186
187
«АКАДЕМИЧНЫЙ» СТИЛЬКАК ТРЕНИРУЮТ ЗАРУБЕЖНЫХ ВОДИТЕЛЕЙТЕКСТ, ФОТО / В АДИМКРЮЧКОВ/ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖНаучившись сносно перемещаться по плохим дорогам на плохих автомобилях, мы тем не менее считаем себя хорошими водителями. Куда, мол, изнеженным на ровном «паркете» иностранцам тягаться с нами, готовыми к любым неожиданностям. Ошибочка, господа! За рубежом умеющих ездить действительно классно куда больше, чем в России. Там давно поставлена на поток контраварийная подготовка, у нас же это еще экзотика. Давайте вкратце познакомимся с передовыми приемами управления современными авто - вместе побываем в шведской Академии водительского мастерства «Вольво», а заодно выясним, пригодны ли их упражнения для тренировки наших автомобилистов. А СУДЬИ КТО? Лицо любого учебного заведения, а тем более целой Академии водительского мастерства - преподавательский состав. Знакомимся: инструктор Томас Энгелбрект и шеф-инструктор Бендт Норберг. Первый - чемпион Швеции (1986) и Европы (1987) по ралли, второй участник пяти раллийных чемпионатов мира и обладатель рекорда Гиннесса в номинации «автомобильная езда на двух колесах». Оба не только отличные водители с солидным послужным списком, но и опытные педагоги с более чем десятилетним стажем. Им было поручено представить в Москве свою школу. Кого только не тренировали они на своем веку. Деликатная манера общения, ледяное спокойствие при любыхошибках ученика, умение объяснять на пальцах - временами складывается впечатление, что языкового барьера для1B/ZD81186них просто не существует. В считанные минуты налаживают контакт с каждым. Действия подопечных оценивают как хорошие, великолепные и блистательные, независимо от реальных успехов. Потом указывают на ошибки и просят повторить упражнение. И так до тех пор, пока по еле уловимому изменению интонации не поймешь - на сей раз лестная оценка действительно заслуженна. В прошлом году Академию «Вольво» закончили 9 тысяч (!) автомобилистов. Для сравнения: число выпускников российских контраварийных школ (а их на всю страну около десятка) измеряется сотнями. А теперь о самом обучении, точнее - о базовом 4-часовом курсе. Теоретическая часть длится минут двадцать: инструктаж, исторический экскурс, видеофильм о правильном пользовании ремнями безопасности и расположении груза в салоне машины. Практика же начинается с освоения посадки и положения рук на руле. Учебное пособие переднеприводные автомобили «Вольво» свежего модельного ряда. Каждое действие по подгонке сиденья инструктор сопровождает внятными объяснениями. Учитывает число регулировок кресла, расположение органов управления, подушек безопасности и даже возможные, в случае неправильной посадки, травмы при аварии. Особенно полезны эти объяснения владельцам современных иномарок, где сиденья оснащены многочисленными сервоприводами, регулируемыми по длине и наклону рулевыми колонками. Впрочем, хозяин отечественного автомобиля, опираясь на полученные здесь знания, тоже сможет найти более-менее правильную посадку за рулем. Пришла, наконец, пора покататься: ездовые упражнения - самая интересная часть программы. «НЕ ВЕРЬ ЖЕНЕ И ТОРМОЗАМ»? Любят наши водители-дальнобойщики писать такое на задних бортах своих грузовиков. Шведские «академики» придерживаются другого мнения - во всяком случае о тормозной системе. Ос- Язык жестов. -Представьте, что мобильным телефон - ваш автомобиль».нова всего курса - использование АБС с максимальной эффективностью. На дорожке Ходынского поля расставлены конусы. Выходной створ - он же точка начала торможения. Через 13 метров - препятствие, еще через 13 метров - входной коридор. Задача - в торможении объехать препятствие и при этом попасть во входной коридор, не сбив ни одного конуса. Швед демонстрирует упражнение и дает пояснения. Из них следует: водителю современного автомобиля надо научиться доверять АБС, а для этого забыть все эти прерывистые и ступенчатые пританцовывания на педали, доставшиеся в наследство от машин старого поколения. Требуется изо всех сил вдарить по тормозам и продолжать управлять автомобилем (то есть рулить, объезжая препятствие) вплоть до полной остановки. Кто сломает педаль - заработает премию: демонстрируется содержимое кошелька, набитого долларами. Дополнительная вводная - смотреть нужно вперед на дорогу, преграду из