208
209
КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ/АВТОПАРК ЗРДОРОГИЕ МОИ «МОСКВИЧИ»В ЗАБОТЛИВЫХ РУКАХ ОНИ НЕ ТАК ПЛОХИ, КАК ПРИНЯТО ДУМАТЬТЕКСТ / АРКАДИЙ КОЗЛОВри «Москвича» трудятся в редакции уже не первый год. У таких похожих с виду машин, однако, разный норов, свои судьбы и даже имена собственные. Самому старому из них, нареченному «Еремой», повезло меньше всех: он дважды попадал в серьезные аварии и был даже похоронен (разобран до винтика для дефектовки узлов) и воскрешен. Характер у «Еремы» вздорный, охочий на сюрпризы - спокойно жить ездокам он не давал. «Святогор» с двигателем ВАЗ2106 -путешественник. Вместе с «шестеркой» и «Орбитой» он побывал на Байкале, в прикаспийских песках и горах Тянь-Шаня. У него самый большой пробег из всей троицы. За «Святогором» с двигателем «Рено» F3R закрепилась кличка «СВР». Это самый мощный из «москвичей». А теперь подробнее о каждом автомобиле.Т«ЕРЕМА»МОДЕЛЬ / 214122; ИЗГОТОВИТЕЛЬ / АО « О КИ » ГОД ВЫПУСКА / 1998; М СВ Ч; ПРОБЕГ НА МОМЕНТ ОТЧЕТА / 45 ТЫС. КМ; ПРЕДЫДУЩИЕ ПУБЛИКАЦИИ / ЗР.1998, № 5,6,10,12; 1999, № 4; 2000, № 7; 2001, № 7. Полная разборка автомобиля пошла ему на пользу - после ревизии и ремонта практически всех его узлов назойливый поток отказов уменьшился.С момента «второго рождения» начата новая точка отсчета, на смененном одометре «Еремы» уже 21,5 тыс. км. Двигатель 1,7 л УЗАМ-3317 выглядит бодрячком (компрессия отличная, угар масла в норме), хоть и грязнулей (подтекало масло через прокладку поддона двигателя). Капризничал по мелочам: сломался пневмоклапан ЭПХХ, подгорели контакты прерывателя, приказал долго жить вариатор катушки зажигания, потек кран отопителя да прогнил до дыр глушитель - болезни от возраста, не от качества. Отечественное сцепление износилось до предела. Ведомый диск - почти до заклепок, а лепестки диафрагменной пружины «корзины» выжимной подшипник прогрыз почти до толщины фольги. Малый ресурс сцепления наследственный недуг «сорок первых». Вылечили импортом - «Сакс», надеемся, прослужит дольше ив конечном итоге обойдется дешевле. Коробка передач ведет себя примерно, если не считать отказа редуктора спидометра (пришлось заменить). ШРУСы (немецкие, марки GKN) - без нареканий. Передняя подвеска пока жива. Впрочем, обычных для «Москвича» 30-35 тыс. км для замены «резинок», шаровых «Ерема» еще не пробежал. Зато потребовал замены подшипник ступицы левого заднего колеса. Тормоза продолжают создавать проблемы. На 14-й тысяче поменяли (в который раз!) главный тормозной цилиндр. Новый работает нормально.А вот задние рабочие пришлось заменить - от них так и веяло сыростью. Несколько загадок преподнесло электрооборудование. Стрелка тахометра то вдруг начинает беситься, прыгая по всей шкале, то работает безукоризненно. Такая же «плавающая» неисправность «дворников»: неожиданно они перестают отрабатывать положенные взмахи при включении омывателя, а потом, как ни в чем не бывало, исправно работают. Очевидно, нарушение где-то в контактах, но найти пока не удалось. Придется ждать, пока «вылезет наружу». Безвременно почил в бозе аккумулятор «Иста» - хоть молод был, но не силен. Сгорел указатель топлива в комбинации приборов. Если за «Еремой» заботливо присматривать, не запуская мелкие болячки, то трудиться он может еще долго - кузов пока крепок и не проржавел. Вопрос: во что это выльется?«СВЯТОГОР»^МОДЕЛЬ / 214100; ИЗГОТОВИТЕЛЬ / АО « О КИ » ГОД ВЫПУСКА / 1999; М СВ Ч; ПРОБЕГ НА МОМЕНТ ОТЧЕТА / 68 ТЫС. КМ; ПРЕДЫДУЩИЕ ПУБЛИКАЦИИ /ЗР,1999,Мв9,10,11;2000, N» 4. 9.12. Прошедший огонь и воду, соль, пески, горы, щебенку, бездорожье и асфальт в самом жестком режиме автомобиль, вопреки прогнозам, не рассыпался и прекрасно себя чувствует. В отличие от «Еремы», хронология всех бед «Святогора» начинается с самого дня выпуска. Поначалу к машине относились предубежденно, мол, чего ждать от «Москвича». И действительно: машина была недоукомплектована целым списком мелких деталей, в основном декоративных, и грешила мелкими изъянами. Так, один из колесных болтов был... забит в ступицу, где «забыли» нарезать резьбу; заедал тросик привода акселератора; подтекали «Тосол» и масло. В первый же месяц повылетали пистоны крепления обивки салона, замкнул накоротко прикуриватель, едва не перетерся шланг подвода вакуума к усилителю тормозов, отвалилась внутренняя ручка открывания двери, а бензобак прогнил до дыр! Однако, после того как все мелкие недоделки ликвидировали, машину словно подменили: она перестала сыпаться и постоянно клянчить денег на ремонт. Через год износились сальники приводов, лопнули и осыпались в картер дистанционные шайбы в коробке передач. Пришлось менять синхронизаторы