162
I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |копотью. Есть лишь один способ этого избежать - ездить подольше, подальше, побыстрее (многим читателям ничего не останется, кроме как посчитать это за шутку). Впрочем, если свеча работает с перебоями, картина та же. Или же она действительно холодна. Другая крайность - перегрев свечи, грозящий калильным зажиганием, например, тепловой конус изолятора белый, а концы электродов оплавлены. Если из четырех свечей лишь одна такая, она либо заведомо «горяча», либо /ЗАЖИГАЙ на своем месте перегревается. Нужно определить и устранить причину. ОБСЛУЖИВАЯ СВЕЧИ, Но, положим, признаков аномалий в теплоотдаче свечей нет, а просто приДЕЙСТВУЕМ шел естественный срок их замены: элекПРОФЕССИОНАЛЬНО* троды изношены, на изоляторах - следы эрозии и т. д. Вы купили комплект цом должна быть ровной, фаска в отновых... верстии - небольшой (диаметр - максиТерпение! Вынув из упаковки, готомум 14,3 мм). Почему это важно? Взглявим свечу к монтажу: проверяем марните на рис. 2 - примерно так распредекировку, затяжку контактной гайки, соляется теплоотвод от свечи зажигания. стояние уплотнительного кольца и, очиБольше 80% тепла передается головке стив свечу от смазки (если это требуетчерез резьбу и уплотнительное кольцо. ся), величину зазора между электродаНеровная опорная поверхность, грязь ми. Подчеркну: он должен быть таким, на ней, неисправное (смятое, надорванкакой предписан заводом-изготовитеное и т. п.) уплотнительное кольцо, равлем автомобиля! Даже если это протино как и неоправданно большая фаска воречит рекомендациям на фирменной отверстия, приводят к перегреву свечи упаковке. (о последствиях было сказано в первой Зазор измеряем особыми щупами нашей статье: ЗР, 2001, № 9). из калиброванной проволоки. Как его По тому, как выглядят электроды и изменить? Уменьшить - несложно легизолятор работавших свечей, можно кими ударами по «массовому» электросделать выводы о их состоянии (ЗР, 1995, ду, вдоль свечи (рис. 3). Увеличить? Не № 1). Конечно, главное - соответствие спешите браться за отвертку! Многие «норме»: на тепловом конусе - тонкий так делают, но и свечей испорчено... слой отложений от серо-белого до коне счесть. Даже не повредив изолятор, ричневого цвета, электроды чистые, семожно нарушить установку центральроватые, без признаков износа («выгоного электрода (последний из-за разнирания»). Но так может выглядеть свеча цы в коэффициентах теплового расшитолько после работы мотора с большой тепловой нагрузкой. Зимой при коротких городских поездках и недостаточном нагреве даже в совершенно исправном двигателе свеча ведет себя как «холодная», покрываетсяТЕКСТ / ЕВГЕНИЙ БАЙБОРИН, HTU АВТОВАЗАРешив заняться свечами, многие фазу хватаются за «свечной» ключ, не думая о возможных последствиях. Между тем неосторожность вкупе с достаточной силой рук редко бывает безнаказанна: керамический изолятор не так уж трудно сломать, если ключ на свече перекошен... А это - почти правило, если отворачиваешь неудобно расположенную свечу - например, четвертого цилиндра в «Жигулях». Да еще примитивным трубчатым ключом, требующим помощи воротка, а тот упирается в какие-то детали, путается в проводах... Впрочем, подводят и некоторые фирменные ключи, особенно если касаются контактной гайки: упершись в нее, опять-таки можно сломать свечу. Одна из главных проблем здесь - умение совместить большое усилие (свечу иногда очень трудно вывинтить) и высокую точность действия. Тут нужен мастер. Трудности продолжаются! Наблюдательный и предусмотрительный, еще не начав работу, заметит, что в установочном гнезде свечи скопилась грязь. Скажем, на двигателях переднеприводных ВАЗов свечи стоят почти вертикально: стоит их вывернуть - и песочек может посыпаться в цилиндры. Тот, кто вовремя об этом вспомнил, уже вооружен. Разрыхлив грязь вокруг свечи (тонкой отверткой, проволокой и т. п.), можно выдуть ее сжатым воздухом. А чтобы случайные песчинки все же не упали в цилиндр, гнездо вокруг свечи слегка смачивают вязким маслом. Теперь ее можно извлечь, не опасаясь песка, и установочное гнездо окончательно очистить. В одном случае для этого достаточно промокнуть загрязненное масло чистой тканью, в другом придется выскабливать опорную поверхность подходящим инструментом. Например, показанным на рис. 1. В отверстие свечи ввертываем резьбовую пробку со стержнем, а на нем вороток с чистящим лезвием (по диаметру гнезда). Нескольких оборотов лезвия хватит, чтобы очистить гнездо даже от песчинок, въевшихся в поверхность. А это существенно улучшает отвод тепла от свечи к головке блока. Теперь осмотрим гнездо. Опорная поверхность под уплотнительным коль* Первую публикацию на эту тему см. ЗР, 2001 ,№>9.В МЕРУОГНЯСГ - Резьбовая пробка - Вороток , Чистящее лезвиеРис 1. Очистка установочного гнезда све чи приспособлением.Рис 2. Так распределяется теплота, отдаваемая свечой.Рис. 3. Так уменьшают зазор между электро-