118
119
120
МЫ И АВТОМОБИЛЬТ КТ / ЕЛЕНА ЛОБОДА, ИГОРЬ МОРЖАРЕТТО ЕССТРАСТИ ' • " " "" ПО «ТОЙОТЕ»И НА ТИХОМ ОКЕАНЕ СВОЙ ЗАКОНЧИЛИ поход ?-.-"•СПРАВКА. Основная часть ввозимых на Дальний Восток из Японии автомобилей приходится на Владивостокскую, Находкинскую и Хасанскую таможни. По их данным, в 1998 году через Приморье было ввезено 38 тыс. автомобилей, в 1999-м - 1 1 тыс. в 2000-м - 22 тыс. а за семь месяцев 2001 года - уже 223 тыс. По самым скромным прогнозам, в текущем году через Владивостокскую таможню пройдет более 30 тыс. машин, что сопоставимо с рекордным докризисным 1998-м. Больше всего среди ввозимых иномарок - с двигателями до 2000 см выпуска 1993-1994 гг. (их окопо 60%; на долю автомобилей моложе трех лет приходится не более 10%.3ТАЙФУН-ПРАЗДНИК ДЛЯ ТАМОЖЕННИКАI'Mf SBШ~Щ± кув»-.»^t>g—~^~т' «к\3^На Владивостокской таможне - аврал. В августе здесь был установлен своеобразный рекорд: за последнюю неделю оформили более 1400 подержанных иномарок, ввезенных из Страны восходящего солнца (обычно недельная норма не превышает 700 автомобилей). Соответственно возросла и сумма пошлин, перечисленных за неделю в федеральный бюджет: она составила 65 млн. рублей или более 2 млн. долл.! Таможенники просто физически не справлялись с возросшей нагрузкой.ЧЕРЕЗ::: ПОЛЬШУ/СВОИМ ХОДОМ«ЗА РУЛЕМ»-—,...„-—. 5 5Я EUSl! Я 5aТ КТ / АРКАДИЙ КОЗЛОВ ЕСОi„. (ft«« г ^г-г!,Г^,UUL -TV'*5 'i < r i'?;™.:. -« Я ТЯa .« . - i ! ! g, ".•a.rs.S.-• а. я: i Лм ЬЯ 88 Ш1 АМ *аагяГоЬ .1» .*,cl*f*$ МО, а-а. я. 3 11ЖЕПМПОКУПАЕМ АВТОМОБИЛЬ, ПОКА HE ВЗЛЕТЕЛИ ПОШЛИНЫ..." Г ~ 58, « I „ - - Г 1£| А w и» и Ш1том, что пошлины на неновые иномарки в России вот-вот поднимут, знали все. А раз так, то и цены на них подскочат. Вот мы с Денисом, моим приятелем, и решили: пока не поздно, попытаем счастья. Разумеется в Германии - там подержанные машины дешевле, чем где бы то ни было. Решили ехать автобусом - самый дешевый способ добраться до места. Путешествовать в «Неоплане» - удовольствие. Туалет, телевизор, роскошные кресла. Двое суток покоя под недремлющим оком водителя пролетели незаметно: двери с шипением распахнулись у вокзала Штутгарта. Устроившись в маленькой гостинице, первым делом вооружились местными газетами частных объявлений. Самые недорогие и хорошо сохранившиеся автомобили можно найти у частников. Денис по дешевке приобрел у деда-бодрячка десятилетний «Пассат». Машина в отличном состоянии, ухоженная, не битая, с пробегом 120 - Ажиотажный спрос на иномарки был вызван появившейся информацией о грядущем изменении таможенных ставок, - считает Сергей Ерошенко, заместитель начальника Владивостокской таможни. - Точно никто ничего не знает, тем не менее разговоры о намерении правительства повысить таможенные пошлины на иномарки старше семи лет подстегнули многих приобрести не новые, но вполне приличные и недорогие пока машины. Число ввозимых через нашу таможню автомобилей резко возросло с мая. За это время была только одна спокойная неделя: когда над Японией прошел тайфун и порты были закрыты. По нашей информации новые пошлины могут ввести с1 января 2002 года. Думаю, тогда они возрастут на $300-800 применительно к сравнительно «свежим» автомобилям с небольшим объемом двигателя ив несколько раз - на старые вседорожники.СПРАВКА Пока существуют две единые ставки на подержанные машины: при объеме двигателя до 2.5 л пошлина составляет 0,85 евро за 1 см 3 , более 2,5 л -1,4 евро. При ввозе новой иномарки (возраст до трех лет) действует совокупный таможенный платеж включающий, кроме пошлины, акциз и НДС - цена машины возрастает на 70-100%.ПРОИГРАЛИ ВСЕ... КРОМЕ ЯПОНЦЕВ А кто выигрывает от повышения пошлин? Первое, что приходит на ум, те, кто сегодня «наваривает» на ажиотажном спросе, - торговцы иномарками. Около 60% автомобилей, выезжающих из ворот таможни, предназначено именно для продажи. В основном на авторынке «Зеленый угол» во Владивостоке. Продавцы автомобилей, с которыми мы общались, говорили, что за один только месяц цены выросли примерно на 500 долл. в пересчете на один автомобиль. Это и понятно спрос на «зеленке» (так ласково называют жители Владивостока свой любимый рынок) тоже вырос. Горожане активно «сбагривают» своих «старушек», предпочитая тут же купить, пусть с переплатой, но более «свежие» модели. Впрочем, «старушки» в городе не задерживаются, уплывая в приморскую глубинку, но чаще - в другие регионы России. Между тем заметное оживление рынка не привело к ожидаемым «сверхприбылям» у торговцев