Страсти по смене хозяев на ГАЗе, кажется, улеглись, от новой «Волги» ГАЗ-3111 вроде не отказались. Значит, есть повод провести тест зимней резины, используя новинку в качестве шиноносителя.ТЕКСТ / СЕРГЕИ ВОСКРЕСЕНСКИЙ ФОТО / ВЛАДИМИР КНЯЗЕВ, ИГОРЬ ТВЕРДУНОВшэ•ШТРИХИ К ПОРТРЕТУ Автомобиль, прямо скажем, не идеален. Как снаружи, так и внутри видны огрехи опытного производства. Тем не менее, едва усевшись за баранку «одиннадцатой», вы тут же почувствуете: пропасть разделяет ее и ту легендарную «баржу», что выпускают уже не один десяток лет. Конечно, будущая утеха чиновников стала удобнее прежде всего сзади. Удлиненная на 150 мм база машины очень хорошо чувствуется именно здесь. Но не забыт и водитель: иная эргономика рабочего места, обшитый кожей руль, под который теперь не надо подлезать, другие комбинация приборов и центральная консоль - почти как в современном престижном лимузине. Почему «почти»? А вы попробуйте выжать сцепление, переключить передачу или притормозить, пересев из «обычной» легковушки. Тут-то и чувствуется родство состарой «Волгой», которая славится «весомостью» органов управления. Другие «выдающиеся» черты новинки - шумность и вибронагруженность, стоит слегка «крутануть» двигатель. Не идеальны характеристики 2,5-литрового мотора - он откровенно «не едет» между 2000 и 3000 об/мин. Зато сильно изменилось к лучшему поведение «Волги» на дороге. Новая передняя подвеска, реечный рулевой механизм, стабилизаторы поперечной устойчивости спереди и сзади, повышенная жесткость кузова совершенно изменили характер управляемости: исчезли запаздывания, валкость, сильные крены. На скользкой дороге «одиннадцатая» радует понятными откликами на действия водителя и прогнозируемостью скольжений. К сожалению, на сухом асфальте все не так хорошо. Чувствительный руль вкупе с малоинформативным гидроуси- лителем не позволяют расслабиться ни на секунду. Но это еще полбеды. На высокой скорости проявляет норов задняя подвеска, активно подруливая даже в пологих поворотах. Причем резкие действия водителя провоцируют занос задней оси и требуют потом энергичной коррекции. Похоже, увлекшись борьбой с кренами, создатели переборщили с жесткостью задней подвески. Результатом стала избыточная поворачиваемость автомобиля. ОБУВНОЙ МАГАЗИН Выбирая летние шины для ГАЗ-3111, завод остановился на размерности 205/65R15. Однако никто из специалистов не взял на себя смелость отказаться на зиму и от более привычной размерности 195/65R15. Взвесив нашу подопечную, мы получили 1777 кг для снаряженной машины в соотношении по осям примерно 50/50%, что, в общем, не препятствует использованию шин обеих размерностей. А раз так, решили попробовать и те, и другие. Чтобы отечественной продукции было не скучно топтать родной снег, в качестве эталона выбрали «Гиславед Норд Фрост Ш». Это несколько усложнило задачу российским производителям - предоставить ошипованные покрышки. Откликнулись Ярославский, Нижнекамский, Кировский, Волжский заводы и НИИ шинной промышленности. Ну и, конечно, представительство «Континенталь» в Москве. Согласно размерностям, образцы были поделены на две группы: 205/65R15 и 195/65R15 соответственно. Начнем, как водится, с эталона. В тесте опробовали шины «Гиславед» обеих размерностей, так что есть возможность сравнить две одинаковые шины и почувствовать, какие предпочтительнее в зимнее время.