174
175
176
I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |СЕМЕЙСТВО ГРЫЗУНОВТЕКСТ / ВИТАЛИЙ УРКЖОВ •ВТО / ВЛАДИМИР КНЯЗЕВ«..Необходимо ввестиобязательную и полную сертификацию не только самого «Тосола», но и его изготовителя»./ДОЗНАНИЕИНОЙ «ТОСОЛ» ЗАПРОСТО ПРОЕДАЕТ БЛОК ДВИГАТЕЛЯИбо регламент - тайна за семью замками, а с потребителем (автозаводом или, тем паче, автолюбителем) производиомой, в 15-й таксопарк, «Волгу» татель может ТУ ныне не согласовывать. щили «на галстуке» - пробило В лучшем случае, если, конечно, захопрокладку головки цилиндров. чет, зарегистрирует их в НАМИ или 1ет, дело житейское. Котда же из сиГосстандарте. В конце концов, можно стемы охлаждения слили «Тосол», задоговориться с приятелем, хозяином правленный четырьмя месяцами ранее, соседнего ларька, - была бы печать! вместо «голубых кровей» водного расПоэтому жидкость может не замерзать твора этиленгликоля из краников журпри низких температурах, но при этом чала мутная, бурая жидкость. На всяс аппетитом закусывать деталями двикий случай пару литров этой отравы согателя, который призвана сохранять. брали в бутылку. Сняли головку, а там Отсюда первое правило покупки «Тословно червями изъеденные ее привасола»: на этикетке должен быть номер лочная плоскость и внутренности руТУ и, желательно, фраза: «соответствубашки охлаждения. Чугунные гильзы, ет требованиям ГОСТ 28084-89». Только правда, уцелели. К этому времени «нессылка на ТУ или ГОСТ изготовителя что» в бутылке выпало в осадок. Когда мало к чему обязывает. промыли блок, оказалось, что и стенки Поскольку ГОСТ состав жидкости не его местами проедены насквозь. диктует, руки недобросовестного изгоЭтот «Тосол» покупали к зиме больтовителя развязаны. Можно, напришой партией, сразу на весь парк. Промер, вместо этиленгликоля использоверили в других машинах - знакомый вать дизтиленгликоль (или полигликоосадок. Разобрали второй, третий моли) - разница в цене до 30%. Добавил тор - картина та же. Что же это было? Таксисты, оказывается, не одиноки. соды, щелочи, щепотку присадок подеЗа ответом обратились к специалистам. Им передали образцы двух «Тосо- Аналогичная ситуация, по слухам, бышевле и готов «Тосол» - ГОСТом релов»: № 1, изначально заливавшийся в ла в первом автокомбинате, в девятом сурсные испытания не предусмотрены. системы охлаждения, № 2, использоавтобусном парке, в одном из автосалоСегодня в нормы уложился - и ладно, а вавшийся только для долива (на фото), нов Московской области - эпидемия, через месяц проверять никто не станет. и мутную жижу с осадком - бывший словом. Поздно констатировать: этот Кстати, многие компоненты качественантифриз, «обожравшийся» алюминия. антифриз (или «Тосол», что привычного антифриза, например бензойную В лаборатории сначала смешали оба нее) - плохой, а тот - хороший. Сколькислоту, в России не производят. Пусть «Тосола» в пропорции 1:1, как это было ко ни пополняй «черные» и «белые» в Прибалтике, в СНГ - все равно, заграв их реальной жизни. В результате поясписки жидкостей - ничего не изменитница. Следовательно, второе правило вился осадок - свидетельство взаимной ся. Проблема гораздо шире - в причипокупки - хороший «Тосол» дешевле 75-80 руб. за пятилитровуго канистру неприязни! А ведь на красочных этинах. Обратим внимание - ГОСТ 28084 застоить не может. Третье - обязательны кетках никаких предупреждений нет. Затем проверили на соответствие ГОСТ дает лишь общие технические условия координаты изготовителя на этикетке, 28084 «Жидкости охлаждающие низко- на охлаждающие жидкости (ОЖ): кауказание о совместимости продукта с замерзающие. Общие технические