58
59
ТЕХНИКА /НОВИНКИМАТЕРИАЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ / А ЛЕКСЕЙ ВОРОБЬЕВ-ОБУХОВ ФОТО / ГЕОРГИЙ САДКОВИ «ДЕЛФАЙ»ПОСМОТРИТЕ: ВОТ ОН ПО КАНАТАМ ИДЕТ...ВОЗМОЖНО, ЭТИ СТРУНЫ ВЕДУТ ПРЯМИКОМ В БУДУЩЕЕтрасса будет стоить те же 1,5-2 миллиона и обеспечит пропускную способность порядка 100 тысяч пассажиров и более 100 тысяч тонн грузов в сутки. К тому же потребуется минимальный землеотвод, сохранится почти в первозданном виде природа. В труднодоступной местности севернее БАМа струны Юницкого могут оказаться единственно приемлемым вариантом развития транспортной сети. Все эти доводы хороши, но был у новой идеи серьезный недостаток: ни одного реального километра никто не видел. А чтобы построить его, нужны как раз те самые 1,5-2 миллиона «зеленых», которые просто так, под идею, никто не даст. На помощь пришел Центр ООН по развитию населенных пунктов, выделивший грант на строительство первой экспериментальной линии, кое-что добавила администрация Красноярского края, и дело завертелось. В августе 2001 года в Озерах начали монтаж первой анкерной опоры, а в конце октября мы уже побывали на пуске первого 150метрового отрезка будущей 10-километровой трассы. Грузовик здесь использован лишь в качестве примера тяжелого самоходного транспортного средства; в перспективе - создание обтекаемых грузовых и пассажирских модулей разных размеров и грузоподъемности, работающих на электротяге. Если электрически изолировать рельсы друг от друга, можно сделать токосъемниками стальные колеса, подобно поездам игрушечных железных дорог.Вподмосковных Озерах родились первые сотни метров принципиально новой струнной транспортной системы (СТС), придуманной российским изобретателем Анатолием Юницким. Представьте себе железнодорожное полотно... поднятое в воздух на стальных опорах. Ездить по нему, конечно, будет невозможно: тяжелый состав просто погнет рельсы! Юницкий нашел выход. Он сделал рельсы полыми, внутри них натянул стальные канаты с усилием 250-1000 тонн. По таким струнам уже можно пускать любую тележку, но только малой скоростью. Ведь как струну ни натягивай, все равно между опорами она будет провисать и быстро движущийся экипаж, раскачавшись, просто вылетит с трассы. Поэтому и потребовалась жесткая оболочка - рельсы. Как видно на схеме, канаты внутри натянуты с прогибом, но пространство вокруг них заполнено особым составом. В результате удалось сделать сам рельсовый путь идеально ровным, что и снимает ограничение на скорость транспортных модулей.Земля ушла из-под колес ЗИЛа.Зачем все это нужно? Ответ дают экономика и экология. Сегодня строительство одного километра железнодорожного пути обходится в 3-5 млн. долларов, автострады - 5-10 млн., монорельсовой трассы - 4-10 млн. Пожалуй, лишь канатная дорога требует «всего» 1,5-2 млн. долларов на километр, но быстро по ней не поедешь. Расчеты показывают, что струнная Такие вагончики, возможно, будут катать нас в будущем через всю страну.^*£с^?«^•«^jcetisijKj i*/e^tr*r к ВНЕШНОСТЬ ОБМАНЧИВАВ ЭТОМ «ПЕЖО-206» МНОГОЕ НЕПРИВЫЧНОиод индексом «206» скромН анаябортутехнологий». Созданный в надпись «Демонстратор экологических рамках договора между «Пежо» и «Делфай», этот автомобиль показывает, на что способна техника сегодняшнего для, собранная в одном, пусть и стандартном кузове. Мотор - дизельный, объемом 1,4 л, с топливной системой «коммон рейл». Изюминки - быстродействующие форсунки и общая шина сферической формы, где давление поднято до 160 МПа/1600 бар (ЗР, 2001, № 4). Агшетит автомобиля уменьшили известным способом «старт-стоп»: при остановках в пробках или перед светофорами мотор выключается. Нажали педаль сцепления - пустился вновь. Новое в данном решении - навесной (а не сблокированный с маховиком двигателя) стартер-генератор «Энерджен-5». Внешне он мало отличается отстандартногои истгому может быть установлен на любом моторе. Пускает он двигатель через... ременную передачу. Еще немного сэкономили благодаря оригинальному кондиционеру (отказаться от него вовсе на современном автомобиле не решились). У него компрессор с неременной производительностью. По сравнению с традиционным, отбирающим от двигателя одинаковую мощность в любом режиме, этот экономит до 10% топлива. Продукты сгорания, разумеется, вылетают в выхлопную трубу - но не сразу, а пройдя фильтр частиц и нейтрализатор. Перед ними еще одна новинка плазменный реактор, в котором электроны, разогнанные до высоких скоростей, атакуют молекулы отработавшихВ новых форсунках запирание осуществляется не только под воздействием пружины, но и за счет разности давлений в полостях над и под иглой. А управляет этим клапан, изменяющий потоки топлива через тщательно подобранные жиклеры.Колеса - не просто ролики. Специальные плоские пружины обеспечивают некоторую свободу по ширине колеи.1 1334"II ™Т~ч2-4Путевая структура Юницкого в разрезе: 1 - головка рельса; 2 - оболочка рельса; 3 - канаты; 4 - наполнитель.Пусть пока это всего лишь «Демонстратор», но благодаря «Энерджену-5», совмещающему в себе генератор и стартер, на нем уже можно ездить, оберегая природу, экономя топливо.Теперь немного о впечатлениях. Самыми сильными они оказались у нашего фотографа, храбро занявшего место рядом с водителем (пилотом?) и наблюдавшего в видоискатель, как земля буквально уходит вниз из-под капота. Автор же старался оценить колебания и прогибы пути под поднимающимся ЗИЛом. Они были минимальными и не вызывали опасении за исход эксперимента. Жаль только, что "разогнаться на 150 готовых метрах было негде. Ну да все еще впереди... А кстати, что впереди? На одном из плакатов была представлена будущая сеть СТС, покрывающая весь север России вплоть до Берингова пролива. Честно говоря, чем-то все это напомнило Нью-Васюки из произведения наших классиков. Как ни малы относительные затраты на километр, но умноженные на десятки тысяч, они вырастают до невообразимых величин. Другое дело, что СТС представилась вполне работоспособной трассой и могла бы уже сейчас решить некоторые локальные задачи в той же Москве с дорогой землей, насыщенной коммуникациями, и районами, расползающимися за пределы МКАД. В конце концов, монорельсовые дороги работают в некоторых городах мира: почему бы нам не сделать что-то неповторимое?j^ l^tC^ZAMMMгазов. При этом образуются свободные радикалы кислорода и азота, ускоряющие доокисленис NO в NO z . В результате на 70% снижается содержание окислов азота и на 30% - частиц сажи. Это еще не все, некоторые новинки прячутся иод кузовом. Все узлы подвески сделаны из алюминиевых сплавов. То же относится ик тормозным дискам. Результат - снижение неподрессоренной массы на 42%. Гидравлический привод тормозов уступил место электрическому, включая стояночный автоматический тормоз. Троганье с места на подъеме превращается в детскую забаву. Обычно концепты привлекают публику на автосалонах броским футуристическим дизайном. «Делфай», будучи поставщиком комплектующих узлов и систем, пошел другим путем - создал новейший автомобиль в привычном обличье.feBJjBjКпалан открыт Фйрсуим otKpM»»Кгмгкм мярмт Щтщтш чщ швЛ Форсу*<ка эмшыал«сся**b с -faiewjxb,. ?