и побитые шестерни вместе с главной парой. Одни запчасти обошлись в четыре с половиной тысячи рублей. Случай редкий, скорее исключение из правил коробки «сорок первых» известны как весьма надежные. При мойке холодной водой на жарком солнце лопнуло ветровое стекло. И это - все. Больше никаких поломок. Двигатель, трансмиссия, ходовая, кузов - в норме. Серьезных вложений, за исключением коробки передач, до сих пор не потребовалось. Есть в этом «Святогоре» одна изюминка, о которой следует сказать отдельно. Это - термос для «Тосола», называемый официально «Устройство облегчения пуска ДВС», установленный фирмой «Тисса Супер» для испытаний. Он представляет собой цилиндриз нержавейки с двойными стенками, с весьма эффективной вакуумной термоизоляцией. Подсоединен к системе охлаждения двигателя параллельно печке. Перед остановкой двигателя (можно на ходу) достаточно нажать кнопку - и специальный насос закачает горячий «Тосол» в термос, аккумулируя тепло. Там он хранится горячим до двух суток. Запускать зимним утром мотор с таким термосом легко и удобно. Включил зажигание, ткнул кнопку и несколько литров кипятка перегоняются в блок и головку. Через минуту двигатель теплый - можно «чиркать» стартером ифазу же ехать. Тарахтеть под окнами, прогревая мотор, незачем.МОДЕЛЬ / 214145; ИЗГОТОВИТЕЛЬ / АО « О КИ » ГОД ВЫПУСКА / 1999; М СВ Ч; ПРОБЕГ НА МОМЕНТ ОТЧЕТА / 49 ТЫС. КМ; ПРЕДЫДУЩИЕ ПУБЛИКАЦИИ / ЗР, 2000, № 2; 2001, № 2. Неплохо собранный, почти комплектный, с хорошо окрашенным кузовом - пожалуй, лучшее из того, что создало АО «Москвич». Машина с мощным французским двигателем (83 кВт), как ни странно, самая экономичная из троицы: за городом, если умерить пыл, расход укладывается в 6,5 л/100 км. В городе на литр больше. На самый дорогой из наших «москвичей» установили противотуманные фары, легкосплавные диски, модернизировали освещение салона. Но два года службы не прошли безоблачно - докучали тормоза: заменили главный цилиндр «Лукас» и несколько раз задние рабочие, пока не установили «Фенокс». Закисший напрочь «колдун» (регулятор давления) упразднили. Когда в очередной раз потекла печка не выдерживает она давления в системе, лопается по швам - поставили в пробку расширительного бачка пружину атмосферного клапана послабей. Пока все работает нормально. Наехав однажды на выбоину, машина потеряла управление. Ощущение такое, будто вырвана рулевая тяга. Однако все оказалось на месте, только колеса слегка развернулись, каждое в свою сторону. И лишь в техцентре разобрались, что скоба резервуара стойки не приварена! Колесо держалось заМесто для термоса нашлось рядом с вентилятором.счет одной только прессовой посадки, и от каждого удара уходило схождение... А мы гадали, почему нужно было регулировать углы чуть ли не каждую неделю. Случай - редкий. Вместо родных амортизаторов поставили гидравлические «Сакс». Наши оказались с разными характеристиками, одинаковые в магазине не подберешь. На 35-й тысяче пришлось снимать и промывать бензобак: он засорился настолько, что через фильтр топливо уже не просачивалось. Едва не спалили бензонасос - он натужно пытался всосать топливо через забитые сетки. Остальное - по мелочи. Меняли предохранители (однажды вскипятив- таки двигатель), задние амортизаторы, тормозные колодки, резинки, лампочки, фильтры (моторное масло - «Мотюль»). На ближайшее время запланировали установить кран в системе отопления - заслонка радиатора покоробилась-таки в жару и теперь горячий воздух обдувает ноги в любое время года. Подведем итоги. От многострадального «Еремы» легче избавиться, чем поддерживать в нем жизнь. Однако за вырученные деньги можно купить разве что пару новых колес с литыми дисками для «СВР». Поскольку он все еще на ходу, рачительный хозяин будет латать и ездить. Для этого надо иметь пару умелых рук, побольше свободного времени и немного денег. «Святогор» оказался неожиданно дружелюбным, по надежности не уступающим вазовской «шестерке». Автомобиль еще в самом соку, до серьезного ремонта ему далеко, а мелкие поломки никогда не были препятствием отечественному автомобилисту. «СВР» - один из лучших российских автомобилей. Просторный, скоростной, динамичный и при этом скромной внешности. Легко разгоняется до 185 км/ч, а под горку - укладывает стрелку спидометра на отметке 200. Заметим, однако, что щетки ветрового стекла после 160 приподнимаются и, разумеется, уже ничего не чистят. Приятно, черт побери, что на АЗЛК к 1999 году освоили-таки модель, которую можно назвать автомобилем, пусть недоукомплектованным. И горько, что завод к тому времени успел создать такую репутацию своей продукции, что покупать ее оказалось некому... 1*1