ускими они должны быть, каким нормам другими, дата изготовления и срок годловия». Формально здесь можно упсоответствовать, как их испытывать, ности. Увы, ГОСТ не так всемогущ, как карекнуть: на канистре с образцом № 2 применять и хранить. Как изготовить, ссылка на него отсутствует. Однако ессколько и каких присадок добавить - жется. При известной сноровке можно ли по делу, полку «левака» прибыло! ГОСТ не регламентирует. Все подробсоблюсти почти все его требования и Конечно, результаты исследований инности должны быть записаны в ТУ (теходновременно сэкономить на произтересны и дополняют итоги работы, нических условиях) и ТР (технологичеводстве. А что качество будет низким, проведенной журналом ранее (см. ЗР, ских регламентах) конкретного изгототак это - проблема потребителя, деньвителя. Что он туда внесет, неизвестно. ги-то уже заплачены. 2000,№12). Но...!Й На правах рекламысвЛучший подарок f = = = = ^ для любимой ИИЫ2йУ машиныПродолжаем серию публикаций об автохимии ведущей немецкой компании PING0 ERZEUGNISSE Welsh und Kuffner GmbH. Компания PINGO - признанный лидер в производстве автохимии и автокосметики - ее продукцию хорошо знают в более чем сорока странах мира, а уже год как PING0 известна ив России, и ее препараты включены в технологические процессы концернов BMW и MAN Экспозиция компании PING0 на Московском «Автосалоне - 2001» вызвала огромный интерес не только у автолюбителей и московских специалистов, но иу региональных оптовиков, поскольку 000 «Пинго Дистрибьютора», эксклюзивный дистрибьютор компании PING0 в России, странах СНГ и Балтии, разработало четкую схему работы с дилерами в регионах. Благодаря ей дилерам обеспечена стабильная прибыль, а автолюбителям предоставлена возможность, а ассортимент PING0 насчитывает более 200 различных средств, сделать желанный подарок любимой машине по единой цене в любом регионе России и СНГ. Вот новинки от PINGO, вызвавшие неподдельный интерес посетителей выставки. Шик, блеск, красота - и защита В гамме автошампуней PINGO множество отличных средств, а особо отметим, и рекомендуем, шампунь с содержанием натурального спирта, шампунь с воском в емкости 1 литр и шампунь РА желтый для профессионального применения в 10 л. и 30 л. пластиковых канистрах. Обладая отличным чистящим эффектом и высокой концентрацией (1:400!!!), эти великолепные средства отвечают всем основным требованиям, предъявляемым к шампуням. Если Вы не собираетесь полировать машину, то рекомендуем вымыть ее восковым шампунем. Специальные защитные воски надежно предохраняют кузов от вредных воздействий извне и придают лаку неповторимый блеск. Пенный очиститель обивки и ковровых покрытий удаляет разнообразные пятна, пыль и въевшуюся грязь. Глубоко проникая в волокна он отслаивает грязь и возвращает очищаемому материалу первоначальный цвет, не оставляя разводов, подтеков и ореолов. Итог: великолепный очищающий эффект и одновременно уничтожаются неприятные запахи и бактерии. Перед употреблением средства рекомендуется пропылесосить салон, распылить пену, оставить ее на непродолжительное время. а затем собрать остатки й § пены пылесосом. Если Вы собрались самостоятельно произвести химчистку салона без пылесоса. можем порекомендовать Вам уникальное средство - Супер-Пену. Вы просто распыляете ее на очищаемую поверхность и вытираете досуха чистой губкой или салфеткой. Уникальность средства заключается в том, что им можно чистить также и пластик. стекло, кафель, дерево, металл, как в автомобиле, так ив домашнем хозяйстве и офисе. Устранить затруднения при холодном пуске, вызванные проникновением влаги