160
161
I СПОРТ IДАЙТЕ НАМ НАСТРОЙЩИКА!вый узел, надо еще понять, как его настроить. «В мои времена все было проще, - признает Ники Лауда, недавно назначенный шефом «Ягуара» взамен Бобби Рэйхала. - Я не особо вдавался в инженерные проблемы. Мне говорили: садись и езжай. Я вмешивался, только если мне что-то сильно не нравилось в поведении автомобиля. А сегодня настройка автомобиля формулы 1 более важна, чем даже его конструкция». Титулованный австриец прав. Подчас из лабораторий и цехов выходят в целом удачные, но чрезвычайно капризные машины. К таким можно отнести и нынешний «Ягуар R2». «Претензий к нему никаких, достоверно известно, что может ехать очень быстро, - говорит пилот Педро де ла Роза. - Но вот беда - чрезвычайно чувствителен к малейшим изменениям, настроить его идеально практически невозможно. Все время стартую с ощущением, что мы что-то недоделали». Порой доходит до смешного. Эдди Ирвайн признался, что до начала лета не мог найти в кокпите «Ягуара» удобного положения для себя. «Мы смещали сиденье, руль и педали, так и эдак, пытаясь найти нужную комбинацию. И все равно я чувствовал себя не в своей тарелке. Но в один день вдруг все встало на свои места». А ведь, казалось бы, пустяк - положение пилота на его рабочем месте. Человек сам по себе достаточно гибок и может адаптироваться к разным условиям, а вот автомобиль, увы, всего лишь железяка. И требуется кропотливый поиск, чтобы найти наилучшее сочетание различных компонентов. Недаром команды платят жалованье тест-пилотам - основные попросту устают от вечной погони за оптимальной настройкой.ТЕКСТ / СЕРГЕЙ ЗИНОВЬЕВ •ОТО / ФОТОБАНК-.ALLSPORT»ран-при Венгрии стоит особняком в череде этапов чемпионата. Одна из двух самых медленных гонок формулы 1 побуждает все команды, готовясь к ней, модернизировать аэродинамические устройства. Вообще же, внедрение технических новинок особо не афишируют, лишь кратко упомянут, а то и вовсе промолчат. Автомобили по ходу сезона почти не меняются внешне, а что происходит с ними «внутри», можно сказать, неизвестно. Между тем мелкие новшества и модернизированные узлы появляются чуть ли не еженедельно на каждой из машин. «Мы постоянно вносим усовершенствования, - говорит ведущий инженер «Вильямса» Джефф Уиллис. - Причем далеко не все они остаSi ются «на борту». Многие предназначь чены для шасси будущего года, а на — нынешних не дают желаемого эффеJГкта. Испытания порой приходится проводить прямо в гонках, поскольку тестов не хватает». В самом деле, помимо аэродинамики, так или иначе измененной всеми командами к Гран-при Венгрии, «феррари» обзавелись новой топливной системой, «бенеттоны» - гидроусилителем руля, «минарди» - новой коробкой передач. А «Джордан» вообще столько всего переиначил, что в Будапешт привез шасси двух разных типов - прежние EJ11 и EJ11B. «Бенеттон» был скромнее и не поменял название машины, хотя выставил технику с полностью обновленной аэродинамикой - передним крылом, боковинами, днищем и диффузором. Шеф-конструктор Майк Гаскойн утверждал, что это поможет решить проблемы при прохождении скоростных поворотов. Судя по результатам команды, утверждение спорное. Хотя как знать. Мало поставить ноАвтомобиль-капризуля - «Ягуар R2». Издевательская надпись «Держи дистанцию!» на «Вильяисе» Ральфа Шумахера актуальна только на самых быстрых трассах.