183
184
185
СВОИМИ СИЛАМИ№12 ДЕКАБРЬ 2001/ДЛЯ ДУШИВ ЭТОМ ВЫПУСКЕ:ДЛЯ ДУШИ ПО НОТАМ (АУДИОСИСТЕМЫ НА «ДЕСЯТКУ») ИНСТРУМЕНТ СНЯТЬ НАПРЯЖЕНИЕ 183ПО НОТАМВЫБОР И УСТАНОВКА АУДИОСИСТЕМЫ НА «ДЕСЯТКУ»текст/ АРКАДИИ козлов Едва купив машину, владелец спешит установить на нее сигнализацию и «музыку». Если с деньгами туговато, он попросту выберет самое дешевое, что сможет найти. А если купюры еще шуршат в кошельке, на рынке аудиоаппаратуры немудрено запутаться - настолько он разнообразен. ТРИ КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ Попробуем сориентироваться, используя конкретные примеры. Все аудиосистемы с качеством звучания выше «среднекитайского» уровня условно разобьем на три категории. Самая дешевая (и популярная) включает в себя недорогую магнитолу с четырьмя коаксиальными либо широкополосными динамиками (рис. 1), попарно устанавливаемыми в передней и задней части салона. Как правило, мощности усилителя магнитолы (4x15 Вт) с запасом хватает, чтобы наполнить звуком приемлемого качества небольшой объем. Обойдется такая «музыка» в 170-300 долларов плюс 50-120 за установку (в зависимости от объема работ). Вторая категория сложности - с отдельным четырехканальным усилителем (рис. 2). Нужен он для того, чтобы «раскачать» нижние частоты, на которые уходит львиная доля потребляемой мощности, а также для создания более чистого звучания во всем диапазоне громкости, от минимальной до предельной. Само собой, головное устройство в таком комплекте будет подороже, да и динамики лучшего качества, часто с кроссоверами. Такой комплект стоит уже 450-750 долларов, а его установка 200-260. Наконец, цены в третьей, самой роскошной группе - с пятиканальным усилителем, сабвуфером и CD-ченджером (рис. 3), начинаются с 1100-1300 долларов. Верхняя граница может быть соизмерима с ценой автомобиля. Мощность такой системы ограничивается лишь финансовой дееспособностью меломана, емкостью аккумулятора и возможностями генератора. Впрочем, можно включить в комплект конденсатор огромной емкости или даже специальный аккумулятор, этак на 75 амперчасов. За установку придется «отстегнуть» от 300 до 1000 долларов. Оговоримся, что деление условное, поскольку каждая из категорий может дополняться каким-нибудь устройством или, наоборот, обходиться без него. Мы перечислили наиболее разумные компоновки. Выбрав тот или иной вариант, не скупитесь все компоненты, даже провода, должны быть одного класса, иначе желаемого качества не достичь. Поможет в выборе консультант фирменного магазина или специалист установочного центра. Узлы разных фирм, как правило, совместимы (только при подборе головного устройства к CD-ченджеру возможны разные интерфейсы). Оставлять динамики, встроенные в автомобиль на заводе, стоит лишь при условии самой дешевой магнитолы. «Фирменная» акустика, как правило, очень дешевая и не лучшего качества. Фронтт186(АВТОТЕСТЕРЫ)ТЕХМИНИМУМ ВПРЫСК НА «НИВЕ» (ЗАМЕНА ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ) ОБСЛУЖИВАНИЕ ГИДРОТОЛКАТЕЛИ БЕЗ СТУКА (ДВИГАТЕЛЬ ЗМЗ-4062) 188192ОБОРУДОВАНИЕКОНТРОЛЬ НА ВЫСОТЕ (ПОДЪЕМНИКИ В АВТОСЕРВИСЕ) РЕМОНТ ОТШУМЕЛИ ПОДШИПНИКИ («ОКА» ВАЗ-1111,11113) ЗАПЧАСТИ КЛАССИЧЕСКАЯ ТЕМПЕРАТУРА («ЖИГУЛЕВСКИЕ» ТЕРМОСТАТЫ) ПРИЕМЧИКИ КЛЮЧ «НА 17» ГДЕ? (РАБОТА С КРЕПЕЖОМ) ДОВОДИМ ДО УМА СВОБОДНОЕ ДЫХАНИЕ (ВОЗДУХОЗАБОРНИК ВАЗ-2110) ОСНАСТКА И «ЖИГУЛЯМ», И «СВЯТОГОРУ» (РЕМОНТ ГЛАВНОЙ ПЕРЕДАЧИ) А МЫ ДЕЛАЕМ ТАК НЕ СНИМАЯ ПРИВОДА (ЗАМЕНА ШРУСа ВАЗ-2108) ТЕПЛАЯ «ВОЛГА» 193194196198200202204 204ВПРЫСКОВУЮ«НИВУ». ПО КОСТОЧКАМ,И КАКОМУ4ПРИОСТАТУДОВЕРИТЬСЯДЕФЕКТУЕМгкдротолмтвшЩ«ВОЛГИ»ТЕСТЕРЫ ДЛЯ ДЕЛА И ДЛЯ ВИДА Рис.3. Тыл Так правильно проложить провод в дверь.