46
47
48
49
I ТЕХНИКА |ТЕКСТ / ЕВГЕНИЙ БОРИСЕНКОВ •ОТО / ГЕННАДИЙ ЕМЕЛЬКИНГородские автобусы бывают короткими (например, ЛиАЗ-«скотовоз») и длинными («Икаруо>-гармошка). А недавно появился промежуточный вариант - трехосный, особо большой вместимости. Низкопольный МАЗ-107 массой 24,5 тонны вмещает 150 пассажиров. При этом он конструктивно близок к привычному двухоснику и много проще сочлененного. Во всем мире автобусы строят по двум основным технологическим схемам. Первая сродни изготовлению легкового кузова - сварка из готовых штампованных панелей. Схож и результат - гладкие, точно прилегающие поверхности с минимальными зазорами, высокая прочность при малой массе.НА МАЗЕ СДЕЛАЛИ АВТОБУС «ПРОМЕЖУТОЧНОГО» ОБЪЕМАНЕДОСТАЮЩЕЕ ЗВЕНОМОЛОДОЙ СПЕЦИАЛИСТ 15/136/228, ИЩЕТ РАБОТУТЕКСТ / АНТОН ЧУЙКИН, СЕРГЕЙ КАНУННИКОВ ФОТО / АНТОН ЧУЙКИН•002твет» минчанам - столь же длинный и тоже трехосный «Волжанин» - пока существует в единственном экземпляре. Конструкция - оригинальный кузов на шасси «Скания» - и технология производства, примерно такая же, как у МАЗа, позволяют приступить к выпуску, как только появятся заказы. Задание, которое получила первая машина, - демонстрация возможностей завода в Волжском и мониторинг рынка. То бишь поиски работы для автобуса, который в полтора раза вместительнее одинарного и во столько же дешевле сочлененного.О Но запустить это высокомеханизирокие проходы и много сидячих ванное производство сложно и дорого - мест. Представляете, что будет в одни штампы чего стоят. Чтобы почасы пик? Того и гляди, ноги перекрыть расходы и получить прибыль, ломают. А еще поставили на двеэксплуатируют его «до упора» - обычрях систему безопасности, чтобы но лет пятнадцать. И за все эти годы моне прищемить того, кто висит на дель не должна морально устареть. Тапоручне. И если дверь не закрыкое под силу только крупным произволась, умная электроника держит дителям. автобус на ручнике, ждет, пока все Второй вариант - каркас, обшитый утрамбуются. Хорошо, если дожстальным листом. Технология гибкая и дется... Да и дороги у нас поухаотносительно недорогая. Остов сварен бистей. В общем, пришлось дораиз коробчатых профилей, так что внобатывать, подобрав заодно собстсить изменения очень просто: нужное - венные комплектующие. приварил, лишнее - отрезал. Так, в чаМАЗ-107 тоже делают по «нестности, работает немецкая фирма оплановской» технологии. Заготов«Неоплан». Взвесив свои возможности, ки каркаса - оцинкованные прямоМАЗ подписал договор именно с этой угольные трубы - закрепляют на фирмой. И приобрел права на констбольшом листе в специальных конрукцию, дизайн и технологию. А свадукторах. Так сваривают боковирочную оснастку, сборочные кондуктоны, пол и потолок. На стапеле их ры и документацию получил натурой. соединяют в единое целое. КолесПервый блин вышел комом - не учли ные арки и часть пола зашивают западноевропейцы наших специфичелистами нержавеющей (!) стали. ских условий. Сделали, например, узСледующий этап - рихтовкаМИНСКИЙ АВТОБУСНЫЙПомимо традиционных большегрузов, на МАЗе выпускают автобусы. Сегодня в серии городские машины МАЗ-103,104 и 105, пригородные МАЗ-103С и 104С, междугородные МАЗ-152 и 152А и даже троллейбус МАЗ103Т. Филиал по производству автобусов МАЗ организован в 1999 году. На первом этапе для отработки технологий и обучения персонала собирали автобусы из импортных комплектующих. Параллельно разработали собственную конструкторскую документацию на основные узлы и детали под технологию стран СНГ. Первый опытный образец городского низкопольного автобуса собственной конструкции МАЗ-101 появился уже в 1995-м. В 2000 году автобусное производство МАЗа вышло на уровень 500 машин в год. Но уже разработана программа увеличения выпуска до полутора тысяч. Автобусы и троллейбусы спроектированы в соответствии с европейскими стандартами, директивами ЕЭС и Правилами ЕЭК СОН. Серийно выпускаемые модели имеют сертификат «Одобрение типа транспортного средства».