в распределители зажигания, кабели, штекеры и свечи зажигания. Вам поможет контакт-спрей PINGO. А предотвратить утечки тока и падение напряжения в электронных и электрических цепях, схемах, блоках, избежать возникновения коррозии и окисления - немногим более дорогой электроник-спрей PINGO. Оба средства, как и вся продукция PING0. не оказывают вредного воздействия на лаковые покрытия, резиновые части и электроизоляцию. Лента-герметик и мастика для ремонта выхлопной системы быстро и эффективно герметизируют трещины и отверстия в выхлопной системе. При небольшой трещине достаточно нанести на нее мастику. При значительном повреждении рекомендуем перед нанесением мастики использовать ленту-герметик. Средства затвердевают при нагревании выхлопной системы. Выдерживают температуру до *800Х. Не содержат асбеста. Имеют неограниченный срок хранения.ОБРАЗЕЦ № 1.«ТОСОЛ».Изготовитель / О ОО «Техмаркет2000», М осква , Г ОСТ 28084-89 дата изготовления / 11.2000.Как же система сертификации пропускает некондиционный товар? Системато есть, только в номенклатуре нефтепродуктов, подлежащих обязательной сертификации, разработанной Госстандартом России, охлаждающие жидкости не значатся. Поэтому остальные документы, определяющие правила проведения этой процедуры, на «Тосол» не распространяются! О чем же пишут изготовители: «Товар сертифицирован»? Во-первых, этиленгликоль - основной компонент «Тосола» - яд. Поэтому сертификат может быть гигиеническим. Во-вторых, существует добровольная сертификация - «на год», «на партию». Это бывает выгодно, если жидкость не совсем плоха и разовую лабораторную проверку может выдержать. Тем более, тест проводится на соответствие требованиям документов, определяемых заявителем, и по выбранной им схеме (всего их семь, в зависимости от объема проверки). Кто же будет приключений искать на свою... шею?ВоЖ-40| Почему так получилось? В конце восьмидесятых - начале девяностых выпускались три основных типа охлаждающих жидкостей: марки «40» и «65» ГОСТ 150-52, «Тосол» и «Лена». Соответственно, по разным ГОСТам и ТУ. Решение унифицировать требования, учтя мировой уровень, было логичным. Разработка ГОСТа, про который мы все время толкуем, стала первым выполненным этапом этой работы. Затем должны были последовать единые ТУ, регламенты и проч. Но нагрянула эпоха свободного рынка. И потекла бодяга!ВОБРАЗЕЦ № 2. «ТОСОЛ ОЖ-40». Изготовитель / ООО «Обнинскоргоштез», Обнинск, Киевское ш., 57, ТУ 2422-00145160209-97 дата изготовления / 16.10.00.Эксклюзивный дистрибьютор в России,странах СНГ и Прибалтики ООО 'Пинго Дистрибьютора» России, 123306, г. Москва, 2-й Силикатный пр., д.22. Тел. /факс: (095) 195 4888, 2594193 0'S1WWW.PINeO.RUE-mail: infoOpingo.ruРасширяем сеть региональныхдилеров | КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |г • %гщщ •щ1'. » »..•»|<1эдав.*,.фриз можно еще раз употребить для промывки. А как же отличить плохой продукт от хорошего? К сожалению, без лабораторных испытаний - никак! Можно взять с собой в магазин список «тосолов» из нашей таблицы, или прошедших испытания «За рулем» (ЗР, 2000, № 12), или допущенных ВАЗом («Полезные страницы», 2000, «весна-лето»). Покупая ОЖ из последних двух категорий, полезно взглянуть на сертификат. Впрочем, это никогда не повредит! Крупным потребителям стоит подумать о покупке антифриза напрямую у проверенных изготовителей. Нашему автолюбителю остается пожелать удачи. Брать с собой ареометр бессмысленно - соответствие по плотности, как мы убедились, еще ни о чем не говорит. Полноценные коррозионные испытания на кухне тоже не организуешь. Если «Тосол» для