НА АСФАЛЬТЕ Для начала пробег по вымороженному зимнему асфальту: шины надо обкатать и оценить их поведение в этих условиях. Оба «Гиславеда» абсолютно идентичны по уровню создаваемого шума. Мягкое, без постороннего зуда качение и легкий шелест шипов сопровождают движение на любой скорости. Однако единообразие сохраняется недолго. Стоило появиться кочкам и выбоинам, и «Норд Фрост» размерности 195/65R15 начал весьма шумно реагировать на мелкие неровности, передавая вибрации на рулевое колесо и кузов автомобиля. Его более мощный (205/65R15) собрат в подобной ситуации терпимее вся дорожная «мелочь» словно фильтруется этими шинами, и «Волга» почти не реагирует на всевозможные колдобины. При оценке управляемости отмеченные ранее недостатки «одиннадцатой» на маленьком «Гиславеде» становятся очевидными. Автомобиль очень активно ввинчивается внутрь поворота. А стоит порезче сработать рулевым колесом - и преодолеть это стремление будет очень нелегко. В остальном реакции машины плавные, но фактор избыточной поворачиваемое™ не позволяет одобрить применение такой шины на ГАЗ-3111. «Норд Фрост Ш» размерности 205/65 гораздо терпимее к конструктивным просчетам. На этих шинах «Волга» подкупает кошачьей мягкостью откликов ив то же время приятной цельностью реакций. И хотя полностью излечить машину от недостатков не смог даже большой «Гиславед», но, по крайней мере, он почти «погасил» постоянное стремление «Волги» «подрулить» задней осью. НА СНЕГУ Вот где «Гиславед» меньшей размерности реабилитировался за промахи на асфальте! «Волга» поехала так, что точности, прогнозируемое™ ее откликов смог бы позавидовать и породистый одноклассник. Автомобиль контролируем практически на любом покрытии: ему не страшен рыхлый снег, колеи, голый лед. А при экстремальном вождении на специальной трассе он позволяет управлять скольжениями так, что начинаешь верить в собственную непогрешимость. И ведь получается!«Гиславед» размерности 205/65R15, увы, не столь идеален для экстремального вождения. Он гораздо сильнее реагирует на рыхлость покрытия, «всплывая» в глубоком снегу, резче «проваливается» в скольжения, требуя от водителя большей работы рулем и акселератором. И хотя специальная трасса на «большой и маленькой» шинах пройдена за одинаковое время, ехать на 205/65R15 сложнее. Но взглянув на парадные цифры разгонов и торможений, убедимся - большая шина в итоге «объезжает» собрата. Подтверждают это и испытания на проходимость. Здесь оба «гиславеда» не только оказались лучшими: они позволяют ощутить, что новая «Волга» в глубоком снегу стала куда проворнее предшественницы. Автомобиль, подобно танку, движется вперед, пока не повиснет на брюхе; но при этом, немного побуксовав, он совершенно неожиданно выбирается обратно. Вновь лучшей оказалась размерность 205/65R15. Большое пятно контакта позволяет этой шине творить чудеса.И-552 (205/65R15)ПРОИЗВОДИТЕЛЬ /Н ИП тип РИСУНКА ИШ ;ПРОТЕКТОРА / ЗИМНИЙ,направленный; ВЕС /10,5 кг; ГЛУБИНА ПРОТЕКТОРА / 8,8 мм; ТВЕР«ГИСЛАВЕД НОРД ФРОСТПРОИЗВОДИТЕЛЬ /Швеция; т ип РИСУНКАПРОТЕКТОРА/ ЗИМНИЙ,направленный;ВЕС / 9,4 кг; ГЛУБИНА ПРОТЕКТОРА/ 9,5 мм;ТВЕРДОСТЬ ПО ШОРУ / 53 ед.; КОЛИЧЕСТВО шипов/110; ЦЕНА/ 3300-3500 руб.НА АСФАЛЬТЕ Надо сказать, ниишповская разработка без ложной скромности вторглась в область, очерченную эталонными покрышками. Конечно, эта шина шумит и вибрирует сильнее именитого соперника. В ее качении нет той обволакивающей мягкости, острее чувствуются все мелкие неровности - сказывается иная конструкция. Однако управляется «Волга» на этих шинах даже лучше, както спокойнее: упругость и быстрота реакций уступили место более плавным, неторопливым откликам. При этом «Волга» не стала расхлябаннее - просто менее чувствительной к резким действиям. Для чрезмерно «острой» «одиннадцатой» это как нельзя кстати. Кроме* Цена завода-изготовителя, без ошиповки.