МАЗ-107ОБЩИЕ ДАННЫЕ: число мест для сидения - 27-31; общее -140-150; полная масса - 24 500 кг; максимальная скорость - 78 км/ч; запас топлива - 220 л. ДВИГАТЕЛЬ: «Рено-06.02.26\/41», шестицилиндровый, дизельный, расположен сзади продольно, ПОДВЕСКА: пневматическая с телескопическими амортизаторами, З АДНИЙмост жесткая балка с двойной разнесенной передачей.ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ ЦЕНА: 100 ТЫС. ДОЛЛ.** КО БЩИЕ ДАННЫЕ: число мест для сидения - 44+1, общее -136; полная масса - 25 500 кг, максимальная скорость -100 км/ч; запас топлива - 310 л. РАЗМЕРЫ, мм: длина -14 950; ширина - 2470; высота-3150; база -7380+1300. ДВИГАТЕЛЬ: «Скания-Р8С915», шестицилиндровый, дизельный, с турбонаддувом, расположен сзади продольно; рабочий объем - 9 л; мощность - 228 кВт/310 л. с. ТРАНСМИССИЯ: привод на среднюю ось; коробка передач - ZF-5HP600, автоматическая пятиступенчатая. ТОРМОЗА: передние - дисковые, задние - барабанные, с АБС «Вабко».3s_i3tcПУТЕВКА № 1. ПОДМОСКОВЬЕ: СТАНЦИЯ МЕТРО «ТЕПЛЫЙ СТАН» ВОРОНОВО АВТОБУСНОЕ АТЕЛЬЕВ0ЛЖАНИН-15М»В нынешнем своем виде 136-местный «Волжанин» идеален для доставки дачников к фазендам (недаром на заводе его прозвали электричкой). Сравнительно небольшие накопители, высокий подъем от задней двери - не помеха на длинном пригородном плече. Распугав «газели», желтый вагон заберет с конечной всех, кто томился в очереди, - еще и место останется. Плавно вырулив на проспект, «Волжанин» в считанные минуты покидает столицу и вырывается на оперативный простор. Мощный двигатель и пятиступенчатый «автомат» позволяют, не напрягаясь, держаться в левомВ 1993 году в Волжском, на площадке «Автоколонны 1732» затеяли сборку ЛиАЗ-5256. В 1999-м начали серийное производство собственных машин: в их разработке помогал немецкий МАН. В 2001-м из ворот завода вышли около 200 «волжан» - городских 5270, пригородных 52701 и междугородных 52702. «Конек» предприятия - долговечность и надежность автобусов, занимающих ценовую нишу между отечественными и импортными машинами. Всех «волжан» комплектуют мостами РАБА, обшивают стальными листами с двусторонней оцинковкой, грунтуют и красят по технологии «Сиккенс». Выйдя из сборочного цеха, каждый автобус отправляется в испытательный пробег, затем на линию инструментального контроля, потом, если необходимо, на доводку Относительно небольшой завод работает по индивидуальным заказам. Покупатель выбирает компоновку салона, число и размер дверей, окраску машины (можно заказать даже металлик), двигатели - ЯМЗ-236НЕ5, МАН или «Катерпиллер», разнообразное дополнительное оборудование. В ближайших планах - освоение «Волжанина-5268», междугородной туристической модели с багажниками объемом 6м3 , и восьмиметрового 44-местного «Волжанина-3290». Последняя новинка - 15-метровый городской «Волжанином» должен стать родоначальником еще одного семейства.1/г( I ТЕХНИКА |каркаса. Цель - подготовить кузов к установке наружных панелей. Самый ходовой инструмент - кувалда. Чтобы не шуметь на весь завод, участок обнесли звукоизолирующими стенами. Здесь же нижнюю часть каркаса (до уровня окон) обрабатывают антикором. Для доступа в скрытые полости сверлят отверстия, закрывая их потом пробками. Распыление - безвоздушное, под давлением 150 атм. Препараты только именитые - «Тектил», «Носидол», «Динитрол» и «Меркасол». Затем автобус ставят на ноги - прикрепляют ходовую часть. Ведущие