ТЕХНИКАТЕКСТ, ФОТО / АНДРЕЙ СИДОРОВИзвестно, что богатство России прирастает Сибирью, только нелегко его оттуда добыть. Не каждая машина способна выживать в столь суровых условиях. Среди проверенных и наиболее выносливых чешская «Татра» на особом счету. Одна из них, отработавшая четверть века (!), установлена на пьедестале в городе Сусумане Магаданской области. Наверное, это единствен-только на охлаждение цилиндров, но и зораспределительном механизме исна два масляных радиатора двигателя. пользуются коромысла разной длины Система смазки - с сухим картером. Отсвои для впускных и выпускных клапакачивающая секция масляного насоса нов. Заканчивая рассказ о двигателе, отме(гораздо более производительная, чем нагнетательная), собрав масло в поддотим, что оснащен он двумя электроне, направляет его в радиаторы. Отдав стартерами - еще один плюс в пользу там лишнее тепло, оно попадает в масживучести. Сцепление тоже «не как у людей» лобак, отстаивается от пены и вновь подается в двигатель, к шатунным шейкам работает «шиворот-навыворот»: вместо коленчатого вала. Коренные же в смаз- привычного хода выжимного подтип-/РАБОТЯГИ«ТАТРА»ИЗП?ХРЕБТОМЕЕ КОНСТРУКЦИЯ СПЛОШНЫЕ ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ ПРАВИЛный в России памятник автомобилю иностранного производства. Объяснение тому простое - более живучей и надежной машины в экстремальных условиях эксплуатации наши водители не знают. Сегодняшний рассказ о самосвале «Татра-815-2», пришедшем на смену широко известной «Татре-148». Конструкция двигателя (это восьмиили десятицилиндровый дизель воздушного охлаждения) содержит немало редких и оригинальных решений. В тоннельном блок-картере - по сути трубе - размещен только коленчатый вал. Снаружи V-образно установлены два ряда цилиндров, напоминающих своим оребрением и способом крепления мотоциклетные. Спереди, в развале между цилиндрами - внушительных размеров осевой вентилятор и хитроумный дефлектор: он направляет воздух не ке под давлением не нуждаются - они на роликовых подшипниках. Сам коленчатый вал - разборный: по сути, набор шатунных шеек, стянутый фланцами на «чистовых» болтах. Достоинство такой конструкции - великолепная ремонтопригодность. Если исчерпан лимит на перешлифовку (четыре ремонтных размера) или шатунную шейку не удается отремонтировать по другой причине, ее можно просто заменить - это гораздо дешевле, чем вал целиком. Высокаятеплонапряженностьпоршней (их юбки с тефлоновым покрытием) «воздушника» компенсируется струйным охлаждением - под каждым поршнем установлена форсунка, направляющая снизу на его днище струю масла. Раздельные алюминиевые головки цилиндров примечательны тем, что по компоновочным соображениям в ганика вперед он движется назад. Но заменить изношенный ведомый диск (сцепление однодисковое, с диафрагменной пружиной!) не составляет большого труда, чем весьма довольны ремонтники. Особенность коробки передач - алюминиевый картер с плоскостью разъема по оси валов. Этим достигнута необходимая жесткость столь нагруженного агрегата. Коробка расположена над центральной несущей трубой (о ней чуть позже), поэтому снять ее для ремонта несложно. Рама и трансмиссия следуют фамильным трвдициям, начиная с легковой «Татры-11» 1923 года (кстати, в 1926 году взятой за основу первой советской малолитражки НАМИ-1). По сей день особенностью всех грузовиков «Татра» остаются хребтовая рама и качающиеся полуоси. Подобные конструкции были «модны» в начале прошлого века. У «ФордаТ» 1908 года труба, в которой проходил приводной вал, воспринимала реактивные моменты. Что-то похожее можно разглядеть на «Форде-АА», выпускавшемся потом на ГАЗе (ГАЗ-АА). Одновременно с «Татрой», но на другой стороне Земли, в США, делали «МаккАС», у которого привод на ведущие колеса был и вовсе цепным. Но только«Татра» сохранила свою уникальную конструкцию, отладила, выпестовала и вступила с ней в новое столетие. Следствие такой схемы - врожденная «косолапость», благодаря которой «Татру» не спутаешь ни с одним грузовиком. Но не это, конечно, главное. Преимущества в другом - независимая подвеска всех колес, обеспечивающая плавность хода и отменную проходимость, и большая изгибная и крутильная жест-коробку передач и раздаточную коробку передается по трансмиссионным валам, проходящим внутри центральной несущей трубы, к цилиндрическим дифференциалам (опять же в трубе) и к полуосевым шестерням. Последние конические, со спиральным зубом, по одной на каждое колесо, жестко сидят на качающихся полуосях. Чтобы обеспечить это качание и обойтись без «капризных» карданов и ШРУСов, исполь-TATRA815 ОБЩИЕДАННЫЕ - модель - Tatra 815 26OS01; колесная формула - 6x6; снаряженная масса - 1 3 000 кг; грузоподъемность - 1 7 000 кг объем кузова - 1 2м3 ; максимальная скорость 