-либо на задней стойке.Высокочастотный динамик можно установить в верхнюю часть двери.. _или на «торпедо».4выШ.На заднюю полку умещается эллипсный...Этот динамик станет невидимым после заклейки обшивкой....и круглый динамик. Высокочастотный громкоговоритель можно расположить здесь же (тогда звук будет отражаться от стекла).Многие «десятки» укомплектованы разъемами ISO.АМЕРИКА? НЕТ, ЕВРОПА Выбирая головное устройство, можно запросто наткнуться на подделку (при том, что «левых» динамиков и усилителей практически не бывает). Некоторые легко отличить по низкой цене, затрапезному виду и даже по названию, похожему на известные (например, SONNY вместо SONY, PANASONIG вместо PANASONIC, KLARI0N вместо CLARION). Есть риск промахнуться, купив настоящий аппарат, но... для другого рынка. Дело в том, что все ведущие производители выпускают головные устройства в вариантах для Америки (Азии) и Европы. В Америке другой стандарт FM-paдиовещания, тюнер менее чувствителен, а шаг считывания частоты - 0,2 МГц (вчетверо больше европейского). Это значит, что американский тюнер пропустит половину российских радиостанций. У «американца» нет системы RDS (Radio Data System) - бегущей строки на дисплее, маленький ресурс механической части (рассчитан на один-два года работы), даже смазка может замерзнуть зимой. Европейский вариант дороже на 15-20%, но там более серьезные, сложные и одновременно надежные элементная база и схема,выше чувствительность. Отличить «правильную» не так уж и сложно. На задней панели любого «европейца» обязательно есть ISOConnector (двойной разъем для быстрого и безошибочного подключения в автомобиле) и его значок на коробке. У «американцев» просто жгут проводов. Кроме того, есть разница в названии. Например, номер модели европейского «Кларион» непременно заканчивается буквой «R», а на коробке и передней панели присутствует значок RDS-E0N. То есть гарантией от обмана служат система RDS и разъем ISO. СЭКОНОМИТЬ НА МОНТАЖЕ Предположим, вы решили обзавестись «музыкой» к новенькой «десятке». Уже на стадии выбора решите, будете ли вы усовершенствовать систему в будущем или обойдетесь тем, что купите сразу. В первом случае стоит купить компоненты классом повыше, имея в виду, что «музыка» пополнится CDченджером или, скажем, сабвуфером. Обратите внимание на фронтальную акустику: в передней двери «десятки» предусмотрено место для 13-сантиметрового круглого динамика, установить его на штатные места (под декоративной накладкой) можно за несколько минут. Места в двери хватит и для 16-сантиметрового динамика, но тогда придется поработать ножовкой и напильником, удаляя металл и подгоняя обивку двери. Но проще подобрать 13-сантиметровую акустику с великолепным звучанием. От коаксиального динамика лучше отказаться: высокочастотник следует разместить отдельно от среднеполосного динамика, повыше, чтобы «музыка» не играла «в ноги». «Пищалку» без проблем смонтируете на двери или на «торпедо». Для наилучшего звучания стоит руководствоваться несложным правилом: передние высокочастотный и среднечастотный динамики располагать недалеко друг от друга и от головы водителя, причем высокочастотный - выше. С выбором задних динамиков