мосты низкопольных машин традиционно делают портальными. Идея проста полуоси проходят ниже оси вращения колес и соединены с ними бортовыми редукторами. Почти как на военном «уазике», только «вверх ногами» (см. рис.). Схема удобная, но сложная в изготовлении и, згачит, дорогая. На МАЗе поступили проще - сдвинули вбок главную передачу и тем освободили пространство для низкого пола. Интересно, что одновременно к такому же решению пришли и создатели «мерседесов». А вот блокировка дифференциала у городского автобуса никому, кроме нас, не нужна. Передняя подвеска - независимая, с реактивными штангами. Сферический ряду. Вот только на заднем сиденье шумновато. Двигатель стоит изолировать поплотнее, особенно для дальних поездок. полиуретановая многокомпонентная. Смешивают ее в собственной лаборатории. Цветовая гамма - глаза разбегаются. Колер подбирают по желанию заказчика. В готовый остов устанавливают силовой агрегат. Размещается он в задней части салона и спрятан в шкафу. Ведь под пол ляжет только плоский (горизонтальный) мотор, а их раз, два и обчелся. На МАЗ же можно поставить какой угодно. От дешевого ММЗ (Минскийшарнир (ШС), наследство «Неоплана», у нас не прижился - мало служит. Разработали свой - резинометаллический. Упругие элементы подвески - пневмобаллоны. Помимо плавности хода, они придают автобусу возможность «присесть» на остановке. Происходит это автоматически при открывании двери. По заказу опцию можно «ополовинить», стравливая воздух лишь с одного бока. Тогда машина просто наклонится к тротуару. В таком положении в салон легко закатить детскую коляску и войти самому. Но для инвалида-колясочника этого недостаточно. А поставить автобус впритык к бордюрному камню водителю сложно. Чтобы перекрыть щель, нужен выдвижной трап. В перечне дополнительного оборудования он есть, да почти никто не берет... Наружная облицовка - стальной лист с двусторонней оцинковкой. Крепят его контактной сваркой. А чтобы не морщил, предварительно нагревают. Остывая, металл натягивается, образуя идеально ровную поверхность. Остается загрунтовать и покрасить. Краска пассажир в салоне. Увы, такие шасси дороговаты, и «Волжанин» сегодня трехуровневый: в средней части пол низкий, в передней - повыше, назад из салона ведет наклонный пандус в 6°, а с земли - три ступени. Ну, сзади-то всегда будет подъем, иначе автобус придется строить без двигателя, а вот спереди можно поставить портальный мост, перенести часть агрегатов из-под пола под крышу... Заводчане уверяют, что готовы к такой работе. Дорого? Тогда программа-минимум: перепланировка салона. Половину сиМонтажный блок электрический.. ...и пневматический.1Ш8ПУТЕВКА № 2. ТОЛЬЯТТИ: ЦЕНТРАЛЬНЫЙ РАЙОН - АВТОВАЗ В новых просторных городах с мощными пассажиропотоками, но, увы, невеликими бюджетами подобные машины могут прийти на смену дряхлеющим гармошкам «икарусов». Не всякий «миллионник» обзавелся метрополитеном: пустим желтые автобусы в режиме голубых вагонов! Интервал 3-5 минут, только... «Волжанину» надо измениться. Современный городской автобус должен быть низкопольным: от земли 360 мм, одна ступенька - идении долой, расширяем площадки против дверей, отделяем водителя и его половинку двери от салона. И хорошо бы сделать шоферское кресло поворотным: подвеска прижимает порожнее сиденье к рулю. Обязательно ремни или дополнительные ручки на высоких поручнях; неплохо бы поярче осветить ступени (снизу, например) и выкрасить их желтым. Эти мелочи осталось приложить к очень динамичной и маневренной машине. «Электричка» вписывается в 25метровый круг, вычерченный для коротких машин; передние колеса поворачиваются на 55°! ДвигательВ НН1НИИН1моторный) до «Даймлер-Крайслера» и