жДОСТЬ по ШОРУ / 53ед.;КОЛИЧЕСТВО шипов /140; ЦЕНА/1200 руб*. I ТЕХНИКАТ ОРМОЗНЫЕ ИСПЫТАНИЯ НА СКОЛЬЗКИХ ПОКРЫТИЯХВАЖНЕЙШИЙ ЭТАП В РАССТАНОВКЕ ИТОГОВЫХ ОЦЕНОКтого, автомобиль полностью «вылечился» от склонности к заносу задней оси и стал прощать ошибки водителя. НА СНЕГУ И здесь шина, что называется, поехала. Короткое буксование при разгоне: «552-я» словно прилипает к снежному покрытию. Ну, а дальше приятное сочетание мягких и вместе с тем прогнозируемых реакций, позволяющее без напряжения контролировать машину. Однако на рыхлом покрытии резко ухудшается точность управления: автомобиль рыскает, «задумывается» при выезде из колеи; в этих условиях справиться с ним сложнее. При экстремальном вождении столкнулись с продолжительным скольжением передней оси при входе в поворот («Гиславед» себе такого не позволял), а затем с довольно резким заносом задней. Тут уже требуются особые навыки управления, и хотя достигнутый результат даже выше эталонного, побороться с «Волгой» пришлось изрядно. Результаты замеров расставили точки над «i». НИИШП немного, но уступает именитому сопернику, превосходя его лишь при разгоне на льду. При испытаниях на проходимость получили весьма интересный результат. Вперед «Волга» движется даже увереннее, чем на шведских покрышках, но стоит дать задний ход - сползает в сторону, пытаясь набить новую колею, беспомощно елозит на месте, может даже потихоньку снова продвинуться вперед, но назад - никак. Это и определило снижение общей оценки. острее чувствует снежную колею, выезд из которой требует точного руления. Поведение в поворотах двойственно - на входе борешься с проскальзываниями передней оси, а затем машина еще норовит махнуть задом, причем коррекция заноса часто сопровождается колебаниями. На специальной извилистой трассе продолжается обуздание автомобиля, не желающего точно и правильно выполнять команды. Лишь на неглубокой снежной целине шина вдруг становится более или менее однозначной. При этом объективные показатели «ярославки» на общем фоне оказались хорошими и стабильными. Проходимость: Я-575 очень быстро сдалась в глубоком снегу, ибо «гребла» весьма посредственно - «Волга» беспомощно остановилась задолго до отметок лидеров.Я-575 (205/65R15)ПРОИЗВОДИТЕЛЬ / ОАО«Ярославский шинныйзавод»; т ипРИСУНКА ПРОТЕКТОРА/ ЗИМНИЙ,направленный; ВЕС /12,5 кг; ГЛУБИНА ПРОТЕКТОРА / 9,5 мм; ТВЕРДОСТЬ по ШОРУ / 53 ед.;КОЛИЧЕСТВО шипов / 128; ЦЕНА/1100 руб.*НА АСФАЛЬТЕ При близком к И-552 уровне вибронагруженности «ярославка» все же шумнее. Острее чувствуется традиционный для шипов зуд, сопровождаемый характерным звуком. Увлекшись акустическими нюансами, вдруг отмечаем, что управляемость-то не ухудшилась, по крайней мере, на асфальте. «Волга» едет почти столь же уверенно и надежно. Секрет прост: шина еще сильнее «распустила» рулевое управление, придав «Волге» больше спокойствия. При этом коварность задней подвески не проявляется. Конечно, в реакциях автомобиля нет той слитности, что была в предыдущем варианте, но управлять им довольно просто. НА СНЕГУ А вот здесь уверенности поубавилось. Автомобиль рыскает на прямой,«КАМА-501» (195/65R15)ПРОИЗВОДИТЕЛЬ / ОАО«Нижнекамскшина; т ипРИСУНКА ПРОТЕКТОРА /зимний; ВЕС/11,4 кг;ГЛУБИНА ПРОТЕКТОРА / 10,5 мм; ТВЕРДОСТЬ по ШОРУ / 63 ед.; КОЛИЧЕСТВО ШИПОВ /192; ЦЕНА/776 руб.