в «десятке» проблем меньше: на полку помещаются любой размерности, как круглые, так и эллипсные. Не столь важно, будет ли динамик коаксиальным или с раздельными головками. Зато с самой полкой придется повозиться. Штатная - весьма хлипкая, дребезжит в унисон с басами. Потрудитесь выпилить из фанеры пару досок по размерам полки, проделать в них отверстия для динамиков, приклеить фанеру к пластику, закрепить динамик и закрыть его декоративной решеткой. Бережливый хозяин поступит хитрее. Для начала оторвем от полки обивку. Выпилив отверстия под динамик (удобнее коаксиальный), закрепляем его. Штатную декоративную решетку расплющиваем на любой ровной поверхности таким образом, чтобы она стала плоской. Возможно, придется подрезать уголки. Установив решетку, приклеиваем обивку. Звук через ткань будет проходить немного приглушенный, со срезанными верхними частотами. Зато динамики стали невидимыми - воры на них не посягнут. Потеря высоких частот задних динамиков нестрашна - основную звуковую картину все равно формируют фронтальные. Для CD-ченджера в «десятке» есть два удачных места: в перчаточный ящик входит шести-, а под сиденье - двенадцатидисковый. В обоих случаях снаружи он незаметен. Пользоваться удобнее, если он установлен в «бардачке». Но там надо особенно аккуратно Разъем ISO бывает только на магнитолах, предназначенных для Европы.Система второй группы сложности - с отдельным четырехканальным усилителем (Boss REV 835). Головное устройство - Clarion AXZ 613 R; акустика: фронт - SRX1383, тыл - SRX 6983 (716 долларов). мальный объем звуковой колонки указан в документации. Если короб велик, можно уменьшить размер А или В, но никакой другой! Превышение размера А приведет к тому, что короб не уместится в багажнике между арками колес, если превысить В - не сможете вытащить запаску. Да и нет смысла ставить в «десятку» сабвуфер такой мощности. РАЗВОДКА ДЕЛО ОТВЕТСТВЕННОЕ К передним дверям удобно проложить провод через штатные отверстия (для проводов электропривода стеклоподъемника). Если отверстий нет, их придется просверлить, как указано на фото. Важно расположить отверстия на разной высоте, с интервалом не менее 5 см,Комплект третьей группы сложности - с CD-ченджером Clarion DXZ 618 Я пятиканальным усилителем Boss REV-935, сабвуфером Boss RDVC 10-2, кроссоверами, предохранителем и специальным конденсатором; головное устройство Clarion DXZ 618 R акустика: фронт - Boss AVA-КГГ , 55, тыл - Boss RD-524 (1110 долл.). чтобы провод со временем не перетерся. Полезно заключить его в резиновый кожух. Если в вашей системе есть кроссовер, его имеет смысл прикрепить к внутренней стороне двери (чтобы не попала влага) - места там хватит с избытком. Провода к задним динамикам удобнее тянуть в центре машины, по тоннелю. В передней части придется снять консоль, а в задней можно добраться до проводов, сняв подушку сиденья и отогнув край ковра. Проводка по центру предпочтительней сразу по нескольким причинам: так будет создаваться меньше помех полезному сигналу (особенно если предусмотрен отдельный усилитель), меньше вероятности, что дорогие провода будут повреждены саморезом или другим острым предметом. Кроме того, при проводке по центру гарантированно хватит длины проводов (общепринятый стандарт 2,5 м). Питание для «музыки» лучше (а если комплект с усилителем - просто необходимо) брать прямо с аккумулятора. Так будет меньше наводок на усилителе