70
71
I ЭКОНОМИКА /ЧТО ПОЧЕМ?ТЕКСТ / БОРИС ХУБАЕВНАСТОЯЩЕЕ ЗОЛОТО НСО ВРЕМЕНЕМ ОНО ТОЛЬКО ДОРОЖАЕТ...ТЕКСТ / АНТОН ЧУЙКИНОтечественные машины никак нельзя назвать золотыми. Хотя, если иметь в виду стоимость... Проследим, как дорожали автомобили ВАЗ во второй половине 2001 года. На диаграмме приведены отпускные цены завода на машины в максимальной комплектации (ныне она называется «люкс»). «Классика». После весьма значительного подъема в первом полугодии цены на «жигули» приостановили свой бег. Совершенно очевидно, что подорожание и темпы продаж взаимосвязаны (обратно пропорциональны). Соответственно, дилеры испытывали некоторые трудности с реализацией «классики», пока покупатели привыкали к новым ценам. Период стабильности вряд ли будет долгим: скорее всего, в начале 2002 года голубая линия (см. диаграмму) поползет вверх. Переднеприводные модели. «Самары» и «десятки» в целом дорожали равными темпами, превысив в конце года примерно на 10% июньский уровень. В наименьшей степени пострадали нынешние покупатели ВАЗ-21113 и 2112 - за шесть месяцев цена выросла на 4-5%. К слову - о затоваривании. В конце прошлого года оно якобы случилось на ВАЗе, и в первую очередь встали продажи переднеприводных машин. Все верно - именно они и дорожали, только вот «затоварился» не ВАЗ, а его дилеры! Завод, простите, впаривал продавцам подорожавшие автомобили, а те, скованные дилерскими договорами, принимали диктуемые условия. Результат - работа в убыток себе: в середине ноября у тольяттинских фирм можно было купить «восьмерку» за 127 тыс. руб. при отпускной цене... 127-131 тыс. руб.! «Нива». Автор, владелец четырехлетней ВАЗ-21213, с тихим ужасом взирает на график цен: еще немногои новую машину не потянуть! Остается надеяться на затишье после столь бурного взлета. Итак, по всей вероятности, заводские цены начала 2002 года неприятно удивят поклонников заднего привода, а приценивающиеся к переднему и полному вздохнут с облегчением. Правда, есть еще такой фактор, как пошлины на подержанные иномарки... Вряд ли они развяжут руки заводам, но некий прыжок цен могут спровоцировать. Очень велик соблазн сравнить рост стоимости автомобилей с ценами... ну, скажем, на колбасу - чтобы оценить инфляцию. По здравому размышлению автор выбрал иной продукт, из разряда не повседневных, но приятных. Шоколад «Альпен Гольд» (настоящее золото Альп) выпускают в российском Покрове и поставляют в магазины по ценам, динамика которых приведена на диаграмме. Что ж: не покататься на новенькой «Ниве», так хоть сладкого отведать... 1*1РОСТ ОТПУСКНЫХ ЦЕН НА РОССИЙСКИЕ ТОВАРЫ(II полугодие 2001 г.)15.06170715.0917.10 01.11 2001г.есмотря на многовековой опыт рыночных отношений старушку Европу порой лихорадит от борьбы за... свободу коммерции. Торговать, скажем, ботинками или телевизорами здесь может любой было бы желание и стартовый капиталец. Но продажей новых автомобилей занимаются только фирмы-любимчики компаний-производителей или, как у нас говорят, блатные. Виной тому так называемый «свод послаблений» (block exemption), введенный властями ЕЭС еще в 1985 году как временная мера и разрешивший производителям автомобилей самим назначать себе дилеров, диктовать цены на машины и их сервисное обслуживание. Мотивация, с которой удалось протащить упомянутый «блок», до боли знакома и нашим предпринимателям, привыкшим обивать пороги чиновничьих кормушек вроде транспортных, пожарных, санитарных и прочих инспекций. К источникам повышенной опасности нужен особый подход... Но если наш «серый» дилер сообразит, как обойти грабительские поборы и выжить даже без льготных поставок от завода-кормильца, то западный привык жить честно... По настоянию вошедших во вкус промышленников десятилетний срок действия эксперимента был в 1995 