72
73
74
ТЕХНИКА /НОВИНКИМАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ / АЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВНОЖНЫ ДЛЯ «ТОЛЕДО»ЭТА АВТОМАТИКА ПОПАСТЬ В АВАРИЮ НЕ ПОЗВОЛИТСловарик автомобильных сокращений, похоже, пошел по второму кругу. Именем АСС «Вольво» назвала свой приключенческий концепт-кар (ЗР, 2001, № 9), а СЕАТ адаптивный круиз-контроль (Adaptable Cruise Control). По сути дела, речь идет о продвинутой еще на одну ступень системе «Дистроник», уже внедренной на автомобилях «Мерседес-Бенц» (ЗР, 2001, № 5). В головных фарах «Толедо» разместились лазерные радары, измеряющиеСнаружи изменений практически не заметна Впрочем, присмотритесь к фаре.7 2Зато на табло видны знак «70», линия разметки, | дистанция а на дисплее - «зад» впереди идущей машины.расстояние до впереди идущего автомобиля и скорость сближения с ним. При чрезмерном уменьшении дистанции АСС автоматически сбросит скорость, а если «ведущий» исчезнет из поля зрения, вновь восстановит прежние величины. Пока все так же, как в «Дистронике»... Отличия начинаются с видеокамеры, расположенной за зеркалом заднего вида. Ее задача - не пропустить дорожные знаки, ограничивающие скорость. Как только в поле зрения появится такая табличка, в салоне раздастся звуковой сигнал, а на табло перед водителем - изображение знака. Чемто все это напоминает давно работающую на железных дорогах автоматику, но там светофоры передают информацию машинисту. Дисциплинированный водитель может... отключить сигнализацию: тогда его «Толедо» сам притормозит и гарантированно избавит от штрафных санкций. Видеокамера следит не только за знаками, но и за дорожной разметкой. Идущие с большой скоростью автомобили не должны спонтанно, без предупреждения, менять полосу движения. Если такое происходит из-за невнимательности или нерадивости водителя, то баранка начинает дрожать мелкой дрожью и опять же раздается сигнал побудки. Хотите перестроиться - будьте любезны включить сигнал поворота. Но и это не все. Скоростные автомобили могут не вписаться в слишком крутой поворот, несмотря на все электронные стабилизирующие системы. Тогда - беда. Но только не для «Толедо» с АСС. Псч1ледний подключен к бортовому навигатору и помнит безопасные скорости прохождения всех (!) поворотов на европейских дорогах. Так что при слишком резвом приближении к очередной кривой скорость будет снижена. Пойдет ли такая автоматика в серию? В техническом центре СЕАТа в Марторелле надеются на положительный ответ. Но его могут дать лишь результаты дорожных испытаний опытного «Толедо».СТАБИЛИЗАТОР ПОПЕРЕЧНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ... ОБРЕЛ ИНТЕЛЛЕКТНЕ ПРОСТО ШТАНГАЗту П-образную скобу, соединяющую рычаги правого и левого колес, можно найти практически в любом легковом автомобиле. Не будь ее - в поворотах кузов опасно кренился бы наружу под воздействием опрокидывающего момента. Но, как всегда бывает, есть обратная сторона медали: жестко связанные колеса не только ухудшают плавность хода, но и способствуют срыву автомобиля в занос.Рис. 1. При наезде на ухаб тяга поднимающегося колеса укорачивается и его движение не передается противоположному колесу.Независимая подвеска со стабилизатором дает возможность компромисса: незначительное изменение толщины штанги существенно сказывается на поведении автомобиля и его управляемости. Кстати, одной из мер, предпринятых для улучшения устойчивости «Ауди-ТТ» на больших скоростях, было изменение диаметров переднего и заднего стабилизаторов всего на 1 мм: один стал жестче, другой - податливее. Но даже компромиссные решения не позволяют создать идеальную под- веску на все случаи жизни: не будешь же перед въездом на ухабистый проселок менять штангу! И вот специалисты фирмы TRW из Ливонии, штат Мичиган, придумали регулируемый стабилизатор. Концы горизонтально расположенной П-образной скобы соединены вертикальными тягами с рычагами подвески, причем в разрыв одной из этих тяг установлен гидропилиндр, соединенный с управляющей системой. Та получает сигналы от датчика боковых ускорений акселерометра - и принимает решение повысить давление рабочей жидкости. Это равносильно росту жесткости стабилизатора и уменьшает крен кузова в повороте Правда, лишь до тех пор, пока боковое ускорение не превысит порога в 0,4 g - дальше давление резко сбрасывается и кузов накреняется, сообщая тем самым водителю о приближении к критическому значению. При движении по прямой давления в цилиндре почти нет и подвеска становится на самом деле независимой.ЛАБОРАТОРИЯНЕНУЖНЫХЗДЕСЬ, В ЧАСТНОСТИ, ПОСТРОЕН БРОНИРОВАННЫЙ «МЕРСЕДЕС» А-КЛАССАСкульптурная группа олицетворяет сложность и запутанность творческого поиска.