I КЛУБ АВТОЛЮБИТЕЛЕЙ |В ПОДВЕШЕННОМ СОСТОЯНИИКАК ЗАКЛАДЫВАЮТ ОСНОВУ КОМФОРТАровалась под полную нагрузку, поэтому с частичной плавность хода была ниже «жигулевской», а задок казался приподнятым. Зато иномарки при полной загрузке «заваливаются» назад, ибо у них за статическую, как правило, принята европейская нагрузка - три человека. Тольяттинцы, естественно, тяготеют к Европе. В проектных расчетах плавность хода при статической нагрузке характеризуется частотой свободных колебаний кузова. Она в основном зависит от соотношения массы, приходящейся на колесо, и вертикальной жесткости подвески. Для человека наиболее приемлема частота, близкая к1 Гц (одно колебание в секунду) - как при ходьбе. Чтобы свести к минимуму раскачивание машины на шоссе, частоту колебаний задней подвески целесообразно сделать примерно на 15% больше передней. Кроме того, хорошо бы достичь постоянства выбранной величины во всем диапазоне нагрузок. Для этого можно, например, применить упругие элементы с прогрессивно увеличивающейся жесткостью (пружины с переменным шагом или диаметром навивки, рессоры с последовательно «включающимися» листами). Либо так подобрать форму и размеры ограничителей хода сжатия, чтобы они служили дополнительными буферами. Желательная характеристика подвески легкового автомобиля приведена на рисунке. Тангенс угла наклона касательной к кривой в любой точке определяет жесткость подвески для соответствующей деформации. Роль усилия (нагрузки на колесо)/ФАКУЛЬТАТИВТЕКСТ / ВИТАЛИЙ УРЮКОВИнженеров-подвесочников чаще ругают, чем хвалят. Одного пассажира трясет, другого укачивает, третий, загрузив багажник, хнычет, что фартуки задних колес скребут по асфальту. Надо что-то делать! Не перевелись еще любители утереть нос профессионалам и чтонибудь «улучшить» - поставить, к примеру, пружины потолще или амортизаторы помощнее. Неужели все так просто? И чем, интересно, думает конструктор? Любая подвеска состоит из направляющих (рычаги, штанги), упругих (пружины, торсионы) и гасящих (амортизаторы) элементов. Рессоры объединяют функции двух первых. Для реализации своих замыслов конструктору надо сначала решить главную задачу - отвоевать у компоновщика как можно больше места для подвески. Тогда проще согласовать ее вертикальную жесткость и ходы, а рычаги сделать подлиннее - уменьшатся углы качания в шарнирах. Кстати, обычные сайлент-блоки хорошо работают при закрутке на ±15°. При больших углах приходится усложнять их конструкцию. Когда пространство под подвеску определено, решается следующий принципиальный вопрос - о статической нагрузке автомобиля. Исходя из нее, закладывают оптимальные параметры подвески по плавности хода, положению кузова (пол или порог должны быть горизонтальны), управляемости автомобиля. У разных конструкторских школ свой подход. Подвеска классического «Москвича», к примеру, проектипояснений не требует, влиять на него конструктор практически не может. Остается деформация (прогиб или ход) подвески - с ней можно «поиграть», она зависит от выделенного пространства и особенностей автомобиля. Заданные частота колебаний и статическая нагрузка определяют статический прогиб подвески. Но комфорт пассажиров в немалой степени зависит и от ее динамического хода (до сжатия «металл-металл»). Если он будет мал, удары на колдобинах (пробои подвески) скоро превратят буфера сжатия в труху, а из седоков вытрясут душу. Поэтому чем больше динамический ход, тем лучше. Его величина для передних подвесок легковых автомобилей обычно составляет 80-110 мм, а для задних -100-140. Меньшие значения обычно принимают для машин, которые редко будут съезжать с хороших дорог. Кстати, при пробое подвески до упора витки пружин не должны соприкасаться, а амортизаторы иметь запас хода. Ход отбоя, как правило, делают равным 1,0-1^ динамического хода. Один из самых распространенных ограничителей хода отбоя - амортизатор. Чтобы уменьшить удар при «выстреливании» подвески вниз, вводят дополнительные буфера внутри амортизатора. Иногда буфер стоит отдельно, а ход ограничивают рычаги подвески. Тогда амортизатору нужно иметь запас на растяжение. Если решено применять пружину, она при полном отбое должна оставаться в чашках, то есть быть слегка поджатой. Зная потребную жесткость подвески, ее ход и размеры направляющего