автомобилями, поскольку и японский рынок оперативно отреагировал на возможное повышение пошлин в России: цены подскочили и там, причем солидно- в среднем на те же самые 500 долл. Российский же покупатель в массе своей еще не был готов к этому, вот и приходилось продавцам работать с минимальной прибылью. В этой ситуации, если кто и выиграл от «утечки» информации о таможенных ценах, так это японские дилеры. Предприниматели, занятые в местном автобизнесе, оценивают последствия предполагаемого «нововведения» куда более мрачно, чем таможенники. Михаил Погорелов, финансовый директор компании «Интур-Сервис», которая специализируется на перевозе автомобилей из Японии в Россию, полагает: если введут обещанные таможенные ставки, ввоз фазу уменьшится примерно в три раза... «Уже сейчас мы собираемся отказаться от фрахтатыс. км. Просили за нее по-божески даже по немецким меркам. Может, не хотел хозяин платить за новый TUV техосмотр. Кстати, именно это часто влияет на цену: если срок TUV истекает, можно и должно торговаться. Переоформление, двухнедельная страховка, «экспортные» номера - на это ушло несколько часов. «Хонда» редкой модели CRX подвернулась за день до отъезда домой. Приземистая, мощная, она чем-то напоминала хищный истребитель. Отказаться от такого чуда я не смог, да и отдавали малышку недорого. Продать в случае чего такую дома - не проблема. Возвращаться решили напрямик через Польшу. Так быстрее, дешевле, хоть и хлопотней. Если паромом - надо добраться до моря, обивать пороги пароходств в поисках билета (летом с ними проблема), платить 700 марок за место. А потом ехать своим ходом от Хельсинки до Москвы. Получится то же сухопутное расстояние. Словом, решили рискнуть. Вечером следующе-го дня тронулись в путь. На таможне Франкфурт-Одер были в пять утра. Доброжелательные немцы уладили все формальности за 15 минут, и мы оказались в Польше. Наконец-то родные братья-славяне! ...Первое, что услышали из уст таможенника, поняли без перевода: «Совшем курва рашпояшались». Строгий человек в униформе указал жезлом на площадку и отвернулся. В этом «отстойнике» мы и зависли, не зная, что делать дальше. Только через четыре часа проезжавший перегонщик-рязанец объяснил, что стоять тут незачем и бояться - тоже. Надо ехать дальше. Таможенный терминал - впереди, а здесь непонятно что, КПП для поляков. На терминале выяснилось, что ехать через Польшу транзитом можно только конвоем, под охраной властей. Стоит это удовольствие 500 злотых (около 150 долларов). Надо дождаться, пока наберется колонна из пяти-семи машин, заплатить и только тогда можно двигаться. Ждать попутчиков до Бре-ста пришлось недолго, за сорок минут подтянулось еще четыре машины. Можно бы трогаться. Но - нет конвоя. Проходит час, другой, третий. Жара 35 градусов. Подвалили три огромных автовоза с литовскими номерами, забитые до отказа легковушками. Бог мой, в каком они виде! Либо старые до дряхлости, либо искореженные в аварии. Один из водителей, светловолосый жизнерадостный парень, с забавной фамилией I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |одного из наших теплоходов. Что государство от этого выиграет?»СПРАВКА. Почти 80% всех автомобилей на дорогах Дальневосточного региона - японского (реже - южнокорейского) производства, из них до 90% - подержанные Только на японских автомобилях сегодня ездят чиновники местной администрации всех уровней, представители силовых структур (УВД ФСБ, налоговики и сами таможенники), японские машины используют службы скорой помощи. Далее «лраворукие» движутся на запад: в Хабаровском крае их 50 % Амурской области - 45%. Немало их в Иркутске, Чите, Благовещенске Новосибирске, Красноярске. Возрастает потек подержанных японских машин в европейскую часть России: сегодня до 10 % иномарок уходит из дальневосточных портов за Урал. Стоимость транспортировки автомобиля из Владивостока в Москву самолетом от 1300 долл., железнодорожным транспортом 500-1000 долаА ЕСЛИ ПОСЧИТАТЬ?