*НА АСФАЛЬТЕ С первых минут знакомства изделие из Нижнекамска демонстрирует очень жесткий характер. Аж 192 шипа зудят, звенят - да так, что прохожие испуганно оглядываются. Под стать шуму и вибронагруженность: «Кама» чувствует каждый камешек, каждый шовчик, передавая все это на кузов. Зато она, пожалуй, единственная из всех шин размерности 195/65R15 делает «Волгу» более-менее управляемой на асфальте. НА СНЕГУ Поначалу «Кама» пытается демонстрировать бойцовские качества, в первую очередь, повышая чувство автомобиля. Однако в его поведении что-то настораживает. «Волга» стала очень резкой, она вроде бы многое позволяет, но срывается в скольжение столь неожиданно, что водитель к этому оказывается не готов. Более того, с ростом скорости все более неоднозначны реакции машины, особенно при экстремальном вождении. На входе в поворот ГАЗ-ЗШ может резко заскользить передней осью наружу, а может, наоборот, «провалиться» в столь же резкий занос, заставляя изрядно покрутить баранку. В итоге «Кама» не смогла противопоставить остальным ничего, кроме огромного количества шипов: показатели на льду хоть как-то сопоставимы с лидерами, а вот на снегу она проиграла вчистую. Как, впрочем, и в проходимости. «Злобный» рисунок протектора оказался беспомощным в глубоком снегу. Словно фрезой прорезав до асфальта 20-30 см снежной целины, «Кама» начинает не то чтобы двигать автомобиль, а просто подергивать его на месте.Вл-46 (195/65R15)ПРОИЗВОДИТЕЛЬ / ОАО«Волтайр»; т ип РИСУНКА ПРОТЕКТОРА / зимний, направленный; ВЕС /10,4 кг; ГЛУБИНА ПРОТЕКТОРА /10 мм; ТВЕРДОСТЬ ПО ШОРУ / 60 ед.; КОЛИЧЕСТВО ШИПОВ /Если на льду Вл-46 откровенно провалилась, то на снегу выдала хоть и средние, но довольно стабильные результаты, уступив в проходимости только И-552. В общем, весьма неоднозначная конструкция со сложным характером.К-160 (185/65R15)ПРОИЗВОДИТЕЛЬ / ОАО128; ЦЕНА: 642 руб.*«Кировский шинный заНА АСФАЛЬТЕ По шумности волжская шина - твердый середняк на фоне остальных. С вибронагруженностью несколько хуже: это, конечно, не «Кама-501», но мелкие неровности все же довольно назойливо передаются на кузов. Неидеальна и управляемость, Автомобиль рыскает на прямой, очень рано начинает ввинчиваться внутрь поворота - в общем, ведет себя довольно неуверенно. НА СНЕГУ Поведение «Волги» меняется в лучшую сторону, но все равно остается довольно сложным. Она заметно «плавает» на продольных неровностях, довольно неожиданно срывается в скольжения, однако водитель, как правило, не переоценивает возможностей - и своих, и шины. Горная дорога подтвердила первые впечатления. Со специальной трассы водители приезжали хоть и взмыленные от борьбы с автомобилем, зато показывали хорошее время. Замеры только укрепили нас в снежном предназначении шины.вод»; ТИП РИСУНКА ПРОТЕКТОРА/ЗИМНИЙ; ВЕС / 10,6 кг; ГЛУБИНА ПРОТЕКТОРА /10 мм; ТВЕРДОСТЬ по ШОРУ / 61 ед.,КОЛИЧЕСТВО шипов /144; ЦЕНА/775 руб.*НА АСФАЛЬТЕ По шумности и вибронагруженности очень похожа на Вл-46. Этакие Шерочка с Машерочкой. Кировская шина чуть помягче, но несколько шумнее, особенно на высоких скоростях. С точки зрения управляемости К-160 еще более бесхарактерна. «Волга» не только плавает на дороге, но и становится излишне валкой, кренистой. Невысоки у К-160 и сцепные свойства - чуть порезче крутанешь рулем, и автомобиль тут же начинает «плыть» по дороге. НА СНЕГУ Опять в первую очередь огорчают низкие сцепные свойства. Невзирая на зимний рисунок протектора, К-160 много буксует, легко срываясь в На правах рекламы скольжения. «Извиняет» ее лишь одно: возникающие скольжения понятны и прогнозируемы. Стоит разок пустить «Волгу» в занос, и вы уловите особенности ее поведения. Именно благодаря этому на кировской шине показано лучшее, чем, например, на «Каме», время прохождения специальной трассы. В остальном К-160 почти всем проиграла, лишь напоследок попробовав уцепиться за лед при разгоне. Отчасти это ей удалось, но тут же последовал провал в торможении. Не понравилась и проходимость - здесь К-160 смогла поспорить лишь с «Камой-501».