228
СВОИМИ СИЛАМИ/ОБОРУДОВАНИЕБОРЕЦ С КОРРОЗИЕЙЕЩЕ ОБ ОДНОЙ ПРОФЕССИИ УСТАНОВКИ «ДИМЕТ-402»Т КТ / АЛЕКСАНДР ПОПОВ ЕСУстановке «Димет-402» для горячего газодинамического напыления металлов журнал уделял внимание дважды. Того, кто впервые слышит это название, отсылаем к статье «Детали, рожденные заново» (ЗР, 2000, № 8). В ней подробно рассказано об устройстве, принципе работы и уникальных возможностях прибора. Читателям, у которых первая публикация вызвала долю скепсиса, предназначалась заметка «Новые профессии «Димета» (ЗР, 2001, № 3). В ней говорилось о том, какое практическое применение эта установка нашла в различных областях производства. А вот как мы ремонтировали кузов автомобиля, успешно применив установку «Димет-402».Внешний вид установки «Димет-402». ...Как это бывает, перед техосмотром спохватились: нужно заделать дырки от коррозии на кузове «Жигулей»! Известно, насколько это трудоемко даже при косметическом ремонте. Плохо подготовите поверхность металла - дело станет бесперспективным. Между тем удалить ржавчину «до металла» - самая трудная задача. «Шкурить» вручную бесполезно. Для очистки обширных повреждений лучше всего пескоструйная обработка. Локальные очаги коррозии можно очищать электродрелью, снабженной проволочной щеткой или шлифовальным кругом. Нередко прибегают к различным химическим преобразователям ржавчины. Когда место повреждения очищено, выбирают способ ремонта. Известно, что очаги сквозной коррозии можно устранить пайкой (в том числе - низкотемпературными припоями), эпоксидной, полиэфирной смолой... Однако и здесь немало подводных камней. Так, при пайке оловянными припоями в гальванической паре олово-сталь корродирующим анодом является последняя. Особенно быстро место пайки корродирует под действием следов хлористого цинка - привычного флюса. Следовательно, так можно ремонтировать только доступные с обеих сторон места, когда нетрудно смыть остатки хлористого цинка и защитить место пайки грунтовкой. Но коррозия, как назло, предпочитает укромные уголки. Косметический ремонт коррозионных повреждений синтетическими материалами (включая «холодную сварку») относительно прост. И потому популярен у ремонтников, хотя требования к качеству очистки металла - те же. При сквозной коррозии опять-таки нужна двусторонняя обработка. Серьезный недостаток «синтетики» - низкая прочность, препятствующая ремонту несущих деталей. В то же время работа с некоторыми смолами требует немалых затрат времени. Таковы традиционные технологии ремонта. А возможности установки «Димет-402» позволяют применить ее ив этой области, за считанные минуты получая металлические покрытия на основе алюминия, цинка, меди, латуни и т. д. Весьма привлекательны механические свойства напыленного слоя: прочность на разрыв до 5-10 кгс/мм2 и пористость менее 5%. Обрабатываемую поверхность при необходимости очищают струей чистого абразива, заряжаемого вместо металлического порошка. Порадовала легкость смены наконечников напыпитепя. Ведь они не вечны - и быстрее всего изнашиваются при работе абразивным порошком. Кроме того, используя наконечники разного сечения, легко регулировать форму «факела» и площадь обрабатываемой поверхности. Установка имеет два питателя вибрационного типа: они подают различные порошки.Зачищаем поверхность чистым абразивным порошком. Раскаленный до 700°С воздушный поток, проходя через сверхзвуковое сопло Лаваля, разгоняет абразивные частицы до скоростей 500-600 м/с и бомбардирует ими место ремонта. Слой краски, грунтовка, следы шпатлевки, продукты коррозии превращаются в пыль в считанные секунды. Очень важно, что поверхность металла полностью избавляется даже от следов коррозии. Вся операция занимает две-три минуты.Металл зачищен, о былой ржавчине напоминают только дырки)Наносим защитное покрытие. Перед нами поврежденный коррозией участок кузова в районе рамки ветрового стекла. Его «отремонтировали» год назад полиэфирной шпатлевкой. Но коррозия не сдается Теперь вся надежда на новый метод. Как правильно выбрать металл покрытия? В отличие от меди, латуни и олова, покрытие из цинка или алюминия в паре со сталью в большинстве электролитов выступает корродирующим анодом и разрушается первым, защищая