МАНа. А вся адаптация - приварить к кузову соответствующие кронштейны. Коробки передач тоже на выбор. Хочешь - ярославскую механическую, хочешь - «Фойт»-автомат. Правда, последняя на 10 тысяч долларов дороже. Прежде чем укреплять обивку, под потолком салона ставят... ресиверы пневмосистемы. Здесь они надежно укрыты от злейшего врага - коррозии. Все трубопроводы из полиамида: дешевле меди и долговечнее стали. Соединения пневмопроводов очень надежны, так что сжатый воздух не уходит без пользы в атмосферу. Контрольные выводы скомпонованы в одном месте - блоке диагностики пневмоаппаратуры. Еще один монтажный блок - в цепи электрооборудования: там собраны все предохранители и реле, а неисправную цепь укажет зажегшийся светодиод. ПУТЕВКА № 3. АЭРОПОРТ ВОЛГОГРАДА: ПЕРРОН - ТРАП ТУ-134 Наш герой как будто родился с мечтой работать в паре с самолетом на просторном летном поле. Убрать из салона сиденья, оставив лишь задний ряд над мотором, на арках колес огородить площадки для багажа, обязательно изолировать место водителя. Теперь двумя «волжанами» можно подвезти пассажиров с ручной кладью даже к большому лайнеру вроде Ил96. Конечно, для аэродромной версии, как и городской, низкопольный вариант предпочтительней. Но небогатые российские аэропорты и неизбалованные пассажиры обрадуются и нынешней машине. Тем более, что на недлинных маршрутах по гладкому бетону импортному шасси и оцинкованному кузову можно давать гарантию куда большую, чем один год (10 лет от сквозной коррозии) у нынешних «волжан».ная. А значит, оснащена АБС, ПБС, тонированными стеклами, блинкерным табло (с двухцветными поворотными ячейками), бортовым компьютером и прочим. If! 480. Обилие опций сделало управление легким и приятным. Несмотря на три тонны балласта (им заняты все сидячие места), автобус легко держится в потоке. Удивительно быстро возникло «чувство машины». А как кстати приПозаботились ио пожарной безопасшлась коробка-«автомат»! Воистину ности. Отделочные материалы для санезаменимая вещь. Если переключать лона - огнестойкие, на что есть соответвручную - в среднем две тысячи раз за ствующий сертификат. Сравните: смену. Кто работал на линии, тот пой«обычный» автобус сгорает до каркаса мет. за восемь минут, МАЗ тлеет целых соПосле двухсоткилометровой обкатрок, при этом пламя в салон не пробики автобус поступает к заказчику. При вается! Дополняют картину аэрозольграмотной эксплуатации ресурс состаные капсулы системы пожаротушения. вляет 600 тыс. км. Из них 80 тысяч - гаСрабатывают они автоматически, если рантийные. Кузов способен сопротивтемпература в «зоне ответственности» ляться сквозной коррозии десять лет. превысит 170°С. Достоинства весомые. Но есть у этих В мороз за дело берется другая системашин и уникальное преимущество. ма - отопления. Радиаторы, подклюОни максимально унифицированы с ченные к водяной рубашке мотора, тягрузовиками и троллейбусами той же нутся вдоль всего салона. Два ветродуя марки. А универсальный склад запчасоздают тепловую завесу у дверей, а стей для объединенного автохозяйства еще один нагоняет тепло для водителя. - просто клад! Боковые стекла его кабины и все наНе станем утверждать, будто МАЗружные зеркала, естественно, с подог107 - лучший в мире автобус. Но ведь ревом. покупают же его собратьев даже в Вен1»1 В общем, машина вполне современгрии - на родине «Икаруса»!ШГЩшёПУТЕВКА В ЖИЗНЬ Сегодня у «Волжанина» нет даже собственного индекса, это пока удачная концепция. Маркетологи прикинули цену: 125 тысяч долларов (на ином шасси, не исключено - оригинальном, автобус может стать дешевле). Молод, с неплохими данными, из хорошей семьи - ну, не может он остаться без работы. 1*11/2014<