I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ | /ПЕРВОПРОХОДЕЦГОСТЬ ИЗ БУДУЩЕГОГИБРИД - РЕЗУЛЬТАТ СКРЕЩИВАНИЯ ГЕНЕТИЧЕСКИ РАЗЛИЧАЮЩИХСЯ ОСОБЕЙТ КТ / МИХАИЛ гзовский ЕС ФТ / АНТОН ЧУЙКИН ОО обрый день, это редакция «За рулем » ? - голос втрубкепри надлежал молодому, явно энергичному человеку, - м не хотелось бырассказатьо своей машине , конечно, если она вам будет интересна». Так мы познакомились с Олегом, возможно, е динственнымвладельцем « м аши н ы будущего» в европейской России «Тойоты-Приус» с гибриднойсиловой установкой. С пустянесколькоднейпосле телеф онного разговора мы уже мчали по Кутузовскомупроспектуна серебристо-голубом «Приусе» и слушали Олега. «Когда впервые узнал о существован ии «гибридов», сразу же захотел про к атиться . Л юблюнеобычные автомоб или ! Д аи случай вскорепредставил ся: вообще-то яперегонщик , специализируюсь на «праворуких» японцах из Владивостока. Вот икупил « П риуо . Наиграюсь и продам». М ашина действительно напоминаетбольшую игрушку, хотя внешность ее вполнезаурядна , да исалонвпринци п еневыдающийся . Н еобычные ощущ ения возникают, стоит лишь пустить мотор. П оворотключа и... в салонепопрежнемутишина ; п ривычных звуков работающего стартера и ожившего двигателя мынеуслышали . «Здесь всеДнемного по-другому», - улыбнулся Олег. О нперевелподрулевойселектор управления трансмиссией в положение « Д райв » и утопилпедаль акселер атора . Э лектромотор беззвучно тро н ул « П риус » с места и, л ишь когда скорость перевалила за 20 км / ч , в другпроснулсябензиновый двигатель. Удивительно! Трансмиссии у «Приуса» в привычном смысле нет вовсе. Р олькоробкииграет сочетание генератора - э лектро двигателя ипланетарнойпередачи . Н о об этомможно узнать, л ишь заглянув в заводские данные , а поощущениям гибрид напоминает автомобили с клиноременным вариатором: мотор набирает компромиссные для экологии, э кономичностии тяги 3500 об / м ин , и разгон продолжается под аккомпане м ентпоющего на однойитойже ноте мотора . Если же необходимо соверш итьманевр задним ходом, то вал электромотора просто вращается впротивоположную сторону. П омнится , в 80-е годы предметом мечтаний подрастающего поколения былипереносныекомпьютерные игр ыс простенькой графикой и примит ивным сюжетом. Их-то и вспоминае шьпри виде жидкокристаллического дисплея посреди передней панели. П ри старте машины его освещает гост еприимное Welcome to Prius; на экранможно вывести навигационную инф ормациюи контрольные данные для настройки аудиосистемы, н о куда более интересно смотреть «мультф ильм » п ро силовую установку « П ри уса». Вот, к примеру, сбрасываем газ и схема трансформируется: батареи перешли в режим зарядки. Стоит нажать на педаль, как стрелки, имитирующие поток энергии, устремляются от аккумулятора к электромотору и колесам. Подкатывая к светофору, за разговором не заметили, как «Приус» заглох. .. точнее, был выключен электроникой. Действительно, зачем жечь бензин во время остановок? Тем более что климатическая установка, питаемая батареями, продолжала как ни в чем не бывало работать. ...Мы успели накрутить по столице не один десяток километров, а указатель уровня топлива на экране «телевизора» ни на йоту не сдвинулся с отметки в полбака! Еше бы, «Приус» расходует, по данным фирмы, лишь 3,5 л топлива на 100 км пути! Понятное дело, многое зависит от стиля езды. Олег - большой любитель «прохватить с ветерком» - признался, что в городе сжигает около 4л бензина АИ-95. При этом язык не поворачивается назвать «Тойоту» медлительной: 72-сильныйбензиновый мотор при поддержке 33 электрических киловатт (суммарная мощность 86 кВт) разгоняет машину до 100 км/ч за 14 с небольшим секунд, а максимальная скорость ограничена вполне пристойными 160 км/ч. Конечно, «Тойота» затеяла работу над «Приусом» не только ради экономии; современные дизельные моторы расходуют ненамного больше топлива, но при этом куда проще по конструкции и дешевле в производстве. Главное - экологическая чистота: по сравнению с традиционным бензиновым автомобилем «Приус» выбрасывает в атмосферу на 85% меньше несгоревших углеводородов CnHm исложного по конструкции автомобиля лучше не подпускать близко. И все же, если «Приус» сломался? «Какой модели ваша «Тойота»? - менеджер одного из технических центров «Тойоты» в Москве, по-видимому, впервые слышал имя «Приус». «Если у вашего авто есть леворульный аналог - отремонтируем. А так можем сделать диагностику, ну, или колодки поменяем». Вот только запчасти в любом случае придется заказывать. Многие плюсы гибрида, скорее всего, будут не столь очевидны и при зимней эксплуатации. Вспомните, на каких широтах расположена Россия мороз за двадцать у нас не редкость. Аккумуляторы, которые «съели» половину объема багажника, не любят холода. В мороз они будут разряжаться быстрее, следовательно, бензиновому двигателю уже не удастся вольно «сачковать» во время остановок. Думать о наших сугробах и вовсе страшно - найдите зимние шины штатного размера 175/65R15! И все же мы всей душой полюбили эту необычную машину. Она дала нам возможность хоть одним глазком, но заглянуть в «завтра» автомобилестроения. Пусть гость из будущего никогда не станет столь же массовым, как «Королла», свою задачу он уже выполнил. Доказал, что безопасный для окружающей феды автомобиль вполне может быть функциональным и вполне доступным. А значит, нет ничего невозможного для тех, кто увлечен идей создания автомобиля с новой философией.НАША СПРАВКА«Приус» стал первым в мире серийным автомобилем с гибридным приводом. Сегодня в Японии производят около 30 000 машин ежегодно, а прогнозы на 2005-й говорят аж о десятикратном росте производства. Этому должно способствовать обещанное понижение цены: сегодня «Приус» в Японии стоит около 18 000 долларов. Магическая дата «2005» звучит и из уст представителей фирм-конкурентов. «Дженерал моторе», «Форд», «ДаймлерКрайслер» обещают в течение ближайших трех-четырех лет удивить мир своими серийными гибридами. А пока всерьез конкурирует с «Приусом» лишь выпускаемая с прошлого года «Хонда-Инсайт».окислов азота NO x ; вполовину удалось снизить и содержание в выхлопе углекислого газа СОг- Впрочем, эти достижения, к сожалению, пока мало кого интересуют в России. Гораздо актуальнее для владельца вопрос, где и как обслуживать гибрид! Мысль о возможной поломке стольP.S. «Приус» прибыл во Владивосток после трехлетней эксплуатации по дорогам Страны восходящего солнца. Ныне он в прекрасном техническом состоянии и выглядит на пять с плюсом. Сегодня Олег продает свой «гибрид». «Автомобиль будущего» (выпуска 1998 года) можно приобрести по цене двух новых ВАЗ-2112... 1»1