские дизели вполне Расходы на ремонт (лампы стоп-сигналов), руб 20 подходят для отпуска... Да, они слаВсего за тест, руб. 1934 бее иных бензиновых собратьев - об этом надо помнить, во-первых, заВАЗ-21045: ОТ ПОКУПКИ ДО «КАНИКУЛ» гружая автомобили перед дальней Пробег, км 53 309 дорогой, во-вторых, штурмуя круСредний расход топлива, л/100 км 7,0 той кавказский подъем. Не возлагай24 441 Расходы на топливо, руб. те на машины непосильные задачи Расходы на обслуживание, материалы, ремонт 14 560 они ответят экономичностью и ровВсего за пробег S3 309 км, руб. 39 001 ным дизельным ходом. И все же для ТЕСТ «КАНИКУЛЫ» полного спокойствия не хватает уве3733 Пробег, км ренности, что под вывеской «Авто6,7 Средний расход топлива, л/100 км техобслуживание» (ВАЗ или ГАЗ) вас Средний расход масла, л/1000 км 0,3 не встретят округленные от удивле1550 Расходы на топливо,руб. ния глаза. Сервис - пока самое слаРасходы на масло, руб. 65 бое место ГАЗ-560 и ВАЗ-341. Расходы на ремонт (шина Бл-85, монтаж), руб. 551 Кубань - край автомобильный. Всего за тест, руб. 2166 Интерес к нашим машинам проявляли здесь не отвлеченный; на АЗС, в семейства ГАЗ-560. Предполагается, что к кафе, постах милиции люди интереконцу года выпуск превысит 1000 штук в совались вполне конкретно: стоит ли месяц. Постепенно расширяется ассортиэто покупать? И порой сами отвечали: «Если уж ЗМЗ-406 могут отремент отечественных комплектующих для монтировать только в Краснодаре (а сложного заграничного мотора: на ГАЗ подо него почти 200 км), что же мне деступили первые партии российских блоков, лать со «Штайром»?» готовится производство топливной аппараВот видите, даже отчет об отпуске туры в Ярославле. нам волей-неволей пришлось заканНу, и самая приятная новость - снижение чивать «не в тему» - вопросом о серцен на дизельные ГАЗы. В Москве «Волга» с висе. Что ж, ему и посвятим следуюмотором ГАЗ-560 стоит около $7000. За щий тест. И тот и другой мотор обяпервые появившиеся в столице дизельные зана принять любая СТО из указанмашины просили, помнится, в полтора раза ных в сервисных книжках - форбольше. мально. А реально? I»I8,8ft4BWl_и.9/200i[Is