конусов контролировать лишь боковым зрением. Начинают со скорости 70 км/ч. Бендт, чуть ли не залезая под колеса, зорко подмечает все ошибки учеников: один неправильно держит руль, другой, словно загипнотизированный, смотрит на препятствие, а потому и таранит его, третий слишком деликатно жмет на тормоз. Следуют терпеливые объяснения. Тем же, кто выполнил упражнение чисто, разрешается в следующей попытке повысить скорость на 5 км/ч. В результате вся группа достигает планки 95 км/ч, а некоторые переваливают и за «сотню». Сокрушить же тормозную педаль «Вольво»такникому и не удалось крепкая оказалась машина. Вернемся с небес на землю. С познавательной точки зрения упражнение полезно всем - на сухом ровном асфальте АБС действительно позволяет рулить в повороте и выходить победителем из абсолютно гиблых, по нашим меркам, ситуаций. Применить же полученные навыки на практике смогут только владельцы машин, оснащенных этой системой. Остальным при аварийном торможении придется довольствоваться трудным в освоении традиционным арсеналом приемов.ДАДИМ СТРЕКАЧАБезопасное вождение по-шведски не ограничивается одной лишь контрава-рийной подготовкой. Навык умело ретироваться при нападении актуален везде, а уж в нашей стране и подавно. Одно из представленных упражнений заимствовано из курса для водителейохранников. Сначала разминка обычная «змейка» шагом 15 метров. Правда, в ходе инструктажа руководящий действиями учеников Томас успевает рассказать об особенностях скоростного руления на машинах, оборудоI ванных гидроусилителем. По нашим рот. Если следовать этому, упражнение классическим канонам (когда требуютвыполняется значительно быстрее. ся значительные усилия для поворота Отличная тренировка! И полезна воколес) обод руля надо тянуть. Напридителям любой квалификации. Но осомер, для поворота налево баранку сибенно милым дамам - большинство из лой тянут вниз левой рукой, правая них испытывает немалые трудности лишь помогает. Для современного авпри подаче задним ходом и парковке. томобиля с усилителем шведы предлаЭх, включить бы это упражнение в гают другой способ - толкать «бубпрограмму наших обычных автолик». То есть в том же левом повороте школ. .. правая рука толкает обод вверх, а втоЭкскурсия завершена. Итак, за руберая помогает. Попробовал - получаетжом к контраварийной подготовке отся. При таком способе лучше чувствуносятся серьезно. Но смогут ли восешь машину. Во всяком случае, основпользоваться передовыми методиками ной недостаток гидроусилителя, свянаши водители? Теоретически - да. занный с низкой информативностью Пройти обучение в той же Академии рулевого управления, проявляется поможет представительство «Вольво» в меньше. Москве, некоторые туристические Но вот разминка окончена - начинафирмы предлагают путевки в заграется основное действо. Требуется проничные контраварийные школы. Но ехать витиеватую трассу и затормозить это, как вы понимаете, для очень богав узком тупике, тут же переключить тых. Большинству же рекомендую отепередачу и задним ходом промчаться чественные учебные заведения. Жизнь по «вилюшкам» обратно, ориентируясь не стоит на месте - современные спосотолько по зеркалам. Почти в самом бы обучения постепенно вытесняют усконце дистанции нужно подать задом в таревшие иу нас. Это процесс неизбежбокс, выехать из него на первой переданый - жаль, идет не так быстро, как хотелось бы. Но, уверяю вас, будет спрос, че и финишировать. 1»1 Упражнение имитирует нападение будет и предложение. на дальнем крае заставленной машинами стоянки, когда тикать надо незамедМНЕНИЕ ЧИТАТЕЛЕЙ лительно, а времени и места на маневр Готовы ли вы заняться нет. Хитро щурясь, Томас выдает посконтраварийной подготовкой? леднее напутствие - проезд туда (прямым ходом) и обратно (задним) следу26% да, однозначно ет выполнять с одинаковой скоростью. 6 6 % за разумную цену Поехали! Ошибки у всех одинаковые Ей? не представляет интереса - бодро промчавшись вперед, водители тащатся как черепахи и блуждают в конусах при заднем ходе. На деле надо иначе - точь-в-точь как советовал инструктор. Вперед - помедленнее, чтобы успеть запомнить трассу, почувствовать ее ритм. Назад - с той же скоростью, только движения в обратной последовательности. По существу, клубок распутывает память, глаза лишь контролируют движение по зеркалам, а перед финишем помогают выполнить разво-1•