году продлен еше на семь лет. 30 сентября 2002 года «свод послаблений» должен быть отменен, на чем настаивает Комитет по защите свободной конкуренции при ЕЭС и чему яростно сопротивляется промышленное лобби в Совете Европы. Доводы в защиту своих льгот рассчитаны явно на несведущих в технике парламентариев: дескать, автомобиль - невероятно сложное изделие и обслуживать его с учетом требований безопасности и экологии сумеет только представитель фирмы-изготовителя. Тогда, в 1985-м, фабриканты обещали, что их жесткий контроль над дилерами позволит удержать почти одинаковые (±12%) цены на машины во всех странах Евросоюза. Разумеется, обманули - сегодня разница доходит до 60% (!). О тех находчивых, которые захотят купить машину где-нибудь в Португалии и перегнать к себе в богатую Баварию (совместив отдых на пляже с экономией ДИЛЕРАМ ВОЛЮ!«СЕРЫЕ» ПРОТИВ «ОФИЦИАЛЬНЫХ»нескольких тысяч долларов), чиновники тоже позаботились: никаких «автотуров» - в каждой стране ЕЭС своя индивидуальная омологация моделей. Отчасти это справедливо, ведь технические требования к машине для холодной Скандинавии заметно отличаются от предусмотренных для жаркого Средиземноморья. Но при чем тут разница в ценах? Ненавязчивый сервис официальных, представьте себе, и в цивилизованной Европе отвращает от себя клиентов - до 40% автовладельцев пользуются им, только пока действует гарантия, а затем уходят в гаражи. Разумеется, это не железные боксы вдоль высоковольтных линий, как у нас, - маленький частный сервис с одним подъемником может находиться ив центре/КОНФЛИКТЫПарижа. Его хозяин с одинаковым успехом починит и «Рено», и «Инфинити», и даже «Жигули», а любые запчасти ему подвезут через полчаса - стоит только позвонить. Если в России ремонт у знакомого Сереги просто дешевле, чем на СТО с белоснежным офисом и менеджерами в мини-юбках, то для европейца обслуживать любимое авто у Гастона, Курта или Джованни стиль жизни. Пусть другие сдают машину обезличенно, а мне приятно платить деньги хорошему человеку, которого знаю много лет - он чинит на совесть и надолго. Итак, подмять под себя весь автосервис заводам не удастся - он так и будет наполовину гаражным, но вот отвоевать у официальных торговлю будет весьма проблематично - здесь Комитет по защите свободной конкуренции чересчур оптимистичен. Ну как заставишь производителя продать партию машин тому, кому он не хочет? Он найдет сотню причин, чтобы отказать! Покажи, мол, свой оснащенный по последнему слову техники сервис, а мы еще подумаем, соответствует ли он нашим требованиям. Даже если прижать автомагната каким-нибудь вновь испеченным антимонопольным законом, он все равно сможет манипулировать дилерами методом дополнительных скидок, кредитов и т. д. Но в любом случае «серым» с отменой льгот для официальных станет полегче. А в конечном итоге выиграет потребитель прежде всего, материально. Ждать осталось меньше года, а там посмотрим... 1»1На правахрекламыС НоЬым годом!!! ликви моли*АЮВИМАЯ МАРНА,В ГЕРМАНИИСДЕЛАНОМАСЛА * ПРИСАДКИ * АВТОКОСМЕТИКАЛИКВИ МОЛИ Россия —т. (095)129-4198 ф. (095)728-3857 www.liquimoly.ru e-mail:[email protected]Региональные дилеры: Волгоград (8442) 40-03-12: Воронеж (0732) 54-32-86; Ижевск (3412) 78-48-67: Краснодар (8612) 60-17-25; Нижний Новгород (8312) 16-64-13: Новосибирск (3832) 11-98-96; Орел (0862) 77-02-15; Ростов-на-Дону (8632) 92-32-59; Рязань (0912) 20-55-15; Самара (8462) 34-93-27; С.-Петербург (812) 245-28-45; Сыктывкар (8212) 21-52-84; Челябинск (3512) 65-91-89: Екатеринбург (3432) 49-88-61; Смоленск (0812) 59-61-36; Астрахань (8512) 36-95-92; Курск (0712) 56-25-47; Пыть-Ях (34614) 6-57-03; Тюмень (3452) 39-02-75: Коломна (26) 15-07-67; Белгород (0722) 26-15-08; Владимир (0922) 36-64-20; Саратов (8452) 33-09-80ш