ТЕХНИКАЧЕРСТВЫЙ БУБЛИКНЕ ОБЛОМАЙТЕ ЗУБЫ О РУЛЕВОЕ КОЛЕСОТЕКСТ / ВАДИМ КРЮЧКОВ ФОТО / АЛЕКСАНДР ПОЛУНИН, АЛЕКСАНДР САДОВНИКОВ/ТЕСТЛАПОТЬ, ПУЗЫРЬ И СОЛОМИНКАВ тесте состязались четыре претендента. За спицы плохо обработаны и небрежно окрашены, на ступице отсутствуют энергопоглощающие элементы. Диаметр обода выложили за комплект 1500 рублей. Представитель золотой середины (как по цене, так и по качеству) - итальянский OBA модели «Аргон» (фото 4). Руль диаметром 370 мм обит синтетическим материалом, к нему прилагается ступица-переходник с энергопоглощающими элементами. Приобретен в Тольятти за 2700 рублей, еще 1000 - ступица. У этого вроде бы ничем не приметного изделия есть одна особенность точно такие же рули в 1997 году были установлены вместо штатных на партию «евросамар», собранных финским заводом «Валмет». Выходит, перед нами почти «родная» модель: проверенная, испытанная, сертифицированная... Согласитесь, присутствие ОВА в тольяттинских магазинах по-своему символично. 360 мм. На авторынке в Южном порту мы эталон приняли отечественный руль от «десятки» (фото 1). Им комплектуют все переднеприводные модели Волжского автозавода: модификации «самар» и автомобили «десятого» семейства. В магазинах запасных частей он стоит 600-650 рублей, а в каталогах обозначен, как деталь 21103402012. Элитарную продукцию представлял итальянский «Нарди» модели «Тара» (фото 2). Диаметр обтянутого натуральной кожей обода - 365 мм. Розничная цена «бублика» в фирменном магазине - 5500 рублей. Еще 1200 рублей стоит ступица с энергопоглощающими элементами - под рулевую колонку вазовских машин. «Мальчиком для битья» выбрали изделие некой фирмы SIC, предположительно турецкого производства (фото 3). Это- откровенная подделка именитого «Момо». Только вместо кожи - полиуретан, металлическиеКакой руль самый безопасный? Конечно же,тот, чтоустановлен на заводе-изготовителе автомобиля. Все расчеты и испытания проведены, выполнение нормативов обеспечено. Но владельцы отечественных машин почему-то не шибко восторгаются штатными изделиями. Да, наши рули и впрямь не шедевры дизайна и отнюдь не эталоны эргономики. Взять, например, «бублик» вазовской «десятки»: диаметр великоват, обод слишком тонкий, спицы расположены неудачно, да и на ощупь неприятный. Добавьте сюда выступающую массивную кнопку гудка, которую то и дело задеваешь, оглашая окрестности бибиканьем, и вы поймете - обилие заграничных рулей на полках магазинов вызвано спросом. Есть баранки на любой вкус, цвет и толщину кошелька. А вот соответствуют ли i/гощ они нормам безопасности? Да66 вайте проверим. ЛБОМ О КНОПКУ Энергопоглошающие свойства рулей проверяли на соответствие Правилу 12-03 ЕЭК ООН. Последние две цифры означают номер поправки, то есть это уже третья редакция требований, с самыми свежими дополнениями. За рубежом они действуют с августа 1993-го, у нас - с 1998-го. Методика испытаний регламентирована специальным приложением к Правилу. Рули закрепляли на жестком валу, после чего макетом головы наносили удар в двух точках: один по центру ступицы, другой - в месте соединения спицы с ободом. Муляжом головы служила жесткая недеформируемая полусфера диаметром 165 мм и приведенной массой 6,8 кг. Для каждого удара использовали новое рулевое колесо и ступицу. Таким образом, для выявления победителя нашего теста потребовалось сокрушить восемь образцов - по два каждой модели. Требованиям безопасности отвечал только тот руль, который после столкновения с макетом в оговоренных точках с относительной скоростью 24,1-25,3 км/ч обеспечивал в центре тяжести ударного элемента замедление, не превышающее 80 gв течение более 3 мс. Пик максимального замедления в любом случае не должен был превышать 120 g. Кроме того, на поверхности рулевого колеса, обращенной к водителю, ни до, ни после удара недопустимы острые кромки, радиус скругления которых менее 2,5 мм. Последний наказ выполнили все соискатели, включая подделку: травмоопасных элементов, сколов, разрывов не обнаружено. Остальные показатели - в таблице. Как видите, удар в спицу нипочем и нашему рулю, и итальянцам, и турку. Требуемое значение замедления обеспечено. А вот столкновение металлического лба с кнопками гудка, расположенными у претендентов как раз в центре ступицы, принесло сенсацию. Победитель один - отечественный руль ВАЗ-2110, с запасом уложившийся в