аппарата, можно рассчитать упругий элемент. Что это будет - винтовая пружина, рессора или торсион - не важно. Затем наступает черед амортизатора. Его характеристика призвана обеспечивать оптимальное соотношение ftоО >!0,61^ p,6W, /хм** tnУ|, f>forf<'*"" >Деформац ад подвески =£>Рекомендуемая характеристика подвески легкового автомобиля: Р0 - статическая нагрузка; \„ - статический прогиб; \ т - динамический ход; tmi ход отбоя; точка 1 - включение буфера сжатия; точка 2 - включение буфера отбоя. На правах рекламыНАША СПРАВКАНеподрессоренная масса - массы всех деталей, вес которых на неподвижном нагруженном автомобиле непосредственно передается на дорогу. К ним относят колеса и детали, связанные с колесами через подшипники (поворотные кулаки, цапфы, балки зависимых подвесок). Кроме того, часть массы деталей, соединяющих колесо с кузовом (рулевые тяги, штанги и рычаги подвески, пружины, амортизаторы, плечи стабилизаторов). Подрессоренная масса - массы всех остальных деталей. Центр крена подвески - мгновенный центр перемещения или точка, остающаяся в покое при кренах подрессоренной части кузова или разных по знаку, но одинаковых по величине перемещениях колес. демпфирования кузова и колеса. Кузова - чтобы гашение колебаний было быстрым, но не резким. Колеса - чтобы оно в движении не скакало по дороге. Это соотношение зависит от динамической жесткости шины, вертикальной жесткости подвески, приведенной к колесу, и величины подрессоренных и неподрессоренных масс. Напоследок необходимо решить: нужны ли автомобилю стабилизаторы поперечной устойчивости, хватит только переднего или ставить и задний? В расчете используются уже и геометрические параметры автомобиля - высота центра тяжести и центров крена подвесок, колея колес. Учитывается и вертикальная жесткость шин. Угол крена не должен оказаться излишне большим, чтобы машина не была валкой, а пассажиров и груз не мотало из стороны в сторону. Но недопустима и полная «непреклонность» - ухудшится ощущение дороги у водителя. Обычно под действием боковой силы, равной 0,4 полного веса автомобиля, кузов должен накрениться на 6-7°. Соотношение угловых жесткостей спереди и сзади, впрочем, как и остальные параметры подвесок, уточняют при натурных испытаниях. Как правило, угловая жесткость, отнесенная к доле массы подрессоренной части, для передней подвески в полтора-два раза больше, чем для задней. Все остальное - углы установки колес, эластокинематика подвесок, способность опор телескопических стоек и шарниров амортизаторов демпфировать вибрации, податливость системы «кузов-руль-подвеска» и многое, многое другое - вещи весьма специфические. Автолюбителю не стоит забивать ими голову. Запомнить полезно другое - чудес в технике не бывает. Поставите широченные и тяжелые «лапти»-колеса амортизаторы не смогут остановить их размах и подвеска долго не протянет. Высокие пружины - не останется хода отбоя, на кочках подвеска задергает и кузов и вас. Впрочем, на машину можно поставить пружины и от электровоза - поедет! Или приварить вместо амортизаторов стальные прутки - крены исчезнут вовсе. Получится «почти формула 1». Безусловно, изменить характеристики подвески можно и самому - в разумных пределах. К примеру, поставить чуть более жесткие (процентов на пять-семь) пружины, подходящие по высоте и диаметру. Или «тюнинговые» амортизаторы. Только потом, когда будут до срока «лететь» сайлент-блоки или «неожиданно» поползут трещины по кузову, не обижайтесь на заводских инженеров. Если уж очень хочется чего-нибудь особенного, не торопитесь, поинтересуйтесь последствиями у предшественников - они это уже проходили. 1»|www.permatex.comО Формирователи прокла, заменяющие любые 1тампованные ШШ >езиновые прокладки . С л ей-герметики. гперклеи: жидкие, тевые, с преи , " х олодные сварки". ® Смазки? л итиевые , , т IЧА силиконовые,медные. ® О чистители : топливных систем, тормозов, аккумуляторов, контактов! радиаторов.^9П0Л>1О Очистители рук: ш ирок : гамма, разная фасовка. Для использованиявгараже , д омаи на работе . Содержат смягчающие кожу кремы и лосьоны. О Профнаборы для ремонта : лобового стекла, нитей и контактов обогрева заднего стекла, пластиковыми металлических еммУетей, включая радиаторы и глушители.К ^Гарантия качествен* ремонта и обслужи! Вашего atIHTTOWv