Задание на его разработку выглядело столь же нелепо, как скульптурная группа перед зданием нового исследовательского центра «Даймлер-Крайслера» близ ульмского университета. Тем не менее, проект профинансировали и команда из девяти человек приступила к его реализации. Правда, лишь виртуальной. На самом деле такого автомобиля, скорее всего, никогда не будет, но интересно потренироваться в решении сложных проблем с помощью новых цифровых методов проектирования. Лаборатория, которая испытывает эти методы, так и называется: Digital Engineering Competence Center центр цифрового проектирования. И хотя сама задача фиктивна - разведку конкурентов просят не беспокоиться реальны способы ее решения. Вотлишь малая толика трудностей на пути создания легкого «броненосца»: специальное стекло не хочет «лезть» в штатный проем кузова, электростеклоподьемник потребовал более мощных моторов, а они, в свою очередь, новых отверстий для крепящих заклепок, на заводском участке нет места для складирования арматуры спецдвери... «На выходе» появилась толстая папка документов, скрупулезно расписывающих технологические, конструктивные и экономические тонкости при организации производства ненужного, в общем-то, автомобиля. Впрочем, скорее всего, папки как таковой тоже нет, а есть набор компьютерных дисков. Центр занимает около 40 га и близость его к старейшему университетуРис. 2. В повороте тяга сопротивляется крену кузова.Разумеется, возможны и промежуточные состояния стабилизатора компьютер подберет их оптимальным для данных условий образом. Кстати, гидроцилиндр не потребовал еще одного насоса: давление берется из контура усилителя руля. Новый стабилизатор окажется полезным для автомобилей разных классов - от вседорожников до гоночных машин, - сделав подвеску первых действительно вседорожной и дав возможность пилотам вторых подстраивать жесткость под конкретную трассу. ТЕХНИКА/НОВИНКИне случайна: дипломники и аспиранты составляют почти половину всего штата (800 человек). Далеко не все занимаются виртуальными проблемами. Вот, например, уникальная 30-метровая «падающая» башня. Она служит для симуляции крэш-тестов методом падения тарированного груза на испытуемый образец. Укрепленный на специальных салазках калиброванный цилиндр летит вниз с высоты 23 м, разгоняясь к моменту столкновения до 65 км/ч. Момент истины снимают скоростные видеокамеры, и вот уже становится понятно, как по-КЛЮЧ С ПРАВОМ ПЕРЕДАЧИАВТОМОБИЛЕМ В СЕМЬЕ ВСЕ ЧАЩЕ ПОЛЬЗУЮТСЯ НЕСКОЛЬКО ЧЕЛОВЕКПТолько что пробный образец выдержал «столкновение с недеформируемым барьером». Теперь предстоит оценить результат.оэтому становится актуальной проблема идентификации водителя, тем более, что умные компьютерные системы легко обучаются разным стилям вождения, запоминают индивидуальные настройки сидений, педалей и рулевой колонки, климатической установки, магнитолы и многих других «штучек». «Ауди» облегчает жизнь таким коллективным пользователям, предлагая новый подход. Отныне автомобили этой марки узнают водителя «по походке». Вернее, еще на подходе к машине. Сначала все происходит, как в случае отдельных карточек, только микрочип спрятан внутри привычного по форме ключа зажигания. Едва чувствительная антенна, сканирующая пространство вокруг автомобиля, уловит отклик своего ключа, замки дверей разблокируются, а сиденье, зеркала заднего вида и т. д. примут положение, которое владелец (не автомобиля - ключа) использовал в последней поездке. Впрочем, слово «ключ» не совсем корректно, ибо вставлять его в замок зажигания нет необходимости. Нужно лишь нажать пальцем на пусковую кнопку двигателя, поверхность которой покрыта 65 000 микроэлектродов, воспринимающих дактилоскопический узор. За пару десятых секундыСистемы доступа будущих «ауди».На первый взгляд кнопка как кнопка.цифровой образ будет сличен компьютером с библиотекой отпечатков пальцев лиц, наделенных правом пользования автомобилем. Если вы «свой», но воспользовались папиным ключом, компьютер откорректирует положение сидений. Кроме того, будут задействованы ваши индивидуальные настройки автоматической коробки передач, подвески, яркости подсветки приборов. Магнитола подготовится к приему именно ваших любимых станций, телефон вспомнит номера из вашей записной книжки, Интернет - вашу домашнюю страницу и адрес электронной почты, навигатор - ваши излюбленные маршруты. Столь сложная двухступенчатая система не только повышает надежность, но и... служит гарантией от чтения супругами переписки или телефонных книжек друг друга. Чужой брелок не поможет проникнуть в тайны поездок жены или повзрослевшего сына - узор папиллярных линий не наследуется.Блокировка рулевого управленияведут себя волокна нового пластика при ударе. Приборы покажут, сколь много кинетической энергии превратилось в тепло. Ученые, будущие и состоявшиеся, занимаются здесь подчас проблемами, не имеющими отношения к автомобилю. В лаборатории алмазного инструмента был разработан уникальный глазной скальпель, режущая кромка которого образована алмазной пленкой толщиной всего в несколько атомов. Даже под электронным микроскопом его острие выглядит прямой линией. Новая технология не потребуется для изготовления токарных резцов, но, возможно, принесет немалый доход концерну.Приводы замковБлок идентификацииС®Электронный блок центрального замка Антенны связи с брелоком Радиобрелок Кнопка Иммобилайзерпуска\ши\двигателя