178
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |ТЕКСТ / ЕВГЕНИИ БОРИСЕНКОВ/НАГЛАЗОКf^ Щ* _ ^ ыхлоп, ос^^^^^^,^ ВВЕ новной прокШ WL\ lav дукт жизнеV V деятельности ав^ И V томобиля, содержит о нем обширную информацию. Добыть ее можно разными путями. Научный подход принят в лабораториях автопрома, в современных, оснащенных предприятиях автосервиса. «Умные» приборы способны определить состояние двигателя чуть ли не по запаху. У рядового автолюбителя арсенал куда скромнее, однако и он знает: если из выхлопной трубы валит паровозный дым - что-то не так. Первые прикидки легко сделать «на глаз» - каждая неисправность имеет в дыме свой цвет. Черный - свидетельство неполадок в системе питания. Хорошо горит только правильно приготовленная смесь. Если она «богата» топливом, выхлоп содержит недоокисленные частицы углерода - сажу. Чаще всего виноваты в этом забитые воздушные жиклеры да худой клапан поплавковой камеры. А еще - горе-умельцы, готовые за вознаграждение заставить двигатель вдвое превзойти заводские показатели (в том числе и по расходу топлива). Белый говорит об избытке влаги. Вообще, вода - один из продуктов сгорания бензина. При непрогретом моторе пары, пройдя длинный путь от камеры сгорания до кончика выхлопной трубы, успевают сконденсироваться в туман. Так что если после пуска из глушителя закапало, значит, у вас мотор хорошо настроен. Но по мере прогрева двигателя и выпускной системы «роса» перестает выпадать и выхлоп становится бесцветным - водяной пар, в отличие от тумана, прозрачен. Если же из трубы валят белые клубы - дело плохо. Скорее всего, не выдержала прокладка головки блока, цилиндр захлебнулся охлаждающей жидкостью - и теперь, как насос, гонит воду в раскаленный выпускной коллектор. Результат виден невооруженным глазом. Кстати, если даже после грамотного ремонта картина не меняется, не спешите паниковать - пройдет само. Просто все закоулки системы выпуска пропитаны «Тосолом». Чтобы их просушить, нужно время! Голубой оттенок выхлопу придают содержащиеся в газах частицы масла.Попытки залить масло погуще, а зажигание сделать попозже ничего не дадут. Так что лезть в двигатель все равно придется. А вопрос всего один: кольца или колпачки? Много пива утекло в поисках ответа, а консенсуса так и нет. Как считают «бывалые», в разных режимах масло попадает в цилиндр своими путями. При резком разгоне обе дроссельные заслонки карбюратора открываются. Срабатывают экономайзер и ускорительный насос. Обогащается смесь, увеличивается плотность заряда. Соответственно растет давление в камеПОЧЕМУ дымит ре сгорания. Но скорость поршней в цилиндрах сравнительно невелика - и при ДВИГАТЕЛЬ? Если видавший виды двигатель начинаподсевших кольцах раскаленные газы ет «жрать» его банками, самый дремупрорываются в картер. Затем, прихвачий «чайник» поймет - запахло капитив пары масла, по системе вентиляции талкой. Не забывайте следить за уровони возвращаются в карбюратор - а там нем масла и когда мотор в порядке. Нет и обратно в цилиндр. Финиш - в глушиничего проще проверить, не течет ли теле. Коль авто дымит при разгоне, в оно наружу. Если после ночной стоянки большей степени виноваты кольца. Это на асфальте не видно капель и, тем боподтверждает и расход масла. Если волее, лужиц - с герметичностью все в подитель доездился до того, что на кажрядке. Пусть даже мотор зарос слоем дую «сотню» добавляет 200-300 г масла жирной грязи (что само по себе не дела(а то и больше!), то едва ли кольца ни ет вам чести) - не пугайтесь. Он «потепри чем. ет», а значит, жив. Заметим здесь, что Если тормозить двигателем - картина особенно интенсивно масло выдавливаменяется. Дроссель закрыт, а обороты ется наружу, если плохо работает систевелики. В результате на такте впуска в ма вентиляции картера - давление в нем цилиндре максимальное разрежение. становится заметно выше атмосферноМасло из головки через негодный сальго. (Известны случаи, когда мотор «Жиник (по стержню клапана) засасывает гулей» «выплевывал» масляный щуп!) внутрь. А из-под поршня подсасывает Следить за исправностью этой системы по стенкам. Нечто похожее, только в - значит изредка, хотя бы раз в 40-^50 меньшей мере, происходит на холостом тыс. км, ее чистить. Иначе дойдет до тоходу. И снова - сизый дым, хотя и по го, что где-то масло «погонит» струей - и иным причинам. на грязных поверхностях появятся проА в жизни все факторы взаимодейстмоины. С нормально функционируювуют, рождая новые споры на эту тему. щей вентиляцией хорошо собранный Так что, если вы не провидец, начинайте мотор должен долго оставаться чистым, ремонт с малого - меняйте колпачки. А сухим. поскольку вариантов всего два, метод исключения сработает безА еще масло способно вылетать в выотказно! 1»1 хлопную трубу. Это нерадивый хозяин ежедневно наблюдает в зер кале заднего вида. И чем плотнее голубова тый туман, тем больше денег уйдет на ремонт.ТРИшмшшЦВЕТАcv