236
СВОИМИ СИЛАМИ/А МЫ ДЕЛАЕМ ТАК«ЧЕТЫРЕХСТВОЛКА» ДЛЯ «ОКИ»шНА РОССИЙСКУЮ МАШИНУ - КОРЕЙСКУЮ «БОБИНУ»ТЕКСТ / АНТОН УТКИН«Вечная» проблема впадельцев «Оки» пробой катушки зажигания. Неожиданно мотор начинает тарахтеть на одном цилиндре. Грешить на высоковольтные провода не стоит - оба проходят вдали от замкнутых на «массу» деталей и вероятность пробоя их изопяции ничтожна. Остается топько катушка зажигания - впрочем, окончательно убедиться, что виновата именно она, можно, поменяв на ней местами наконечники высоковольтных проводов; пробитая сразу «выключит» работающий цилиндр и включит другой. Возить с собой запасную бобину нетрудно, но еще лучше поставить надежную. Зарубежных аналогов нашей двухискровой в магазинах не сыскать - конструкторы иномарок либо надевают катушки прямо на свечи, либо делают их выносными, но блокируют попарно. Именно такую «четырехискровую» бобину мы и решили поставить на редакционную «Оку». Сдвоенные катушки от европейских моделей оказались довольно дороги - около 1500 руб. за штуку. Корейские намного дешевле - за 870 руб. мы присмотрели компактную сдвоенную бобину от «КИА-Спортидж». Электрические параметры современных катушек примерно одинаковы, поэтому разногласий с нашим коммутатором не предвиделось. Для пущей надежности убираем бобину в более влагозащищенное место - за аккумулятор. Для этого изготовили из трехмиллиметровой листовой стали кронштейн (рис. 1). Своим отверстием диаметром 9 мм он надевается на технологическую шпипьку М8, торчащую из щита передка за батареей,Катушка зажигания от «КИА-Спортадж». а прорезью - на кронштейн крепежной ппанки батареи. Катушку крепим четырьмя болтами Мб к кронштейну, а его, гайкой М8, - к кузову (см. фото). Под кронштейн кладем кусок резиновой камеры от грузовика как штора, он закрывает бобину от воды. Планку крепления батареи теперь зацепляем чуть певее штатного места - за провопочную петлю, зажатую под шайбой гайки М8. Для подключения низковольтной цепи сдепали самодельный жгут из трех проводов длиной 60 см. С одной его стороны припаяна стандартная трехконтактная колодка за 15 руб. - такие стыкуются с разъемами многих отечественных и зарубежных узлов двигателей (трамблеров, форсунок и др.). С другой - три раздельные ножевые клеммы шириной 6 мм («папы») для соединения с ответными гнездами электропроводки «Оки», снятыми со штатной катушки. Схема подключения (рис. 2) такая, что средний, общий для обеих катушек, штекер разъема получает питание 12 В от голубого с черной полосой провода, другой, коричневый, провод идет на клемму 1 коммутатора. ПодключаяТак выглядит «четырехствольная» бобина на «Оке» (аккумулятор снят). его к одному или другому проводу боковых штекеров разъема бобины, можно задействовать ту или иную катушку. Увеличившееся расстояние от катушки до свечей потребовало новых высоковольтных проводов длиной по 110 см. Можно было подобрать от грузовика ЗИЛ или ГАЗ, но мы поставипи силиконовые марки «Цезарь» по 90 руб. за штуку-благо, производитель находится в Москве и ему можно заказать провод нужной длины индивидуально. Теперь мы уверены, что мотор уже не затарахтит на одном цилиндре. Впрочем, даже если случится чудо и фирменная, тщательно укрытая от влаги бобина все-таки откажет, - переключимся на незадействованный канал. Для этого просто воткнем в гнездо коричневого провода другой, свободный штекер и переставим высоковольтные провода катушки из гнезд 1и4в гнезда 2и 3. Кстати, израсходованная на доработку машины тысяча рублей вовсе не кажется большой суммой, если вспомнить, что мы потратили ее на две надежные катушки, вместо того чтобы каждые полгода покупать за 200 рублей штатную. I»I К свечамК выводу «1» коммутатора К реле зажигания Рис 2. Подключение двухканальной катушки зажигания на «Оке»: 1 - штатные низковольтные провода; 2 - разъемы; 3 - дополнительный жгут, 4 - штекерная колодка; 5 - катушка зажигания.11/2001Рис. 1. Кронштейн крепления катушки «КИАСпортидж» на «Оку».