85 км/ч; преодолеваемый подъем - 58%; расход топлива - 42 л/100 КМ. ДВИГАТЕЛЬ: T3B-92810 дизельный, восьмицилиндровый, с турбонаддувом; рабочий объем - 1 2 667 см 3 ; максимальная МОЩНОСТЬ - 255 кВт/342 П. С. ТРАНСМИССИЯ: привод на все колеса, пятиступенчатая коробка передач с делителем, блокируемые межколесные и межосевой дифференциалы, приводные валы расположены в центральной несущей трубе, П ОДВЕСКА : независимая с качающимися полуосями, спереди - на двух продольных торсионах, сзади-балансирная на двух полуэллиптических рессорах, Т ОРМОЗА : барабанные, с двухконтурным пневматическим приводом и энергоаккумуляторами, Р УЛЕВОЕУП РАВЛЕНИЕ: с гидроусилителем, РАЗМЕРШИН: 11.00R20 или 12.00R20 ЦЕНА в базовой комплектации: $75 000.зовано оригинальное решение - главная передача у каждого колеса своя и оси правого и левого бортов смещены друг относительно друга на 55 мм вдоль трубы. Так что, строго говоря, Татра» не только «косолапая», но и «кривобокая». Все четыре дифференциала (межосевой и три межколесных) блокируемые, с электропневмоприводом, что дополнительно повышает проходимость. Передняя подвеска почти как у танка - независимая, на продольных торсиокость центральной несущей трубы - нах. Достоинства их - простота, высохребтовой рамы. Трещины в лонжерокие надежность, ресурс и легкая замена нах рам лестничного типа - болезнь при поломке. Кроме того, возможна ремногих самосвалов и шасси с тяжелым гулировка жесткости изменением предспецоборудованием (подъемные краварительной закрутки торсионов. А ны, экскаваторы, бурильные установки благодаря огромной жесткости несуи др.). Но только не «Татры». Усталостщей трубы «Татре» под силу такой ные разрушения здесь - события неветрюк, как езда без одного переднего короятные. леса. На непосвященного это произвоКрутящий момент двигателя через дит ошеломляющее впечатление, но1. ШРУС переднего колеса собран из двух карданных шарниров. 2. От расползания веером листы рессор удерживают гребни и впадины. 3. Разборный коленчатый вал на роликовых опорах 4,5. Обстановка - спартанская, но сиденье на пневмоподвеске. 6. В отстойнике дизтоплива помещен датчик наличия воды. 7. Поворотный кулак вращается на игольчатых подшипниках.47 I ТЕХНИКА |свойство-то полезное, позволяющее шоферу, даже при поломке подшипникового узла и т. п., добраться до гаража без посторонней помощи. Задняя подвеска - независимая, 6алансирная, на двух полуэллиптических рессорах. Реактивных и толкающих штанг нет - все нагрузки воспринимают кожухи полуосей («чулки»), шарнирно закрепленные в картерах главных передач. При множестве достоинств такой схемы есть у нее известный недостаток - неравномерный износ шин. Порожотопитель - все как будто на месте. Но удивило обилие голого металла: задняя стенка, боковые панели и частично двери, лишенные какой бы то ни было обивки, своим сиротским видом навевают уныние. Наш КамАЗ отделан куда респектабельнее. Похоже, большая часть восьмикиловаттного отопителя «Эберспехер» идет на обогрев этой жестянки. Не зря на последних моделях устанавливают два отопителя кабины: «Вебасто» - автономный на дизтопливе и рабочий - от системы смазки двигателя. гЗетровое стекло - огромная панорама ценой 250 долларов! Может, для «них» это и недорого, но... летят камни. Поэтому в России давно прижился другой вариант - взамен разбитого панорамного устанавливают два больших плоских стекла, а по краям два малых от «Татры-815» образца 1984-го. Средней щеткой стеклоочистителя при этом приходится жертвовать. Впечатления с рабочего места: спартанская, но вместе с тем удобная обстановка. Не понравился только руль -няя машина едет большей частью на наружных колесах, тяжелогруженая - на внутренних. Впрочем, конструкторы обещают вскоре эту проблему решить. Кабину, к сожалению, не назовешь шедевром дизайнерского искусства. Сиденье на пневмоподвеске, рычаги, педали,8. В несущей трубе размещены цилиндрические дифференциалы. 9. Качающиеся полуоси и смещенные главные передачи - особенность «Татры». 10. Заменить порвавшиеся чехлы главной передачи не составит труда.большой и тонкий. С мощным гидроусилителем он вполне мог быть поменьше. Непривычно движение флажка делителя коробки передач - слева направо. Впрочем, через несколько минут, проведенных за рулем, кажется, что так и должно быть. Шума от работающего дизеля-«воздушника» не на много больше, чем в КамАЗе, но с этим у нас давно научились бороться. Главное - не жалеть войлока при подготовке автомобиля «под себя», а тряски и дребезжания в кабине почти не ощущаешь. Мощный двигатель и удачные передаточные числа трансмиссии позволяют машине, что называется, не чувствовать нагрузки - косолапая хранительница традиций свое дело знает. I»lБЛАГОДАРИМ ЗАО «UCO РУСЛАН» ЗА ПОМОШЬ В ПОДГОТОВКЕ МАТЕРИАЛА.