По мнению местных экспертов, цели, заявленные авторами проекта о повышении пошлин, вряд ли достижимы и его экономическая выгода весьма сомнительна. До слухов о повышении ставки таможенных сборов наиболее ходовую иномарку типа «Карина», «Королла» 1991-1992 гг. выпуска можно было купить в Японии за$400 - при этом государство в виде пошлины получало с каждого автомобиля по $1000-1200. А вот купит ли россиянин его завтра, если на таможне придется оставить сумму вдвое большую? Так что, государство может лишь потерять с уменьшением потока ввозимых (а значит, и облагаемых пошлиной!) иномарок. Подобное уже проходили в 90-х годах, когда все новые и новые драконовские пошлины вели лишь к уменьшению «собираемости таможенных платежей» (простите, термин такой). И вряд ли рост цен на продукцию АвтоВАЗа (а его можно прогнозировать) сможет компенсировать эти потери. Опыт свидетельствует: многочисленные попытки решить проблемы российских производителей путем ограничения свободного рынка ив ущерб интересам потребителя ничуть не сказались на качестве российской продукции, а значит, и ее конкурентоспособности. Другой вопрос: случится ли «оздоровление ситуации на дорогах России», о чем так ратуют авторы новых пошлин? Вытеснят ли новенькие «жигули» «потрепанные» иномарки с Дальнего Востока? Вряд ли. Просто дальневосточный автопарк еще болеепостареет. Основную погоду на улицах городов и поселков Приморья делают представители местного «среднего класса» - обладатели тех самых (старше семи лет) недорогих подержанных иномарок. Примерно раз в три года среднестатистический приморский автовладелец меняет своего «коня» на более нового, без пробега по России. Что и позволяет поддерживать краевой автопарк в относительно приличном состоянии. С повышением пошлин и удорожанием иномарок подобную роскошь смогут позволить себе немногие. Кстати, приморская общественность не намерена спокойно взирать на это. Местное отделение партии СПС призвало жителей Приморья объединиться против повышения таможенных пошлин на подержанные иномарки. На такой же позиции стоят и депутаты краевой Думы. Против новых пошлин - все население Приморья. Услышат ли их в столице? Как бы то ни было, принимая подобное решение, стоило бы вспомнить опыт экс-премьера Черномырдина, который как-то решил запретить эксплуатацию праворульных иномарок. Хотел ведь как лучше, только получилось - как всегда... 1*1Нематюкайтис, оказался разговорчивым. Он-то и поведал, что в Литве налажен чуть ли не конвейер по восстановлению рухляди. Скупают машины по дешевке, быстренько доводят до товарного вида и продают в Россию. Ура! В шесть вечера объявился конвой! Признаться, за такие деньги ждали мы эскорта из полицейских машин с мигалками, но перед нами предстал щуплый молодой человек в майке, затрапезных джинсах, драных кроссовках. Лучезарно улыбаясь, он спрятал в чемоданчик все наши документы, включая личные паспорта, а на ветровые стекла всех автомобилей лично наклеил бумажки с надписью «KONVOJ». Для связи дал номер своего мобильника, прыгнул в дряхлый «Пассат» и рванул с места. Ночной бросок через Польшу без содрогания не вспомнить. Дорога узкая, по одной полосе в каждом напраI ^ I BB влении, с рельефной, накатанной фу1 20Рами колеей. Видимости никакой из— за частых поворотов. Каждый обгон -с риском для жизни, а обгонять надо: все документы где-то впереди. Лидер несся во весь опор, без остановок. Под утро подъехали к Бресту. Еще на польской территории, у очереди к терминалу, возникли как из-под земли какие-то люди. Человек шесть, в дешевых спортивных костюмах с вытянутыми коленками. Поинтересовались, не хотят ли господа поддержать местную братву. Чтоб в Бресте неприятностей не было. Назвали и цену - 200 марок с машины. И тут открылся шлагбаум можно было спешно покинуть гостеприимную Речь Посполиту. Вслед нам неслись угрозы. Доходяга-конвоир торжественно выудил из заветного кейса наши документы и не менее торжественно вручил. Ничего не потеряв, не перепутав и - удивительное дело - не потребовав денег взамен. Наша абсолютная бесправность осталась позади. Наконец белорусская таможня. Свои, родные, за страховки, экологию и прочее стребовали по 10 долларов смашины. А некий субъект, назвавшийся Юрой, с тяжелой цепью на крепкой шее, предложил купить номер его мобильника, по 20 баксов с машины. На тот случай, если в Бресте возникнут проблемы. Проблем больше не хотелось, пришлось скинуться на требуемую сумму. Итак, подобьем бабки: (см. расходы) прибыль с вояжа - 115 долларов с «Пассата» и 215 - с «Хонды». Не так уж много, но главное - нашли себе машины по желанию и по сходной цене. Что касается намечаемых высоких пошлин на ввозимое автостарье («Защитим отечественного производителя»!), то мы убеждены - наши новые машины и так не держат удар иноветеранов, а теперь и вовсе захиреют. Зачем делать хорошо, если проще «убить» конкурента? И наверняка найдутся лазейки в новом законе - в конце концов, таможня не только дает, но и берет добро. А потому право выбора марки все еще будет за нами. 1»1