104
105
КОМПАНИИ И РЫНКИ |Й * * -• ? \w-iIЩашЪЩВЪДВА ДНЯ НА РЫНКЕ «ГАРЮНАИ»ТЕКСТ, ФОТО / ИГОРЬ МОРЖАРЕТТОСкорый поезд «Москва-Вильнкх», не доехав до конца маршрута каких-то 30 км, остановился: государственная граница. И вместо положенных по расписанию 40 минут простоял два с лишним часа. «Такое теперь бывает в каждую среду, четверг и пятницу, - объяснила проводница. - Столько народу в Литву за машинами едет! Стоим на границе по два-три часа пока все, кто везет больше полутора тысяч долларов, их не задекларируют. А таких - полпоезда». ДЕЛО МАРКСА ЖИВЕТ И ПОБЕЖДАЕТ В нынешней суверенной Литве все надписи давно уже только на литовском. Исключение - многочисленные микроавтобусы, ожидающие пассажиров московского поезда. На их ветровых стеклах слова по-русски: «На авторынок «Гарюнай». Расположен он в нескольких километрах от города, работает четыре дня в неделю, со феды по субботу. Большая часть пассажиров фазу устремляется сюда, кто-то предпочитает другой крупный рынок - в Мариамполе, третьи выбирают базары поменьше (сегодня в Литве, считай, они в любом городе). У каждого - свой «конек». «Гарюнай» известен относительно новыми и хорошо сохранившимися автомобилями, а вот те, кого интересуют 12-летние «Кадеты», - едут в Мариамполь./200104Торговля на Гарюнайском рынке идет бойко - на площадке ежедневно по 800-900 подержанных машин, а цедавцом ударить по рукам. В строгом соответствии со знаменитой марксовой ны на самые дешевые способны выформулой, амфиканские деньги, призвать восторг нашего автомобилиста. везенные из России, будут обменены на Уже на подъезде к рынку стоят покупатовар (автомобиль), который вскоре в тели - высматривают добычу и как Москве или Пензе будет вновь обменен коршуны бросаются к понравившейся на доллары... машине. Другие бродят между рядами Оформление купли-продажи и вычасами и днями, долго не решаясь на ездных документов занимает час-два и покупку. Какая-то часть «мерседесов» обходится в 15-50 долл. Дальше - путь ки «фольксвагенов» осядет в Литве, но границе. большинство обретет хозяев из числа Намерение России увеличить тамоприезжих - отправится в Россию, Беложенные пошлины на подержанные руссию, Казахстан, на Украину. В «Га- иномарки вефьез напугало здесь тех, рюнае» торговля идет по западным кто занят в автомобильном бизнесе. меркам: асфальтированная площадка, Еще бы - от половины до двух третей солидная охрана, полный сервис услуг проданных на двух крупнейших автопри оформлении (на месте) и для отрынках машин отправляется не кудадыха - много кафе, магазинчиков, донибудь, а в Россию! По официальным страивается специализированная госданным, в прошлом году литовские тиница. торговцы продали за рубеж 52 тыс. ав- При оформлении покупки сотрудтомобилей на сумму 100 млн. долл. ники милиции и криминалист прямо на (цифра явно занижена - кто же в наше месте провфят подлинность докуменвремя указывает истинную сумму сделтов и номфов, не числится ли машина в ки: с нее ведь налоги платить...). Так угоне, - рассказывает гендиректор Валвот, в Россию ушло 29 тыс. машин - на дае Мацулявичюс. - Это обойдется при- 55 млн. долл., а это значит, что пример мфно в 10 долл., но не зазря: в последно каждая третья-четвертая подержанний год было всего 5-6 попыток сбыть ная иномарка из Европы попадет к нам автомобили с перебитыми номерами через Литву! Видимо, в этом году цифры заметно возрастут: россияне стараили по поддельным документам. По слухам, недоброй славой в этом ются не опоздать - на носу новые посмысле пользуется рынок в Мариампошлины. Валдае Мацулявичюс боится, что росле. Там, по рассказам перегонщиков, работают несколько «фирм», занятых песийские инициативы погубят на корню ребивкой номеров и подделкой докулитовский автобизнес. А вот его коллементов. Даже «такса» известна - 50 га, директор Мариампольского рынка долл. за номер на кузове или двигателе, Ю. Бразис, полагает, что все не так уж и плохо - просто придется переориенти200 - за комплект документов... Если понравившийся автомобиль, по роваться на более свежие модели, выпумнению полиции, чист - можно с проска не позднее 1995 года. ПРИМЕРНЫЕ ЦЕНЫ НА ПОДЕРЖАННЫЕ ИНОМАРКИ В ВИЛЬНЮСЕ (в долларах, торг уместен!)