долина смешать его с тем, который в двигателе, и подержать на свету сутки. Если появился осадок, увы, вам не повезло. По большому счету, решение сейчас может быть только волевым: продолжить начатые работы по регламентации производства антифризов и немедленно ввести обязательную полную сертификацию не только самого «Тосола», но и его изготовителя. Дорого? Сложно? Но, в конце концов, господа производители, вы друг друга давно и неплохо знаете. Так объедините усилия, поставьте барьер «левакам-бодяжникам». Они ж ваши конкуренты, своей голубой отравой вам цены сбивают. Сами знаете - под лежачий камень коньяк не течет! Кстати, пока суд да дело, почему бы продавцам каждую партию реализуемого «Тосола» не проверять прежде у специалистов? Такие прецеденты уже есть. Потребитель не дремлет - закон о себе самом изучает, компенсацию за ущерб требует. И ведь получает! 1»11'W '"тР5»С^йи^^^тйкЭто раньше гигантов индустрии гопромываем систему охлаждения. Да не няли по «уставу». Кроме лабораторводой из-под крана! Уж если деваться ных, обязательно проводили стендонекуда, то ее надо прежде прокипятить вые и эксплуатационные испытания в эмалированной посуде (цинковая антифриза. И только при отсутствии категорически не годится) не менее серьезных замечаний «Тосолу» давали 30 мин, чтобы устранить жесткость. «добро». Кстати, этот порядок никто не отменял. Есть ГОСТ Р 51176-98 «Нефтепродукты. Оформление технического заключения (допуска) к производству и применению». Только найдите предпринимателя, согласного по доброй воле кропотливо отлаживать производство, покупать качественные присадки, организовывать испытания, а потом два года ждать результатов! Поэтому не удивительно, что в списке ОЖ, допущенных без ограничения по времени к производству и применению за последние пять лет, - всего... четыре (см. таблицу). А сколько канистр с «тосолами» громоздятся на прилавках? В лучшем случае добровольно •- ' и сертифицированных «на время» или «на партию». Специалисты знают, что замесить ОЖ можно в любой бочке. ОХЛАЖДАЮЩИЕ ЖИДКОСТИ. ДОПУЩЕННЫЕ Был бы этиленгликоль - развел, оптом БЕЗ ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ВРЕМЕНИ продал и исчез. К ПРОИЗВОДСТВУ И ПРИМЕНЕНИЮ «Хватит, - скажет читатель. - Делать- Наименование Техническая Изготовитель документация то что?» Первое, что приходит в голову, «Т0СОЛ-А40М» ТУ 6-57-95-96 ОАО «Салаватнефте- вовсе отказаться от антифриза и пеоргсинтез», Салават рейти на воду. Плохо это - образуется ТОО НПП «Арктон» <Тосол-А40М» ТУ 2422-002накипь, ухудшающая теплоотвод, кор2675308-95 Нижнекамск родируют детали. Еще хуже сезонное «ТОСОЛ-А40М» ТУ 6-57-95-96 ОАО «Пермский завод смазок и СОЖ», Пермь чередование воды и антифриза. Це«Тосол-А40М» ТУ 6-57-48-91 ОАО «Люлас». Москва почка незатейлива: присадки «Тосола», взаимодействуя с накипью, быстро превращаются в шлам, «Тосол» стареет Желательно для смягчения добавить раньше срока. тринатрийфосфат, примерно полстаНет, с антифризом надо дружить. кана на ведро - он продается в хозяйстПри выкипании (не утечке!) восполвенных магазинах. Заливаем воду в синять потери, доливая только дистиллистему охлаждения, прогреваем мотор рованную (мягкую) воду, водопроводдо открытия термостата и даем порабоная не годится, ибо жесткая ис хлором. тать минут двадцать. Но до 15% воды Если изначально голубой или зеленый остается в системе после слива, продол«Тосол» пожелтел (порыжел) или выпажая вредить, поэтому лучше всего дает осадок, немедленно избавляемся взять «Тосол» той марки, которая будет от такого «приятеля». Сливаем его и использоваться потом. Слитый анти