рассказывает Михаэль. - Машины очень чутки к изменениям погоды температуры и влажности воздуха, сиНа иных гонках «Феррари» даже и близко к лиденее быстр. Тогда как на тестах проволы ветра. Удачные субботние настройрам не подбиралась. дит значительно больше времени за ки могут привести к поражению в вос«В поиске нужных настроек мастеррулем «Феррари», чем его партнер. кресенье. В ходе же гонки вносить каство, опыт не слишком помогают, - «Спору нет, Михаэль - выдающийся кие-то коррективы попросту нет вресказал как-то Михаэль Шумахер. - У пилот, - говорит бразилец. - Но не мени». Назвать «Феррари» лучшим автокаждого нового шасси, идентичного только. Мне доводилось ездить на его предыдущему, обнаруживается «свой» машине, и, знаете, она совсем другая. мобилем 2001 года, наверно, нельзя. характер. Я бы сказал, тут нужно каНе могу даже сказать, лучше или хуЕго могли обогнать и «вильямсы», и кое-то чутье и, конечно, кропотливая, же, просто другая. Самое интересное, «мак-ларены». Не беда, что «Вильяме» рутинная работа. Возможно, я страня не в силах уловить, в чем конкретно на медленных трассах притормаживаразница, что именно у него налажено ет слабенькое шасси, а «Мак-Ларен» ный, но она мне тоже нравится». В подтверждение слов немца, ставиначе, чем у меня. Это из области на быстрых - мотор. Вспомните, как легко главный неудачник сезона Мика шего в Венгрии четырехкратным чемощущений». А разница может быть огромна. В Хаккинен расправился с соперниками пионом, заметим, что Рубенс Баррикелло на точно такой же машине ме- современном автомобиле формулы 1в Сильверстоуне! И все же оба титула регулировке поддается почти все: давпришли именно в руки «Феррари», ГРАН-ПРИ ВЕНГРИИ ление в шинах, передаточные числа, причем за четыре этапа до окончания 19 АВГУСТА, БУДАПЕШТ жесткость амортизаторов, тормозные чемпионата - полное превосходство. (77«pyrotno2975i») усилия, работа двигателя - не считая Заметную роль, конечно, сыграла на1. М . Ш УМАХЕР (Германия, «Феррари») еще дюжины механических и элекдежность, не на последнем месте стра1:41.49,67; 2. Р. Б АРРИКЕЛЛО (Бразилия. тронных «мелочей». И вершина всему тегия команды в гонках. Но количест«Феррари») - 3,363; 3. Д. К УЛТАРД (Великобри- аэродинамика. Ошибись в одном, и во поул-позишн, завоеванных Михаэтания, «Мак-Ларен-Мерседес») - 3,940; 4. Р. Ш У ­ М АХЕР (Германия, «Вильямс-БМВ») - 49,687: 5. другое не вывезет. «Всегда есть какой- лем, говорит ио другом - у «ФерраМ . Х АККИНЕН (Финляндия, «Мак-Ларен-Мерто риск ошибиться в настройках, - ри» самый лучший настройщик. 1»1седес») - 1.10.293. 6. Н . Х АЙДФЕЛЬД (Германия, «Заубер-Петронас») - 1 круг. КАЛЕНДАРЬ - 2001 ГРАН-ПРИ БЕЛЬГИИ 4 МАРТА 18 МАРТА 1 АПРЕЛЯ 15 АПРЕЛЯ 29 АПРЕЛЯ 13 МАЯ 27 МАЯ 10 ИЮНЯ 24 ИЮНЯ 1 ИЮЛЯ 15 ИЮЛЯ 29 ИЮЛЯ 19 АВГУСТА 2 СЕНТЯБРЯ 16 СЕНТЯБРЯ 14 ОКТЯБРЯ АВСТРАЛИЯ МАЛАЙЗИЯ БРАЗИЛИЯ САН-МАРИНО ИСПАНИЯ АВСТРИЯ МОНАКО КАНАДА ЕВРОПА ФРАНЦИЯ ГЕРМАНИЯ ВЕНГРИЯ БЕЛЬГИЯ ИТАЛИЯ ЯПОНИЯ М. ШУМАХЕР М. ШУМАХЕР Д. КУЛТАРД Р. ШУМАХЕР М. ШУМАХЕР Д. КУЛТАРД М. ШУМАХЕР Р. ШУМАХЕР М. ШУМАХЕР М. ШУМАХЕР Р. ШУМАХЕР М. ШУМАХЕР М. ШУМАХЕР Д. КУЛТАРД Р. БАРРИКЕЛЛО М. ШУМАХЕР Д. КУЛТАРД Х.-П. МОНТОЯ М. ШУМАХЕР Р. БАРРИКЕЛЛО М. ШУМАХЕР Х.-П. МОНТОЯ Р. ШУМАХЕР М. ШУМАХЕР Р. БАРРИКЕЛЛО Р. БАРРИКЕЛЛО Д. КУЛТАРД Р. БАРРИКЕЛЛО Д. КУЛТАРД Н. ХАЙДФЕЛЬД Р. БАРРИКЕЛЛО Ж. ВИЛЬНЕВ Р. БАРРИКЕЛЛО Э. ИРВАЙН М. ХАККИНЕН Д. КУЛТАРД Р. БАРРИКЕЛЛО Р. БАРРИКЕЛЛО Ж. ВИЛЬНЕВ Д. КУЛТАРД Дж. ФИЗИКЕЛЛА2 СЕНТЯБРЯ, СПА-ФРАНКОРШАМ(36 круп» по 6968 и) 1. М. ШУМАХЕР -1:15.31.935:2. Д. КУЛТАРД -10,098; 3. Дж. ФИЗИКЕЛЛА (Италия, «Бенеттон-Рено») - 27,742; 4. М. ХАККИНЕН - 36,087; 5. Р. БАРРИКЕЛЛО - 54,521; 6. Ж. АЛЕЗИ (Франция, «Джордан-Хонда») - 59,684.ПОЛОЖЕНИЕ ПОСЛЕ 14 ЭТАПОВПИЛОТЫ: 1. М. ШУМАХЕР - 104; 2. Д. КУЛТАРД - 57; 3. Р. БАРРИКЕЛЛО - 48; 4. Р. ШУМАХЕР - 44; 5. М. ХАККИНЕН - 24; 6. Х.-П. МОНТОЯ -15. КОМАНДЫ: 1. «Феррари» - 152; 2. «Мак-Ларен» - 81; 3. «Вильяме» - 59; 4. «Jayбер» - 20; 5-6. BAR, «Джордан» по 16.ВЕЛИКОБРИТАНИЯ М. ХАККИНЕН30 СЕНТЯБРЯ США