Модель «Ауди-100» «Ауди- А4 Авант» «Ауди- А6» БМВ-320 БМВ-523 «Форд-Мондео Караван» «Форд-Скорпио Караван» «Хонда-Сивик» «Мазда-323» «Мазда-626» «Мерседес-Е280» «Мицубиси-Галант» «Опель-Астра Караван» «Опель-Вектра» «Опель-Кадет» «Тойота-Королла» «Тойота Лэнд Крузер» «Фольксваген-Гольф 3» «Фольксваген-Пассат» «Фольксваген-Пассат Вариант» Год выпуска 1991 1997 1997 1997 1998 1996 1998 1998 1998 1995 1996 1997 1996 1998 1990 1998 1998 1994 1991 1998 Двигатель Опции Цена 1700 11600 16 000 10 400 14 600 4900 6800 4500 5300 40002,31,9 ТДвсешгггроник2,42,0 А/Г 2,3 АД 1,8 ТД 2,3 А/Твсе все все все1,4 1,5 2,02,8 АЯвсе15 700 7500 27002,0 1,4 1,81,7Двсе560095049001,43,0 АЯ 3-дверн.все15 000 2800 21001,4 1,8 1,8все10 2000МОДНАЯ ПРОФЕССИЯОтвет на вопрос, почему именно Литва стала центром автобизнеса на территории бывшего СССР, лежит на поверхности. Она - на пересечении автодорог, ведущих из Европы на восток, причем очень близко к Европе. Скажем, из Каунаса - ежедневно несколько рейсов микроавтобусов до любого из крупных городов Германии. 50-100 дойчемарок, 8-10 часов пути и вы у цели. Мало того, гражданам Литвы виза не нужна. Сегодня у литовских перегонщиков за плечами - многолетний опыт. - Десять лет я занимаюсь этим бизнесом, - рассказал 40-летний Виктор (за выставленный на рынке семилетний «Форд-Мондео» с двухлитровым двигателем он просил 2,7 тыс. долл.), - не могу сказать, что безумно разбогател, но семью содержать могу. Давно уже не ищу машины по объявлениям в газетах. Моя специализация - «Мондео». Наладил деловые отношения со многими дилерами «Форда» в Германии, заказываю им автомобиль. Когда появляется то, что я просил, мне звонят. Раньше перегонял сам, сейчас предпочитаю отправлятьмашины на трейлере - так дешевле. Максимальный доход с проданной машины - 500 долл., но обычно около 200. И все же время одиночек постепенно уходит в прошлое. Сегодня правят бал на авторынке Литвы фирмы маленькие и не очень. С хозяином одной из них, 30летним Гедиминасом, познакомился на «Гарюнае». Он не суетился, предлагая покупателям товар, а приехал с инспекцией. Ему принадлежит на рынке целый ряд, который занимают солидные «мерседесы», «ауди» и «фольксвагены». РАСХОДЫНе забудьте! Перед поездкой за автомобилем необходимо внести на депозит таможенный залог - 1 , 5 тыс. евро (если собираетесь ввозить машину с объемом двигателя до 2,5 л) или 3,5 тыс. (если больше 2,5 л). Стоимость билета в купейном вагоне поезда «Москва- Вильнюс» примерно 40 долл. При пересечении литовско-белорусской границы взимается 27 долл. Прикиньте расходы на бензин (в Литве - 0,6 долл. за литр), питание и карманные расходы. Учтите все это, решая для себя - стоит или нет отправляться за автомобилем в Прибалтику.Работает у него 10 человек, есть даже представитель в Москве. В год продает около 120 машин, в основном в крупные российские города. Специализация «свежие» автомобили престижных немецких марок. Но перепродажа - это только часть бизнеса. После российского кризиса 1998 года спрос на «секондхэнд» сильно упал и надо было искать новые источники дохода. Гедиминас организовал ремонтно-восстановительную мастерскую. Немецкие партнеры находят новые, но сильно битые автомобили и направляют их ему в ремонт. В прошломгодуиз мастерской Гедиминаса в ФРГ вфнулось 44 восстановленных автомобиля. О таких фирмах мы почти ничего не знаем, зато наслышаны о других, которых сейчас в Литве так много, что восстановление «убитых» иномарок стало чуть ли не национальным бизнесом! Здесь на одного честного мастера приходится пяток таких, которые в старом гараже наведут внешний лоск и побыстрее выпихнут «отремонтированную» машину. То, что она завтра сложится пополам - их уже не волнует. А потому отношение бывалых российских автомобилистов к европейскому «секонд-хэнду» из Литвы соответствующее. И тем не менее каждый день сюда устремляются покупатели и перегонщики со всех концов СНГ - из Москвы (Рязани, Саратова и т. д.). До Вильнюса все же ближе, чем до Берлина, да и визу получить легче (обойдется она всего в 10 долл.). Ну а главное, цены на автомобили в общемто такие же, как ив Германии, а общаться с продавцом куда проще: русский язык здесь не забыт. 1»1