240
СВОИМИ СИЛАМИ/ЗАПЧАСТИт|В ОДНО КАСАНИЕСЦЕПЛЕНИЕ «ВАЛЕО» ДЛЯ РОССИЙСКИХ АВТОМОБИЛЕЙТЕКСТ И ФОТО / АНАТОЛИЙ СУХОВТребования к сцеплению со стороны производителей автомобилей сегодня весьма жесткие: его ресурс должен быть таким же, как иу основных агрегатов (двигатель и коробка передач), а характеристики - оставаться неизменными в течение всего срока службы. Иными словами, владелец вообще не должен задумываться о существовании сцепления. С запретом асбестосодержащих материалов задача заметно усложнилась «слабоваты» стали фрикционные накладки. Лишь немногие фирмы смогли найти достойную замену «каменным волокнам». Французская компания «Валео» - один из лидеров в этой области. Накладки «Валео» покупают даже конкуренты «ЛуК», «Сакс», а многие производители (например, «Вольво») выдвигают непременное условие: сцепления, поставляемые на конвейер, должны быть с накладками «Валео». Ведь они рассчитаны на работу в огромном диапазоне температур - от -50° до +400°С и при оборотах двигателя до 15 000 в минуту! Зато рынок запчастей подобных требований не предъявляет - можно приклепать накладки подешевле, благо, каталожный индекс от этого не меняется. Поэтому «родное» сцепление из магазина порой заметно уступает заводскому и по ресурсу, и по плавности работы. К «Валео» это не относится - чужих накладок фирма не ставит, 11/tooi свои же обходятся по себестоимости, поэтому цена конечного продукта может быть даже ниже, чем у конкурентов. НаиболееЦентральная часть ведомого диска: а - демпферные пружины гасят крутильные колебания; б - ступица может отклоняться на небольшой угол. гасят слабые колебания при малых нагрузках (при высоких нагрузках окружной люфт выбирается ив работу вступают основные пружины диска), а качающаяся шлицевая ступица позвопяет сцеплению нормально работать, даже если оси маховика и первичного вала коробки передач немного не совпадают. Вот уж находка для владельцев «самар», где конец первичного вала висит в воздухе! Обычные сцепления там долго не живут. Сцепления «Валео» упакованы в полиэтилен - детали не выпадут, не деформируется диск, не повредятся его накладки. Такие же продуманные мелочи - пакетик смазки для шлицев вала коробки передач и пластмассовая оправка для центровки (разного цвета, в зависимости от модели автомобиля). Тому, кто ездит в сервис, она ни к чему, но в собственном гараже - ой как пригодится! lari -4**~Н| шл)-Диафрагма «с пылу с жару». Через секунду пресс придаст ей нужный изгиб. распространенные - черные, с добавками резины и синтетическими нитями (всего используется три различных материала накладок - для разных условий работы). Ими комплектуют и оригинальные сцепления, и те, что идут на прилавки магазинов (в том числе для российских машин), стандарт один для всех. «Валео» - независимая компания. Все этапы производства - на собственных заводах; покупное лишь сырье. Выше себестоимость? Да, но здесь считают, что она окупается доверием к марке и лучшим взаимодействием всех звеньев цепочки. Достоинства сцеплений «Валео» может оценить и российский автолюбитель. В магазинах продаются комплекты для «Жигулей», «Самары», «десятки», «Москвича». В обычных на первый взгляд деталях скрыта не одна изюминка. Таково, например, устройство, смонтированное внутри ведомого диска (см. фото а, б). У него двойная функция: демпферные пружиныiit4ш\ тшгiLiк; •-•• 'Упаковка: полиэтилен приварен к коробке.