118
119
1 КОМПАНИИ И РЫНКИЗАМ0Р0ЖЕННЫЕРУБЛИ/КАЛЬКУЛЯТОР ПОЧЕМ АВТОМОБИЛЬ ЗИМОЙ?ТЕКСТ / МАКСИМ САЧКОВхолодном пуске, соленых добротах, заснеженных дворах )у водителей две точки зре'ния. Первая- машина должна ездить круглый год; вторая - не стоит подвергать ее дополнительным испытаниям. Что заставляет одних на время покидать ряды автомобилистов, а других, наоборот, взваливать на себя дополнительные хлопоты, какую выгоду при этом преследуют те и другие? Ответить на эти вопросы попытался наш калькулятор. В прошлом году в его поле зрения попали два водителя. Первый - инженер, с весны до осени ездит на автомобиле, а зимой становится пассажиром общественного транспорта. Так быстрее, а главное жалко кузов, уж больно он страдает от соли. А машину приходится беречь. Его сосед по гаражу, экономист, может позволить себе меньше жалеть автомобиль, не говоря уже о том, что добираться до работы автобусом и на метро ему не очень удобно. Каждый день - и в жару, и в холод он на своих колесах. Жаркие месяцы уже пролетели, наступил... ОКТЯБРЬ Расчетливый экономист заранее подготовился к холодам. Начал с того, что проверил подвеску и рулевое, устранил течи, поменял подозрительные мелочи и узлы (подробнее в ЗР, 2000, № 10). В общем, провел ревизию машины. На предварительный ремонт ушло 200 рублей. В ближайшие несколько месяцев не придется ничего чинить... на всякий случай постучим по дереву - непредвиденные расходы поджидают автомобилиста на каждом шагу (ЗР, 2001, NP 8). Подготовка к смене сезонов на этом не кончилась. Осмотру подверглась старая зимняя «резина», после чего экономист поехал на рынок. Комплект сильно износился, а гнутые диски равномерно покрылись рыжим налетом. Впереди еще покупка канистры неза- ТАБЛИЦА 1 СТОИМОСТЬ УСЛУГ И ЗАПЧАСТЕЙ, руб.Расходы 20 л бензина Мойка автомобиля Покупка резины с дисками + шиномонтаж Канистра незамерзающей жидкости Проезд на транспорте Техобслуживание (включая расходные материалы) Покупка лопаты и лома Плата за гараж Ремонт Обозначение СтоимостьТАБЛИЦА г ЗАТРАТЫ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД, руб.Октябрь Экономист (ездит круглый год) Инженер (не ездит зимой) Р, Ш, 2М, Н, Г.10Б 8430 М, Б, Г, T Ноябрь 2М, 2Н, Г, 10Б 1980 Декабрь Январь М, Н, Г, 8Б, ТО 2310 Февраль 2М.2Н, Г,8Б 1660 Март 2М, Г, 5Б ИтогоЛ, м, н,Г, 10Б 2030Б М160 1006300980Г, T, Б, ТО 124016 880ш нт то лгр50540Г,Т 280г,т,л480Г,Т 280Г,Т 2803100200 800 200 80 200ДЕКАБРЬмерзающей жидкости, а то по утрам вода в омывателе застывает. У инженера свои заботы. Машину на мойку, просушить - и в гараж. По пути надо заскочить на АЗС и залить полный бак: бензин защитит его от ржавчины. Иногда придется запускать мотор для подзарядки аккумулятора. Опасных сколов, царапин, ржавчины хозяин на кузове не нашел, значит, об остальном можно забыть до весны. Хорошо, проблем с укрытием нет - у нашего инженера теперь собственный гараж, за который он ежемесячно платит 80 рублей (раньше арендовал «зимовье»). Жилье окупается: под крышей машина ржавеет меньше, да и детишки с нее на санках не катаются. Инженер запер гараж, смазал замки и... пошел покупать проездной билет. Теперь пять-шесть месяцев - радости общественного транспорта. Итак, наши герои открыли зимний сезон, и калькулятор уже занес в таблицу 2 расходы за первый отчетный месяц. Если хотите примерно прикинуть свои траты, обратитесь к таблице!.