и тюнере. Во всех европейских машинах (и на многих «десятках») в стандартную комплектацию входит ISO-коннектор, куда подведены питание, разводка по динамикам, управление автоматической антенной, усилителем, CD-ченджером. Если такого разъема нет - придется тянуть провода самому. Это совсем не сложно: прямо на разъеме, который входит в комплект аудиосистемы, подробно указано, какой провод к чему подсоединяется. Тут главное не перепутать. Штатный разъем полностью совместим с ISO. Но не стоит обольщаться: музыка в машине все равно не зазвучит так, как живая, хотя бы потому, что по концертным залам не раскатывают грохочущие самосвалы. Значит, в поисках разумного компромисса между ценой и качеством уделите больше внимания цене, как бы вы ни любили музыку. имРЕДАКЦИЯ БЛАГОДАРИТ ФИРМЫ MIL И А&Т TRADE ЗА ПОМОШЬ В ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА.Примеры комплектов аудиосистем: первой группы сложности - с головным устройством, оснащенным тюнером и проигрывателем компактдисков (магнитолой Clarion АХ 413 R), двухполосной компонентной фронтальной SRS1323 и трехполосной коаксиальной тыловой акустикой SRS 6923 (295 долл.). проложить провода, чтобы не перетерлись. Усилитель обычно располагают на задней полке, уже усиленной фанерой, либо на корпусе сабвуфера. Для самого сабвуфера место одно - под подлокотником заднего сиденья. Для его установки придется соорудить специальный корпус, предпочтительно из фанеры толщиной 8-10 мм (рис. 4). Опти-СЛОВАРИК CD-ченджер - проигрыватель компактдисков. Управляется с головного устройства. Наиболее популярные - с кассетами по 6и 12 дисков. Головное устройство - непосредственно магнитола, с радиоприемником, плейером, встроенным усилителем. Управляет CDченджером и усилителем. Диапазон звуковых частот - человеческое ухо способно воспринимать звуковые колебания в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц. Устройство динамиков таково, что хорошее качество звука во всех частотах они воспроизвести не в состоянии. Поэтому диапазон разбит на несколько частей: низкая (Bass) 20-80 Гц, низко-средняя (MidBass) 80-200 Гц, средняя (Mid) 200-4500 Гц и высокая (High) 4500-20 000 Гц. Динамик (громкоговоритель) - официальное название «динамическая головка» излучатель звука. Подразделяются на широкополосные, охватывающие весь диапазон звуковых частот, и коаксиальные и компонентные. Два последних типа состоят из нескольких громкоговорителей и отличаются расположением самих динамиков: у коаксиальных их несколько в едином корпусе, у компонентных - несколько отдельных корпусов, для каждого динамика свой. Интерфейс - порядок команд для обмена информацией между устройствами, например, между головным и СО-ченджером. Кроссовер - разделительный фильтр. Подает на каждый тип динамиков только ту полосу частот, для которых он предназначен. Например, высокочастотному - высокие частоты, от 4,5 до 20 кГц. Нужен для наиболее чистой передачи звука. «Пищалка» - жаргонное название высокочастотного динамика. Подиум - специальная подставка - переходник между поверхностью крепления динамика и им самим. Обычно выполняется в виде кольца и используется в случаях, когда для установки динамика не хватает глубины. Сабвуфер - бас-динамик повышенной мощности, работает в диапазоне частот 20-80 Гц. Имеет большие геометрические размеры, требует для установки специального корпуса (звуковой колонки). Тюнер - радиоприемник.