Компания^ВиалСНотечествен! автопродукции под собственной торговой маркойПОДВОДИМ итогиуверенного превосходства шине немного не хватает стабильности на скользких покрытиях. Кроме того, опытный завод вряд ли сможет всерьез конкурировать с массовыми производителями. Плохо, что И-552 оказалась самой «расточительной»: по 5-7 шипов потеряло каждое из колес. В общем, НИИШПу рано почивать на лаврах - еще есть т ^БЛИЦА 1. РЕЗУЛЬТАТЫ над чем потрудиться. ЗАМЕРОВ ЗА РУЛЕМ Я-575. Успех «ярославки» не был неожиРазгон, с ПроходиМодель Торможений м данным. Не достигнув высот в отдельных мость. номинациях, она заслуженно вышла в лидеснег лед баллы лед снег ры благодаря ровным и стабильным показа«Гиславед» NF III 205/65 5 4,2 44 9,1 30,5 телям. Ну, а если еще поработать над управ4,5 НИИШП И-552 31 4,6 8,3 50 ляемостью и проходимостью, тогда - дер2,5 9,4 Я-575 4,6 51 32 житесь, эталоны! «Гиславед» «Кама-501». Наглядный урок для тех, кто 4,5 9,4 4,3 46 NF III 195/65 32 считает шипы панацеей от всех зимних про5 «Кама-501» 2,0 8,3 51,5 36 3,5 10,3 блем: на деле получается по-другому. «Ка4,5 34 Вл-46 57,5 К-160 2,0 8,8 59,5 5,8 40 ма» не смогла серьезно противостоять лидерам этого теста, оказавшись весьма ковар«Гиславед Норд-Фрост III» - образец хоной на снегу. рошей зимней шины и пример для подражаВл-46. По сути - антипод «Каме-501». ния. Будучи представлен в «двух лицах», дал Хорошо и уверенно едет по снегу, но не почувствовать нюансы в поведении автомодружит со льдом. Да и однозначность не биля на шинах одинаковой конструкции, но помешала бы ее характеру. Кроме того, разной размерности. Если за большим «Ги- волжская покрышка оказалась второй посславедом», как правило, стоят «рекордные» ле И-552, позволившей себе потерю шицифры, то за маленьким - почти идеальное пов. поведение автомобиля на скользких покрыК-160. Пожалуй, нуждается в серьезной тиях. модернизации. В первую очередь, для повышения сцепных свойств на снегу и льду ТАБЛИЦА 2. РЕЗУЛЬТАТЫ здесь К-160 проигрывает всем остальным, ДОРОЖНЫХ ИСПЫТАНИЙ причем намного. ин Горная дорога (время прохождения трассы)Модель «Гиславед» NFIII 205/65R15 И-552 Я-575 «Гиславед» NF III 195/65R15 «Кама-501» Вл-46 К-160 Эксперт 1 Эксперт 2 Эксперт 3Г 43" V42"-л 'I —' /Первоначальное деление шин на две группы оказалось полезным: ведь тест показал, что зимние шины для «одиннадцатой» не должны быть меньше размерности, рекомендованной заводом-изготовителем. А если просто сравнить шины между собой?шитляТАБЛИЦА з. РАСХОДЫ топл;IBA НАШ ИНАХ 205,65 R15Модель шины M-247 (летняя) «Таганка» «Гиславед» NF III И-552 Я-575 «Гиславед» NF III Расход топлива, л/100 км при скорости 60 км/ч 90 км/ч 120 км/чГ 45" Г 44' Г 46" Г 44" 1' 50" 1' 45" 1' 48"1 • 47" 1'45" Г 49" Г 45" 1' 50" 1 45" 1' 49"Г45" Г 43" V 49" Г 44" Г 46"6,7 6,6 6,9 7,1195 55R158,2 8,1 8,4 8,8 8,4 8,9 8,5 8,810,5 10,4 10,5 11,2 10,7 11,4 10,8 10,8И-552. Новая разработка НИИ шинной промышленности сразу выбилась в лидеры не только на снегу, но и на асфальте. Для«Кама-501» Вл-46 К-1606,8 7,4 6,8 6.9, Москва, 2-ой проезд Перова поля, 9, Т«Л.: (095) 305-58-02. 305-58-12 10/200 факс-(095) 305-10-47, 305-58-54 E-mail:
[email protected]