НОЯБРЬСнега перед гаражами навалило ни пройти, ни проехать. Инженер, решивший проведать свой автомобиль, увидел, что сугробы от соседних ворот перекочевали к нему... Вечером переговорил с экономистом, и на следующий день оба отправились в «Хозяйственный» за лопатами и ломами, чтобы расчистить оба выезда. Другие затраты этого месяца ничем не отличались от ноябрьских: пешеход разорился на проездной, автомобилист - на бензин, мойку, незамерзающую жидкость и оба - на «крышу» для машины.ЯНВАРЬсцепления подтекает - все требует внимания. Ладно, пока отложим, а сейчас - на заправку: полбака потребовали ежемесячные зимние прогревы. В этом месяце экономист впервые потратил меньше инженера. Незамерзающая жидкость у него осталась еще с февраля, плановое ТО прошел не так давно. Машину в мойку загонял один лишь раз, чтобы сбить с кузова остатки вредной соли. Вот только на бензин денег ушло вдвое больше (сосед в первые полмесяца вообще не выезжал из гаража).ЭКОНОМИЯ И КОМФОРТЗатянувшиеся праздники сказались на расходе топлива. Покоритель зимних дорог потратил на 300 рублей меньше обычного. А вот общественный транспорт инженеру никаких скидок не предоставил. В этом месяце морозостойкий водитель минимизировал также затраты на незамерзающую жидкость и мойки, хотя экономии и не получилось - в последние выходные он планово заехал на сервис (на лютом морозе самому копаться в машине неохота), чтобы поменять масло и фильтры, - и крупно потратился.ФЕВРАЛЬГлавное - вступить в зиму, а там посмотрим - утешает себя экономист, с трудом дотянув в октябре до зарплаты. В этом месяце залезать в долги не пришлось - поиздержался только на бензин, две канистры незамерзающей жидкости и заплатил за гараж. Хотя из-за слякотной погоды пришлось пару раз загонять автомобиль на мойку. Его сосед, предпочитающий зимой общественный транспорт, выложил намного меньше. Но и эти расходы все равно заносим в таблицу. Однажды ему пришлось-таки обратиться к экономисту за помощью - нужно было встретить на вокзале знакомого с тяжелыми тюками, а так бы в графе расходов инженера появились затраты на такси.На дорогах чавкала снежная каша, машина быстро покрывалась белым налетом. Хоть и ездил экономист немного (месяц-то короткий), но на мойку пришлось заглядывать дважды и жидкость постоянно доливать. Еще больше злился на погоду инженер: в оттепель, когда спешил на автобус, провалился в глубокую соленую лужу и испортил новые ботинки. Их стоимость в таблицу включать не будем, а вот проездной билет учтем.МАРТКак только потеплело, соседи занялись ремонтом. У каждого по мелочам что-то накопилось. Хлопот и трат у экономиста, понятное дело, побольще - его автомобиль не только стоял, но и ездил... Кузов автомобиля, переждавшего суровое время в гараже, выглядит неплохо, а машина экономиста после очередной зимы зацвела - солевые ванны не прошли бесследно. Значит, к затратам, которые подсчитал калькулятор, прибавятся еще расходы на мелкий кузовной ремонт. Что поделаешь, плата за комфорт - за возможность прийти на работу в чистых ботинках, не мерзнуть на остановке, встретить друга в аэропорту и т. д. Только не надо думать, что автомобиль без движения не требует никаких затрат. Машина инженера, не проехав ни километра, выпросила у него за зиму (исключаем затраты на общественный транспорт) 1900 рублей. Это плата только за право считать себя хозяином автомобиля. А вот чтобы ездить, да еще с комфортом, нужны дополнительные расходы... Каков их размер, таким будет и комфорт. 1»1Через пару недель дороги уже готовы к приему очнувшихся от зимней спячки автомобилистов. Но до первого выезда инженеру еще надо обновить масло и фильтры (он проходит ТО каждый год после зимней стоянки), придирчиво осмотреть автомобиль. Там резинка рассохлась, тут цилиндр