норматив! Травмобезопасная ступица, пластиковая накладка и металлическая арматура кнопки гудка, деформировавшись, рассеяли энергию удара. Остальные изделия с треском провалились. Поражение безродного SIC еще можно было предвидеть, но неудача титулованного «Нарди» и «евросамарского» ОБА - полная неожиданность. Заключение специалистов гласит, что перечисленные зарубежные рулевые колеса в сборе «не удовлетворяют п. 5.3. Правила 12-03 ЕЭК ООН из-за значительного превышения уровня перегрузок, действующих на муляж головы, а их ступицы обладают недостаточной энергоемкостью». Приговор суровый, но результат-то налицо. Хорошо не на водительское место, а всего лишь на макет. Что ж, прокомментируем. БЕЗ БУМАЖКИ - ЗАМАРАШКА SIC был обречен - при отсутствии сминаемых элементов ступицы удар приняла широкая пластмассовая кнопка гудка, разлетевшись на мелкие кусочки. Показатель замедления - 260,5 g - говорит сам за себя. Отсюда старый как мир вывод - не покупайте дешевые изделия неизвестного производителя без сопроводительных документов, паспорта, сертификата.«Нарди» - всем хорош, но для наших машин не сертифицирован. Ситуация с ОБА куда сложнее. Руль оказался прочнее камня: после столкновения с болванкой на энергопоглощающих деталях ступицы нет следов деформации. Но самое смешное, что и на кнопке гудка даже царапин не появилось! Вот мощное изделие - достаточно смахнуть пыль и ставь в автомобиль, товарный вид не пострадал. Почему так получилось? Смотрим маркировку, копаемся в бумагах. Ага, изделие соответствует старым нормативам (то есть поправке 02) и произведено в начале 1993-го, аккурат перед вступлением в силу новой редакции Правила 12 за рубежом. Угадайте, где оно в результате должно было оказаться? Правильно, в России. Здесь вплоть до 1998 года его продажа, равно как и установка в автомобили, была вполне законна. И точно: табличка под капотом «Евросамары» 1997 года выпуска подтверждает, что рулевое управление соответствует Правилу 12-02. Есть и такой же руль с той же маркировкой. Но сейчас-то требования другие, почему же продают устаревший ОБА? Сертификат соответствия - откровенная липа: действителен до сентября 1996го, но приписка от 02.04.98 г. гласит, что «действителен до конца реализаРЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИИ ЭНЕРГ0П0ГЛ0ЩАЮЩИХ СВОЙСТВ РУЛЕЙ Скорость удара, 1м/ч SIC удар: в ступицу в спицу 0ВА удар: в ступицу в спицу Nardi удар: в ступицу в спицу ВАЗ-2110 удар: в ступицу в спицу Норматив удар в ступицу/спицу 24,7 24,2 25,2 24,4 24,9 24,4 24,2 25,2 24,1-25,3 Замедление. В 260,5 48 204,5 54 202,5 46,5 69 76,5 <120 max <80g в течение 3 мсции партии». Как-то нехорошо, господа продавцы, получается. А теперь поговорим о «Нарди». В ходе испытаний ступица слегка деформировалась, кнопка гудка раскололась. В итоге - лучший показатель среди иностранцев, но до заветного норматива пока далеко. Снова углубляемся в бумаги. Ого, сертификат ISO 9001 на производство - значит, серьезная фирма, добротная продукция. Почему же они прокололись? А вот и красочный паспорт модели надо слегка доработать, сертифицировать изделие в сборе и нанести соответствующую маркировку. Инспекторы ГИБДД порой чересчур придирчивы к дополнительному оборудованию наших с вами автомобилей. Считаем, что о своевременных испытаниях, сертификатах и прочем должны заботиться производители и продавцы. Покупатель здесь ни при чем - он, как известно, всегда прав. Очевидно, если на видавшей виды «Самаре» стоит «восьмой» руль, не соответствующий современным требованиям, но купленный когда-то на законных основаниях, причем вместе с машиной, ее владельцу перед техосмотром не нужно бежать в магазин за «десятым». Такой же подход должен быть ик уже купленным и установленным рулям зарубежного производства (за исключением откровенных подделок). Туфту и старье надо прежде всего убрать с прилавков, чтобы не подставлять покупателя, не взваливать на его плечи груз ненужных проблем. 1»1Gara-365. В нем сертификат Федерального ведомства автомобильного транспорта Германии, со списком автомобилей, на которые разрешено устанавливать руль со ступицейадаптером. В перечне - изобилие марок, от «Альфы-Ромео» до «Фольксвагена», нет только... «Лады». Ктото сомневается, что у «Нарди» отличные рули? Да нет, красивые, удобные - сами не раз проверяли. Вот только под отечественные машины ступицу