188
189
/ТЕХМИНИМУМВПРЫСК НА «НИВЕ»ЗАМЕНА ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫТ КТ / АЛЕКСЕИ РЕВИН, ВИКТОР ЛЕЛИКОВ, ЕС ТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЗР «ТУШИНО»Во второй половине 90-х в розничную продажу малыми партиями поступали «нивы» с индексом 21214 и центральным впрыском (моновпрыском) с компонентами «Дженерал моторе». А в 2000 году в московских автосалонах на вопрос о цене «Нивы» уже стали отвечать вопросом: вам с карбюратором или с распределенным впрыском? Впрыск «Ниве» очень «к лицу». Дело не только в легком пуске без игры «подсосом» и педалью газа, но ив уверенной работе непрогретого двигателя и хорошей тя ­ ге на низких оборотах. Да и выезжая на природу, портить ее грязным выхлопом не хочется, а вседорожник, при прочих равных условиях, и выхлопных газов выбрасывает побольше. Принципиально впрыск «Нивы» не отличается от уже известного и достаточно до ­ веденного для «Самары» и «десятки» и разработан на той же элементной базе. Электробензонасос подает топливо из бака по трубопроводам в топливную рампу с четырьмя форсунками и регулятором да ­ вления топлива. Оригинальны в этой системе только бензонасос в сборе с датчиком указателя уровня топлива, соединительные трубки и топливная рампа. В контроллер управления двигателем поступают сигналы от датчиков положения коленчатого вала, температуры охлаждающей жидкости, массового расхода воздуха, положения дроссельной заслонки, детонации, концентрации кислорода, скорости автомобиля. Все они взаимозаменяемы с соответствующими датчиками переднеприводных ВАЗов. Контроллер, обрабатывая сигналы, у п ­ равляет частотой и длительностью открытия топливных форсунок, регулятором холостого хода, работой модуля зажигания и включением двух электровентиляторов си ­ стемы охлаждения двигателя. При этом для «Нивы» созданы оригинальные контроллер, регулятор холостого хода и электровентиляторы. О чистоте выхлопа машины заботятся каталитический нейтрализатор и адсорбер, уже хорошо известные владельцам впрысковых «десяток» с нейтрализаторами.Расположение элементов системы питания и управления двигателем: 1 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 2 - регулятор холостого хода; 3 - датчик положения дроссельной заслонки; 4 - дроссельный патрубок; 5 - топливная рампа с форсунками и регулятором давления топлива; 6 - датчик детонации (расположен на блоке цилиндров под выпускным коллектором - на фото не виден); 7 - ресивер; 8 - датчик массового расхода воздуха; 9 - корпус воздушного фильтра; Рассмотрим порядок замены датчиков и других элементов системы впрыска. Перед снятием датчиков выключаем зажигание, а при отсоединении контроллера и работе с блоком предохранителей системы впрыска отсоединяем «минусовую» клемму аккумулятора. Датчик массового расхода воздуха расположен между корпусом воздушного фильтра и впускным шлангом.10 - датчик концентрации кислорода (расположен на приемной трубе - на фото не виден); 11 - датчик скорости (расположен на раздаточной коробке - на фото не виден); 12 - контроллер, диагностический разъем и предохранители системы впрыска топлива (расположены в салоне автомобиля на фото не видны); 13 - топливный фильтр; 14 - модуль зажигания; 15 - адсорбер для улавливания паров топлива; 16 - датчик положения коленчатого валаЖОтсоединив воздушный шланг впускной трубы, ключом «на 10» отвертываем два болта крепления датчика к корпусу воздушного фильтра.Отсоединяем электрический разъем датчика.Снимаем датчик массового расхода воздуха. Датчик положения коленчатого вала закреплен на приливе передней крышки привода ГРМ.Отсоединяем разъем датчика....и вынимаем его из патрубка. Датчик положения дроссельной заслонки установлен на дроссельном патрубке.Отсоединяем разъем регулятора.Крестообразной отверткой отвертываем винт крепления датчика...Крестообразной отверткой отвертываем два винта крепления регулятора к дроссельному патрубку......и вынимаем датчик из гнезда прилива крышки. Датчик температуры охлаждающей жидкости ввернут в выпускной патрубок головки цилиндров. Снимаем датчик на холодном двигателе. Частично сливаем охлаждающую жидкость. ...крестообразной отверткой отвертываем два вин та креппения датчика к дроссельному патрубку... ...и вынимаем регулятор холостого хода. Датчик детонации прикреплен к блоку цилиндров под выпускным коллектором. Для демонтажа датчика придется снять генератор....и снимаем датчик. Датчик удобнее снять, предварительно демонтировав передний рым силового агрегата. Регулятор холостого хода установлен на дроссельном патрубке. Для демонтажа регулятора отсоединяем дроссельный патрубок от ресивера (не разъединяя шланги подвода и отвода охлаждающей жидкости к дроссельному узлу).12/2001... ключом «на 19» отвертываем датчик температуры охлаждающей жидкости...Ключом «на 13» отвертываем болт крепления датчика к блоку цилиндров...